Технологическая карта урока русского языка на тему Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний в 8 классе


Технологическая карта  урока русского языка
учителя Базовой общеобразовательной школе Филиала ГОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске
КУЗНЕЦОВОЙ АКСАНЫ НИКОЛАЕВНЫУчебный предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: учебник Русский язык . 8 класс, учебник для общеобразовательных организаций, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Просвещение, 2013.
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний
Цель: знакомство обучающихся с понятием «словосочетание», его строением и грамматическим значением
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся со строением и грамматическим значением словосочетания;
 2) воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, способствовать формированию духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
3) деятельностная: развивать логическое мышление, языковое чутье,    способности к мыслительной деятельности, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
Этапы, цели этапа, время. Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Самоопределение к деятельности (орг. момент).
1 минута. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями, в закреплении ранее изученного. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Открывают тетради, записывают число. Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель – актуализировать знания, умения и навыки по пройденной теме, тренировка соответствующих мыслительных операций.
2 минуты. БЛИЦ - ОПРОС.
Что такое синтаксис?
Какие единицы синтаксиса вам знакомы? (словосочетание и предложение)
Какая синтаксическая единица называется словосочетанием? (Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)
Из чего состоит словосочетание? (Из главного и зависимого слова)
Молодцы! Вы ориентируетесь в теоретическом материале.
Отвечают на вопросы, написанные на слайде, работают устно. Смыслообразование (Л)
Целеполагание (Р)
Структурирование знаний (П)
Постановка вопросов (К)
Постановка учебной задачи.
Цель – выявить тему урока, поставить учебные задачи.
6 минут. Составление словосочетаний из предложенных слов.
1.Прочитайте слова, написанные на доске.
2.Можно ли сказать, что слова в них связаны по смыслу и грамматически? Почему?
3.Как установить смысловую связь?
4.Что необходимо сделать, чтобы установить грамматическую связь?
5. Устно составьте словосочетания из предложенных слов.
Дети работают со словами, устанавливают грамматическую и смысловую связь в словосочетаниях.
Целеполагание, коррекция (Р)
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)
Управление поведением партнера (К)
Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
Цель – решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.
7 минут. Постановка проблемы:
-Составьте определение понятия «словосочетание» на основе наблюдения.
- Как найти главное и зависимое слово?
-Как установить смысловую и грамматическую связь?
-Определите морфологические свойства главного слова и определите, к какому типу словосочетание относится (глагольные, именные, наречные).
-Обратитесь к теории в случае затруднения с.32-33.
- Сформулируйте цель и задачи урока.
. Составление определения словосочетания. Обучающиеся работают с учебником, изучают правило, формулируют цель, ставят задачи урока, определяют вид словосочетаний. Целеполагание, коррекция (Р)
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель – решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.
8 минут, физминутка – 3 мин. Устное выполнение упр. 60. Работа в парах.
-Прочитайте задание упр.60. Выполните его устно в парах
IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Закройте глаза, откройте. Выполните упр. 10 раз. Посмотрите на самую дальнюю точку, а теперь на кончик носа. Выполните упр. 5 раз.
Разминка двигательная.
Встаньте, поднимите руки вверх, опустите. Выполните упр.5 раз. Руки на пояс, наклоны вперёд и назад. 5 раз. Встаньте на цыпочки и потянитесь, помашите руками.
- А теперь тихо сядьте. Запишите 5 словосочетаний, которые сейчас прозвучали.
- Определите вид словосочетания по главному слову. Какие преобладают. Как вы думаете, почему?
Работа в парах. Обучающиеся работают с упражнением учебника. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)
Управление поведением партнера (К)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.
7 минут. Творческая работа по составлению словосочетаний (1 вариант- глагольные,2 вариант – именные,3 вариант - наречные) с дополнительным грамматическим заданием.
- Составьте по картине Левитана И.И. «Осень» словосочетания своего варианта (5 сл.) и запишите, указав главное и зависимое слово, установив смысловую и грамматическую связь.
Взаимопроверка. Обменяйтесь работами, прочитайте задание другого варианта, проверьте работу самостоятельно. В случае затруднения обратитесь к соседу по парте или учителю. Работают с картиной.
Работают самостоятельно.
Работают в парах. Самоопределение (Л)
Целеполагание (Р)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель – закрепление изученного на уроке.
3 минуты. Составление вопросов по теме урока.
Итак, нам нужно узнать, хорошо ли мы усвоили сегодняшнюю тему. Предлагаю вам составить вопросы по теме урока и задать их классу.
Составляют вопросы, задают их классу, обучающиеся отвечают на них. Оценка (Л)
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель – самооценка достигнутых результатов.
3 минуты. Составление синквейна на тему «Словосочетание».
Заканчивая урок, мне хотелось бы наглядно увидеть, насколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока. Составьте синквейн на тему «Словосочетание».
- Ответьте на вопросы:
1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?
2.Где можно применить новые знания?
-Нарисуйте смайлик, показывающие ваше настроение и уровень освоенности новых знаний.
Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания.  Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Составление синквейна.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)