Игрушка как средство развития личности дошкольника


Актуальность. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Примером могут служить различные обучающие игры дошкольников, массовые патриотические игры подростков. То же можно сказать и в отношении игрушек. Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Ведь игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в его играх. Она побуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.
Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, т. е искусства, украшающего наш быт, имеющего совершенно определенное назначение – служить человеку и радовать его. Первые игрушки  возникли на этапе развития общества, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка. Они представляли собой уменьшенные копии орудий труда, с которыми дети могли упражняться в условиях, приближенных к деятельности взрослых. В России, начиная с 12 века, появляются народные промыслы игрушек – глиняных, резных. Фабричное производство игрушек отсутствовало. На территории Тамбовской области была распространена народная игрушка – глиняная и тряпичная. Но уже в начале 20 в. в процесс обучения и воспитания детей включали игрушки, которые в современных психолого-педагогических исследованиях получили название дидактические игрушки.
I. Значение игрушки в развитие личности дошкольника.
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра - основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транспортировка кубиков в автомобильчике. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям. В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки - «орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Таким образом, самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям. Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности. Совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.
II. Современная классификация игрушек.
1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т.д.).
2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства).
3. Строительные и конструктивные материалы
4. Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов.
5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания.
6. Театрализованные игрушки - это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки)
7. Звучащие и музыкальные игрушки.
8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями.



III. Психолого – педагогические требования к детской игрушке.
Ввиду того, что игрушки имеют большое значение для развития детской игры, следует обратить внимание на их подбор. Специалист, помогающий родителям выбирать детские игрушки (психолог, воспитатель яслей и детского сада, работающий с семьей социальный педагог, педиатр, продавец-консультант отдела игрушек и др.) должен обращать их внимание на то, что внешняя привлекательность игрушки обязательно должна соотноситься с ее педагогической ценностью и безопасностью для здоровья ребенка.
Игрушки не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, животные);
провоцировать сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать нездоровый интерес к сексуальным вопросам, выходящим за компетенцию детского возраста.
Они должны:
обладать дидактическими свойствами (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом, формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
возможностью применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
высоким художественно-эстетическим уровнем либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.
Они носят характер пожелания. Игрушки, отвечающие этому уровню, получают режим наибольшего благоприятствования на территории России. Многие психологи и педагоги в настоящее время проводят различные экспертизы современных игрушек. Эти экспертизы опираются на объективные, научно обоснованные критерии оценки развивающего значения игрушек. Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр. Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание иоперации. Мотив к игре лежит в самом процессе. Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности. Внешне не должны раздражать своим цветом. Если в игровой комнате будет засилье красок, форм, мелькающих картинок, предметов и т.д. Психика ребенка не справится - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представления о хорошем и плохо деформируются.
Основное требование к игрушке - максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития.
Таким образом, основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельное действие ребенка.
IV. Методика использования игрушки для развития творческой деятельности детей.
Творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего.Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. С самых ранних лет игрушка способствует развитию творческих сил ребенка, именно она помогает обогащению его фантазии. Огромное значение в творческом развитии ребенка имеет игрушка – самоделка. Редкий ребенок не имеет дела с такой игрушкой – от самой примитивной, сделанной им по мере своих возможностей из бумаги, тряпочек, спичечных коробков, из глины, палочек. Это первый творческий труд ребенка наряду с рисунками всегда выражает не только его творческие способности, но и техническое изобретательство, конструкторские возможности.
Методика подачи той или иной игрушки зависит от ее типа, возраста ребят и тех задач, которые ставит перед собой педагог. Главные изменения, происходящие в сфере воображения, связаны с тем, что в репертуар игрового поведения детей прочно входят замещения. Практически все дети без труда и самостоятельно находят среди полифункциональных предметов реально отсутствующие, но необходимые им объекты и свободно включают их в игру. Такие показатели, как: а) самостоятельный выбор предметов- заместителей; б) гибкость в изменении функции предметов; в) оригинальные названия и действия; г) критичность к замещениям партнера, которая свидетельствует о наличии своего особого видения окружающего, в совокупности свидетельствуют в пользу того, что воображение в этом возрасте приобретает творческий характер.
Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки и, конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью. В старшем возрасте ребята требуют игрушку более усложненную. Им не так важно сливаться в действии с игрушкой, сколько управлять ею, режиссировать, рассматривать, понимать технику, механизм, заставить его действовать, менять содержание набора. Для этого возраста крайне важны все конструктивные и технические свойства игрушки, позволяющие богато использовать их в игровом и познавательном смысле.
Из игрушек-образов нужны не отдельные крупные игрушки, а наборы на определенные темы, дающие простор сюжетной игре, отображающей современность с ее бытом, строительством, техникой. Такие игрушки закрепляют и расширяют опыт ребят, развивают их творческое воображение, объединяют коллектив и вносят большую радость в детскую жизнь. Игры с сюжетной игрушкой должны проходить организованно. Время на эти игры надо отводить регулярно, предоставлять возможность пользоваться всеми сюжетными игрушками и строительными материалами, из которых ребята строят необходимые здания как дополнение к игре. При этом если детям не хватает тех или иных игрушек, фигур, педагог может предложить ребятам сделать их самим сейчас же (из картона, бумаги) или наметить изготовление более сложных самоделок (деревянные, из папье-маше и пр.), которые потребуют специального времени.
Роль педагога в процессе игр очень ответственна и активна. Он следит за содержанием, ходом игр, взаимоотношениями детей; вопросами, напоминаниями, советом, внесением добавочного материала способствует богатому и организованному процессу игры. В средней и старшей группе большое внимание должно быть уделено игрушкам третьего типа строительным материалам, конструкторам, разборным моделям, полуфабрикатам.
Сюжетные игры, развертывающиеся благодаря образным игрушкам, ценны для детей дошкольного возраста. Они расширяют жизненный опыт детей. В первую очередь необходимо дать отдельные образы животных (мишку, зайца и др.). Ребенок будет довольно длительно осваивать эти отдельные игрушки, играть с ними, не объединяя их в большой комплекс. Однако необходимо поддерживать стремление ребенка в игре использовать и другой материал, например брусочки, дощечки, палочки, чтобы построить домик, конюшню, клетку и т. п. Для игр с сюжетными игрушками следует иметь эти добавочные материалы и разрешать ими свободно пользоваться. Воспитатель должен следить за развертыванием игр, улавливать содержание и направленность игр, предлагая ребенку или группе ребят добавочные материалы, чтобы натолкнуть их на обогащение содержания игры, на коллективное использование игрушек. Если у детей понижается интерес к игре от бедности игрового материала или от неполадок с ребятами, педагог вносит добавочный игровой материал, уже знакомый ребятам, помогает уладить конфликт. Большое место должен занять неоформленный материал, из которого дети могут делать игрушки, отвечающие их замыслу.
Таким образом, можно выделить этапы развития символических действий с предметами:
На первом этапе ребенок пользуется в игре лишь реалистическими игрушками, а на просьбу взрослого найти отсутствующий предмет либо не откликается совсем, либо отвечает отрицательно. В целом игра на данном этапе находится на низкой ступени развития.
На втором ребенок обнаруживает интерес к замещающим действиям взрослого и сразу же после наблюдения подражает им теми же самыми предметами-заместителями. Однако игровое поведение в целом свидетельствует о том, что такие замещения неустойчивы, некритичны, мало осознаны. Ребенок подражает взрослому, очень смутно осознавая смысл замещения. И на данном этапе игра осуществляется только совместно со взрослым и по его инициативе, оставляя ребенка в целом равнодушным к ней.
На третьем этапе ребенок производит самостоятельную отсроченную имитацию замещающих действий взрослого. При этом наблюдается достаточно прочное и полное их копирование, а так же сосредоточенность детей на их выполнении. Важнейшим фактором, обеспечивающим осознание разрыва между предметом и его значением и возможность переносить это значение на другие предметы, является речь. С ней связано дальнейшее развитие замещений.
На следующем этапе игры в поведении детей наряду с имитационными появляются самостоятельные замещения, не заимствованные целиком из опыта наблюдения за взрослым или совместной с ним игры. Игра все более захватывает ребенка и все чаще разворачивается по его инициативе. Не выходя за рамки предложенного сюжета, ребенок начинает варьировать действия взрослого, внося в них элементы новизны.
V. Характеристика предметно – игровой среды дошкольного учреждения.
Необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы в групповой комнате детям были созданы условия для всех видов самостоятельной деятельности. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке, что позволит детям самостоятельно находить нужный предмет, а после игры убирать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заниматься разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
У малышей должен быть достаточный запас игрушек, который периодически сменяется. Хранить их следует вне группы, чтобы не создавать ненужных раздражителей. В группе же необходимо постоянно иметь на несколько дней тот или иной набор, нужный для игры, убираемый здесь же в шкафы или на полки.
Хранение игрушек в средней и старшей группах иное. В данном возрасте внимание у ребят более устойчиво, в своей деятельности ребенок ставит перед собой определенную цель, вся группа детей участвует в планировке занятий. Старшие ребята сами готовят материал под руководством воспитателя, хорошо знают порядок и место каждой вещи, материалов, берут их по намеченному плану и т. д. Было бы искусственно и неверно для детей старшего возраста иметь лишь материал сегодняшнего дня, боясь отвлечения детей. Таким путем нельзя выработать в ребенке устойчивость, плановость действий, умение идти к цели, несмотря на препятствия. Все игрушки, вводимые в старшую группу, должны храниться здесь же, в порядке, рассортированные по типам, чтобы ребятам было и легко ими пользоваться. Если это загромождает группу, шкаф с некоторым ассортиментом может стоять в коридоре или в другой комнате. Ведают им сами дети, они знают, где что лежит, и берут игрушки, когда нужно.
  Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Исследования показали, что предметно-игровая среда будет эффективно воздействовать на развитие игровой деятельности ребенка-дошкольника при определенных условиях.

·                   Воспитатель должен быть организатором предметно-игровой среды с точки зрения их безопасности, привлекательности, ценностного потенциала и воспитывающего воздействия на личность ребенка.

·                   Ребенок дошкольного возраста должен проявлять интерес к предметно-игровой среде, активно осваивать ее, преобразовывать и самоутверждаться.

·                   Предметно-игровая среда должна быть целенаправленно организована с учетом игровых потребностей ребенка, отвечать соответствующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Принцип активности
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Принцип открытости-закрытости.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.

и требованиям:
закономерностям развития игровой деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,
развивающий характер, соответствовать когнитивной сфере ребенка, т.е. неисчерпаема, информативна,
удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании
Материалы для сюжетной игры:
1 младшая группа
Куклы крупные и средние (10 шт.), мягкие игрушки (18 шт.), игрушки надувные (6 шт.), набор чайной посуды (крупной), набор кухонной посуды (2 шт.), тазики (2 шт.), комплект постельных принадлежностей для кукол (1 шт.), машина крупная (2 шт.), машины средние и мелкие (10 шт.), кукольная коляска (2 шт.), ведёрки (5 шт.), кукольный стол крупный (1 шт.), кукольная кровать (1 шт.), шкафчики для кукольного белья (1 шт.), кухонная плита (соразмерная ребенку) – 1 шт., объемные модули (1 набор), предметы для ряжения, надувной бассейн (1 шт.), палатка – дом (1 шт.), пирамидки (5 шт.), музыкальные игрушки (пианино, бубен, барабан, музыкальные молоточки, музыкальные трещётки, погремушки), каталка – бабочка (2 шт), качалка-кит (1шт), горка (1шт), каталка (2 шт).
2 младшая группа
Куклы крупные, средние (9 шт.), мягкие игрушки (10 шт.), резиновые игрушки (8 шт.), набор «Доктор Айболит», набор «Парикмахер» (1 шт.). набор стиральный (1 шт.), набор чайной посуды крупной и средней (1 шт.), набор кухонной посуды (1 шт.), тазики (2 шт.), ведерки (3 шт.), комплект кукольных принадлежностей (2 шт.), гладильная доска (1 шт.), утюг (2 шт.), «мишка-каталка» (2 шт.), машина (5 шт.), самолет (2 шт.), пароход (1 шт.), кукольная коляска (2 шт.), рули – музыкальные (2 шт.), весы (1 шт.), сумки и корзинки (3 шт.), кукольный стол крупный (1 шт.), кукольная кровать (2 шт.), шкафчик для кукольного белья (1 шт.), кухонная плита (соразмерная ребенку), строительный набор (1 шт.), материалы для игр с правилами: «Рыбалка», «Черепаха Лог», «Логический куб», игра «Дартс», пазлы (крупные и мелкие),«Логическое домино», «Зоосад», «Мозаика», «Кубики».
Средняя группа
Куклы ( 9шт.), мягкие игрушки (8 шт.), машины (5 шт.), пароход (1 шт.), набор «Доктор», наборы для с/р игр (магазин, пароход, парикмахерская), мелкие резиновые игрушки (9 шт.), предметы для ряжения, кукольный театр, набор чайной посуды (2 шт.), набор кухонной посуды (1 шт.), комплект кукольных принадлежностей (2 шт.), сумки, корзинки, рюкзачки (5 шт.), комплект кукольной мебели (1 шт.), кухонная плита (соразмерная ребёнку) (1 шт.), шкаф для кукольного белья, кукольная кровать, стол (соразмерный ребёнку), строительные наборы (3 шт.), коляска (2 шт.), набор овощей и фруктов (1 шт.), пазлы (крупные и мелкие) ( 9 шт.), настольные игры: «Зоологическое домино», «Лото», «Мозаика», «Кубики», «Пазлы».
Старшая, подготовительная к школе группа
Машины (8 шт.), куклы средние и мелкие (10 шт.), мягкие игрушки (7 шт.), коляски (1 шт.), шкаф для кукольной посуды (1 шт.), набор кукольной посуды (2 шт.), кровать для кукол (1 шт.), набор чайной посуды (2 шт.), набор кухонной посуды (2 шт.), одежда для кукол, шкаф для кукольной одежды, плита газовая (соразмерная ребёнку), торшер, гладильная доска, набор «Доктора» (1 шт.), наборы для с/р игр («Магазин», «Парикмахерская», «Пароход», «Банк», «Почта», «Библиотека», «Школа»), самолет, пароход (по 1 шт.), складная ширма, руль, штурвал (1шт.), набор дорожных знаков, светофор (1шт.), крупный строительный набор (1 шт.), набор овощей и фруктов, мелкие резиновые игрушки, деревянный конструктор: «Зоопарк», «Ферма», «Весёлый городок», «Транспорт»; мелкие резиновые фигурки животных, древние поселения, материалы для игр с правилами – кольцеброс, настольно-печатные игры: лото (4 шт.), лото цифровое (1 шт.), домино (4 шт.), шашки, шахматы, кубики, пазлы (по 2 шт.).

Таким образом, умелое руководство педагога, без подавления инициативы детей, четкая группировка игровых материалов, забота о приобретении богатого, разнообразного ассортимента игрушек, плановая подача, связанная с организованным детским опытом, все это должно поднять на должную принципиальную и практическую высоту проблему игры и игрушки, внести оживление и радость в быт дошкольных учреждений.

VI. Анализ предметно – игровой среды старшей группы.
В группе в соответствии с реализуемыми программами созданы необходимые условия для всестороннего развития детей.
Всё групповое пространство доступно детям: игры, дидактический материал, игрушки. Размещение мебели и оборудования обеспечивает удобное наблюдение за всеми детьми, находящимися в помещении, даёт возможность подойти к каждому ребёнку во время обслуживания и занятий. Мебель подобрана согласно росту и возрасту детей имеется маркировка.
В группе присутствуют зоны игровой, театрализованной, музыкальной, изобразительной, конструктивной, речевой деятельности, зона для развития двигательной активности, уголок природы, зона экспериментирования (стол песок-вода), библиотека для детей. Имеется достаточное количество пособий для сенсорного развития. Материал подобран в соответствии с возрастными и гигиеническими требованиями, требованиями техники безопасности.
В группе созданы все необходимые условия для возникновения и развития игровой деятельности. Воспитатель вовлекает детей в игровые ситуации «Покормим куклу», «Путешествие в лес», «Путешествие на ферму». Во время проведения игр прослеживается речевое развитие детей, развитие творчества и выразительности движений при имитации движений животных. Во всех играх дети принимают активное участие. Игровые навыки у детей развиты. Дети используют предметы заместители, выполняют несколько игровых действий.
Созданы условия для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру и отличные условия для сенсомоторного развития.
 Одно из основных гигиенических требований к оборудованию дошкольного учреждения – безопасность для здоровья и соответствие ростовым и возрастным особенностям детей. Игровое и спортивное оборудование надежно закреплено. Хранится в секционных шкафах, размещенных ближе к свободной площади. Не имеет острых выступов, шероховатостей.
При оборудовании групповой учитывается правила, соблюдение которых обеспечивает удобное расположение мебели и наиболее благоприятный уровень естественного освещения во время занятий.
В группе имеются уголки:
Микрозона
Оборудование
Цели

Уголок
«Конструи
рования»
- Мозаики крупные, средние, мелкие
- Конструкторы типа «Лего»
- Пазлы
- Поделки со шнуровками и застежками
- Игрушки-трансформеры
- Материал для разв. моторики
-  Конструктор: крупный, мелкий, средний
- Схемы и алгоритмы
- Нетрадиционный материал:
коробки, палочки, брусочки, контейнеры разных размеров.
Развитие:   
- пространственного и конструктивного мышления;
- пальцевой моторики;
Совершенствование:
- навыка работы по схеме, чертежу.

Уголок «Книги»
 - Стеллаж для книг
- Детские книги по программе, по интересам;
- Подборка с предметными и сюжетными картинками
- Портреты писателей
- Книжки – раскраски
- Видеокассеты  с литературными произведениями
- Воспитание духовной культуры
- Воспитание патриотических чувств.

Уголок «Театра»
- Ширма
- Костюмы
- Маски
- Атрибуты для постановок
- Разнообразие видов театра:
плоскостной, кукольный, перчаточный, настольный.
- Материал для изготовления костюмов
- Развитие речевого творчества, воображения
- Уметь работать в коллективе
 

 
Уголок «Изодеятельности»
 
- Гуашь, акварель
- Пластилин
-Мелки - Цветная бумага, картон, ткани
- Кисти, ножницы, печатки, клише, трафареты
- Книжки-раскраски
- Образцы росписей
 
- Закрепить навыки рисования, лепки, аппликации
- Развитие пальцевой моторики
- Развитие творчества

Учебная зона
- Схемы и планы
- Счетный материал
- Рабочие тетради
- Наборы для занятий
- Дидактические игры
- Игрушки-пособия
 
- Развитие математического представления
- Развитие речевого аппарата

Лаборато-
рия
- Природный материал
- Разные емкости
- Микроскоп
- Песочные часы
- Технические материалы
- Схемы, модули, таблицы
 
- Расширение кругозора
- Формирование естественнонаучных представлений
- Развитие наблюдательности

Уголок природы
- Календарь природы
- Передники
- Полотно «Времена года»
- Комнатные растения
- Оборудование для ухаживанием за растениями
 
- Расширение опыта ребенка
- Привитие любви к живому, желание ухаживать

Музыкальн. уголок
- Инструменты
- Портреты великих музыкантов
- Центр с записями детского репертуара
- Альбомы с дет. песнями
- Развитие муз. способностей
- Совершенствование муз. навыков
- Привитие любви к искусству

Физкультурный уголок
- Мячи
- Обручи
- Кегли
- Детская баскетбольная корзина
- Схемы
- бросовый материал
- Удовлетворение потребности в движении
- Развитие ловкости, меткости, координации движения
- Формирование правильной осанки
- Развитие умения быть организованными

 



VII. Педагогические выводы.
Игрушка всегда была спутником человека. Ее любят все: и дети и взрослые. Для детей она забава, взрослым она доставляет радость, перенося в мир детства. Любая игрушка является результатом не только труда, но и творчества. Игрушки – одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. При нынешнем изобилии и многообразии кукол, мягких игрушек, а также насаждаемых западной культурой роботов – трансформеров, спайдерменов, и прочих чудовищ, наиболее тепло и трогательно выглядит игрушки, выполненные своими руками. Современная игрушка бесконечно разнообразна не только по своим образам, но и по видам, соответствующим различным сторонам деятельности детей. Различают игрушку спортивную, музыкальную, печатную (лото, настольные печатные игры, вырезывание, склеивание и пр.), техническую (различные машины), конструкторы, игрушку дидактическую и, наконец, игрушку, передающую образы живых существ – людей (куклы), животных, птиц. Кроме того, существует отдельно ассортимент игрушек для самых маленьких (погремушки), различаются игрушки елочные и игровые. Возраст детей, для которых предназначается игрушка, обусловливает те требования, которые к ней предъявляются как в отношении содержания, формы, характера, оформления, так и в отношении материала, из которого она сделана, и техники ее выполнения.
Игрушка должна всесторонне развивать ребенка. Игра с определенной игрушкой оказывает преимущественное влияние на одну из сторон развития ребенка: на развитие его движений, органов чувств, мышления и т. д. В соответствии с тем, развитию таких функций ребенка способствуют игрушки, с их педагогическим назначением, они подразделяются, согласно принятой педагогической классификации Е. А. Флериной, на виды: моторно-спортивные и тренировочные, сюжетно-образные, технические, музыкальные, театральные игрушки, веселые игры-забавы и настольные игры с дидактическими задачами и правилами. Моторно-спортивные и тренировочные игрушки способствуют развитию моторики, умения ребенка ориентироваться в пространстве, развитию внимания, выдержки, организованности. К таким игрушкам относятся мяч, прыгалки, обруч, кегли, а также игрушки (бирюльки, мозаика и т. д.), способствующие развитию мелкой моторики. Спортивные игрушки побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
Музыкальные игрушки - это примитивные музыкальные инструменты, поющие птицы, музыкальные волчки и т. д., развивающие музыкальный слух ребенка. Игры-забавы - это прыгающий зайчик, клюющий цыпленок, кувыркающийся заяц на лесенке и т. д. Такие игрушки вызывают у детей радостное настроение. Настольные игры с дидактическими задачами и правилами - это лото, пирамидки и т. д. Игрушки этого вида развивают сообразительность, внимание, помогают ребенку ориентироваться в форме, цвете, величине предмета. Внутри каждого вида игрушек существуют игрушки, предназначенные для детей различного возраста и уровня развития. Игрушка должна быть доступна ребенку и, в то же время, способствовать дальнейшему развитию. Развитие способностей с помощью игрушек.
Способности- это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не построить домик, а строить его.
Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Сенсорные связаны с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. А так как одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому и все перцептивные действия осуществляются с игрушками. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их.
Основу интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей.
К практическим способностям относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану и без него. Эти способности лежат в основе конструктивной деятельности. Для развития конструктивных способностей необходимо предоставлять ребенку возможность заниматься с различными видами конструкторов, строительным материалом, пазлами, игрушками, которые можно разбирать и собирать по частям. Технические игрушки с механическим управлением: экскаваторы, автомобили, поезда, модели летательных аппаратов, игрушечные фотоаппараты и т. д. Эти игрушки призваны демонстрировать физические законы и производственные процессы. Внимание ребенка, играющего с технической игрушкой, направлено на управление ею. К этому же виду относятся игрушки, предназначенные для конструирования строительные наборы, конструкторы и т. д. Различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр, инструменты и костюмы для мини-концертов способствуют развитию у детей специальных способностей, таких как: театрально-речевые (поэтический слух), музыкальные (ладовое чувство, чувство ритма). Театральные игрушки - это куклы би-ба-бо, марионетки, наборы для творческих инсценировочных игр, теневой театр и т. д. такого рода игрушки содействуют художественному воспитанию детей. Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно играть двумя куклами часто трудно даже взрослым). Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей. Сюжетно-образные игрушки предназначены для творческих, сюжетно-ролевых игр. Это куклы, мягкие игрушки, а также транспортные игрушки, знакомящие с внешним видом автомобиля, поезда и т. д. Такие игрушки не имеют большого количества деталей и не снабжены сложным механизмом. Основное их назначение -способствовать развитию сюжетной игры ребенка. Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.


Развитие эмоций с помощью игрушек.
Эмоции - это специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит удовлетворение. Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.
Первые эмоции ребенок испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка к заботливому отношению к игрушкам. Мама учит ребенка к нежному отношению к игрушке. Поэтому игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка может стать доверительным другом малыша. Особое место среди игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она "ведет себя" таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой. Исследованиями установлено, что фактура материала из которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в игрушке возникает у каждого ребенка-дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков.
Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими - тамагочи и плюшевыми, или это кукла - Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру. К таким игрушка необходимо относится крайне осторожно, они помогут послужить растлителем для детской психики. Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти Филю, Степашку, Хрюшу, Каркушу, которые учат не обманывать и не предавать.
Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.
Рекомендации по применению игрушек, изготовленных своими руками.
Вязаная кукла Барби.
Куклу можно связать из пряжи коричневого цвета, набить синтепоном. Платье, жилетка, туфли связать отдельно. На голову волосы пришить из желтой пряжи, сверху надеть связанный ободок. Данная кукла интересна тем, что одежда меняется: можно одевать, раздевать, придумывать новые наряды. Игрушку можно использовать для дидактических игр с дошкольниками, например: «Оденем куклу на прогулку», «Сделаем прическу»; для проведения бесед различного содержания, например: «Бережное обращение с игрушками» и др.
Инвентарь для сюжетно-ролевой игры «Школа».
Все предметы: парта, стул, доска, шкаф изготовлены из деревянных дощечек.  Целью такой игры является: помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия; закрепить ранее полученные знания о труде учителя..  Данные изделия можно использовать также для беседы о профессии учителя.

Тряпичные куклы Петрушки.
Куклы изготавливаются из отдельных лоскутов ткани одинакового размера. Полученные кружочки нанизываются на нить так, чтобы сформировались части тела. Голова набивается синтепоном. У девочки- Петрушки на голову пришиваются капроновые нити и собираются в косу. На голову завязывается красная косынка. На голову игрушки- мальчика пришивается красный колпак, изготовленный также из ткани. Лицо оформляется цветными фломастерами с веселой мимикой.  Самым простым зрелищем для младших дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Поэтому изготовленные куклы можно использовать для организации спектаклей, театров в любом помещении. Кукольный театр или театр Петрушки более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Очень многие театры играют с использованием этого известного во всём мире образа. Ведь Петрушка был и остается символом «русского характера» При просмотре спектаклей у детей прививается интерес к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Идет воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества, воспитание интереса к фольклору, высоких эстетических чувств. Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию.
Обрядовая кукла Утешница.
Кукла изготавливается из хлопчатобумажной ткани, путем скручивания и сшивания. «Конфеты» изготавливаются из цветной фольги и пришиваются на пояс. Данная кукла на Руси использовалась для того, чтобы успокоить плачущего и болеющего ребенка. По выздоровлении куклу прятали.  При изготовлении куклы ставились следующие цели: пробудить интерес к русской народной игрушке и желание ее сделать самостоятельно; познакомить детей с русской культурой, с традициями; показать детям, что история страны, в которой они живут, - история великого народа; воспитание в детях патриотизма, чувства товарищества, материнской любви.
Таким образом, куклы, которые делают вместе с детьми, не только развивают творчество, но и воспитывают понимание бережного отношения к своему историческому богатству, а это очень важно для современных малышей. К тому же, куклы, сделанные своими руками, гораздо интереснее покупных. Во-первых, они развивают фантазию малыша и обладают большой энергией, ведь в игрушки, сделанные вместе с родителями или самостоятельно, вкладывается вся любовь. При изготовлении кукол, нужно отдать должное развитию мелкой моторики. И даже самые застенчивые дети хотят взять в руки такую куклу, обыграть её. А это очень важно для развития общения детей.









Литература.
1.Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка!// Дошкольное воспитание. 2005.№4
2.Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст]/О.Артамонова// Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
3.Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст]/А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1979.- С.214.
4.Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников [Текст] / В.Я.Воронова. – М.: Просвещение,2001.- С.356.
5.Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.
6.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6
7.Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой
среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
8.Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И.Жуковская. – М.: Просвещение, 1984.- 89 с.
9.Игра дошкольника /под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 446 с.
10.Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.:Просвещение, 1987.- 45 с.
11.Киселев Н. О введении психолого-педагогической экспертизы и критериев оценки детских игр и игрушек// Дошкольное воспитание. 1999.№ 8.
12.Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) [Текст]/А.Н.Леонтьев// Вопросы психологии. – 2006. - №1.
13.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова , Балашов: Николаев, 2005. 76 с.
14.Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре /Под редакцией Т.А.Марковой [Текст]/Д.В.Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – С.348.
15.Мухина В.С. Игрушка как средство психологического развития ребенка //Вопросы психологии.1988. №2.
16.Новоселова С. Л и др. Педагогические требования к игрушке // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1989.
17.Савка Л. Дети и взрослые в мире современных игрушек // Дошкольное воспитание.2000.№3.
18.Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество //Дошкольное воспитание. 2005. №4.


















13PAGE 15


13PAGE 143315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315