РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Информатика и ИКТ» ФГОС 5 класс 1 час в неделю (34 ч.)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева

«Рассмотрено»:
На заседании МО учителей
Человек - знаковая система
Протокол №_____________
«____»___________2015г
______________________
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
____________ С.В.Ракосеева«____»______________2015г «Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С. Бондарева _______________О.Н.Щербина Приказ №_______________
«____»_______________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информатика и ИКТ» для основной школы на основе ФГОС
5 класс
1 час в неделю (34 ч.)
Базовый уровень
Срок реализации программы 2015-2016 учебный год
Учитель: Гончаровская Светлана Анатольевна
Серышево, 2015
Структура программы:
Пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Учебно-тематический план
Требования к уровню подготовки обучающихсяЛитература и средства обучения
Календарно-тематический план учителя
Пояснительная записка.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, муниципального образования, общеобразовательного учреждения:
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена и адаптирована на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с учётом  авторской программы по информатике \ Л. Босова  М.: БИНОМ 2011г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения. Возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Изучение информатики и ИКТ в 5 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Нормативно – правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ в последней редакции от 29.12.2012 ;Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004);
Примерная программа основного общего образования по информатике;
Учебный план МАОУ СОШ №1 пгт.Серышево им. С.Бондарева
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики;
Программно методические материалы курса Информатики 5-9 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2007)
Сведения о программе:
Рабочая программа по информатике в составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:
Л.Л. Босова, А.Ю. Программа для основной школы 5-6классы. 7-9 классы . М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова, Л.Л. Информатика : Учебник для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Примерная программа общего образования по информатике и информационным технологиям
Обоснование выбора примерной или авторской программы:
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Изучение информатики в 5 классах является пропедевтическим курсом. В нем закладываются основные сведения об информатике, первоначальные навыки работы на компьютере. Предлагаемая программа реализуется в расширенном курсе информатики в 5–8 классах (четыре года по одному часу в неделю, всего 175 часов).
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Технологии обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Механизмы формирования ключевых компетенций:
В программе по информатики для 5-8 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход корганизации работы.
Критерии оценки знаний
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие  средства проверки и оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
            Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
            Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
            Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
            Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
            Отметка «1»: отсутствие ответа. 
Критерии и нормы оценки практического задания
            Отметка «5»:
а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б) самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
            Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
            Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
            Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
            Отметка «1»: работа не выполнена.
 
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  не верное применение операторов в программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические  и пунктуационные ошибки
Виды и формы контроля:
Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся.
По каждой теме проводятся самостоятельные (контролирующие) работы на двух уровнях УОП и УВ;
Систематическая проверка домашних работ. Для этого у учащихся разделены тетради для классных работ и домашних работ. Проверка домашнего задания может производиться следующим образом:
решение на доске отдельных наиболее интересных и вызывающих затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться проверке;
фронтально устный разбор некоторых заданий;
в виде самостоятельной работы;
если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная работы, то тетради с домашним заданием не проверяются;
проверка домашних тетрадей у всего класса.
Одним из видов контроля являются тестовые задания в компьютерном классе, которые проводятся не только с целью контроля, но и анализа пробелов и достижений
После каждой темы учащиеся пишут контрольную работу. Часть заданий контрольной работы соответствует УОП.
Виды контроля: стартовый; текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, математический диктант, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Информационные технологии (21 час)
Тема 1. Компьютер (7 часов) Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Компьютерный практикум
1. Клавиатурный тренажер.
2. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»
3. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»
4. Практическая работа №3. «Создаем и сохраняем файлы».
5. Практическая работа №4. «Работаем с электронной почтой».
Тема 2. Подготовка текстов на компьютере (8 часов) Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерный практикум
1. Практическая работа №5. «Вводим текст».
2. Практическая работа №6. «Редактируем текст».
3. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста».
4. Практическая работа №8 «Форматируем текст»
5. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»
6. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»
Тема 3. Компьютерная графика (6 часов) Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Компьютерный практикум
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»
Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»
Практическая работа №17 «Создаем анимацию»
Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»
Раздел 2. Информация вокруг нас (12 часов)
Тема 1. Информация вокруг нас (12 часов) Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Компьютерный практикум
1. Практическая работа №14 «Создаем списки»
2. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»
3. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»
Резерв учебного времени (2 ч)
Учебно-тематический план№ Название темы Количество часов
2 Глава 1 «Информационные технологии». 21
3 Глава 2. «Коммуникационные технологии». 14
Итого: 35
4. Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
Выпускник получит возможность:
сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
сформировать представление о способах кодирования информации;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
Раздел 2. Информационные технологии
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Ученик получит возможность:
овладеть приѐмами квалифицированного клавиатурного письма;
научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами..Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ для 5 класса
5. Литература и средства обучения.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика: Учебник для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1116-3
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 144 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1558-1
Босова Л.Л. Преподавание курса информатики 5-7 кл: методическое пособие для учителя.
Босова, Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2012. – М.: Образование и Информатика, 2012.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.
Таблица соответствия материала учебника Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ» для 5 класса требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта по аспекту формирования и развития универсальных учебных действий приведена
Календарно-тематический план учителя
(5 класс, 1 час в неделю, 35 часов)

п/п Тема урока Тип урока
(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) Элементы содержания
Планируемые результаты
(личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности Вид контроля Домашнее задание Дата
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Раздел 1. Информационные технологии (21 час)
Цели раздела: Сформировать представления о
определении устройств компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различиях программных и аппаратных обеспечений компьютера;
запуске на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создании, переименовании, перемещении, копировании и удалении файлов;
работе с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводе информации в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнении арифметических вычислениях с помощью программы Калькулятор;
применении текстовых редакторах для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделении, перемещении и удалении фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создании и форматировании списков;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы;
создании презентаций в редакторах презентаций;
осуществлении поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
1 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Умение работать с учебником;
умение работать с электронным приложением к учебнику. применять установленные правила ставить вопросы, используя термины «информация» и «информатика» Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Беседа.
Зачёт по ТБ п.1
РТ № 1, 4, 7, 10
Доп.зад.
Учебник
с. 9 № 7;
РТ № 11 2 Компьютер- универсальная машина для работы с информацией Комбинированный урок Знание основных устройств компьютера и их функций. Самостоятельно выделять состав компьютера. Выполнять учебные задания в соответствии с целю;
выполнять учебное действие в соответствии с планом. Ставить вопросы в диалоге с учителем и учениками класса. Представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ Беседа, фронтальный опрос п.2
РТ № 12, 13, 14, 23.
Доп.зад.
Учебник
с. 16 № 9
РТ № 24, 32 3 Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера. Изучить клавиатуру и группы клавиш;
определять назначение группы клавиш;
применять полученные знания при работе с компьютером и на уроках информатики. Выполнять учебные задания в соответствии с целью;
соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом. Формулировать высказывание, мнение;
умение обосновывать, отстаивать свое мнение;
согласовывать позиции с партнером и находить общее решение4грамотно использовать речевые средства для представления результата. Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати. Фронталь-
ный опрос, практич.работап.3
РТ № 25, 26, 28, 33.
Доп.зад.
Один из номеров: 35 или 36; № 37 4 Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общие представления о пользовательском интерфейсе; представления о приемах управления компьютером. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, установление аналогий. Применять установленные правила в планировании способа решения. Ставить вопросы о целесообразности использования устройств ввода информации. Понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере. Фронталь-
ный опрос, практич.работап.4
РТ № 38, 39, 42, 53
Доп.зад.
Учебник
с. 34 № 21
РТ № 54 5 Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». Комбинированный Общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации. Самостоятельно выделять из папки нужные файлы по их формату;
формулировать познавательную цель использования той или иной программы;
находить аналогичные файлы, созданные одной и той же программой. Выполнять учебные задания в соответствии с целью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом. Умение слушать и вступать в диалог;
умение задавать вопросы;
формулирование и аргументация своего мнения;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики. Фронталь-
ный опрос, практич.работап.5
РТ№ 55, 59, 63, 64, 67
Доп.зад.
№ 57, 61, 68, 69
6 Передача информации
Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации. Понимание единой сущности процесса передачи информации. Применять установленные правила в планировании способа решения. Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучение информатики. Тестирование п.6 (1)
РТ № 70, 72, 74
Доп.зад.
№ 75 7 Электронная почта.
Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме. Умение отправлять и получать электронные письма. Применение основ ИКТ-компетентности. Умение слушать и вступать в диалог;
умение задавать вопросы;
формулирование и аргументация своего мнения. Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
интерес к изучению информатики. Фронталь-
ный опрос, задания в рабочей тетради
п.6 (2)
РТ № 76, 77
Доп.зад.
№ 78 8 В мире кодов. Способы кодирования информации Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования. Умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаков-символической формы в другую. Соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;
выполнять учебное действие в соответствии с планом. Через общение закрепить навыки кодирования и декодирования информации, писать шифровки. Понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики. Фронталь-
ный опрос, задания в рабочей тетради п.7 (1,2)
РТ № 79 — 98
(выборочно) 9 Метод координат
Комбинированный Представление о методе координат. Понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи Читать информацию, представленную на координатной плоскости. Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи Понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики. Практичес-
кая работа п.7(3)
РТ № 99, 100
Доп.зад.
№ 101 10 Текст как форма представления информации. Компьютер — основной документ подготовки текстов Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Применять установленные правила Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронталь-
ный опрос, задания в рабочей тетради п.8 (1,3)
РТ № 102, 104 (построить одну из цепочек по выбору уч-ся), 105 11 Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Обрабатывать текстовую информацию. Уметь определять элементы текста. Чувство личной ответственности за качество окружающей среды. Фронталь-
ный опрос практич.работап.8 (2,4)
РТ № 111, 103 12 Редактирован-
ие текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Обрабатывать текстовую информацию Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронтальный опрос практичес-кая.работап.8 (5)
РТ № 110, 112 13 Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов. Обрабатывать текстовую информацию Уметь определять элементы текста. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронтальный опрос практичес-кая.работап.8 (5)
РТ № 113, 114, 115 14 Форматирова-
ние текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» Комбинированный Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы. Умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. Обрабатывать текстовую информацию, читать информацию, обрабатывать ее. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронтальный опрос Практическая .работа п.8 (6)
РТ № 118
Доп.зад.
№ 119 15 Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы. Умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации. Применять полученные знания. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронтальный опрос практичес-кая.работап.9 (1)
РТ № 121, 123, 124 16 Табличный способ решения логических задач.
Проверочная контрольная работа (итоговая за II четверть). Урок проверки и коррекции знаний и умений. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение представлять информацию в табличной форме. Умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств. Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
представлять информацию в табличной форме. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Разноуров-
невая практичес-
кая контроль-
ная работа п.9 (2)
РТ № 126, 127
Доп.зад.
№ 129 17 Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение представлять информацию в наглядной форме. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. Читать информацию, обрабатывать ее. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронталь-
ный опрос задания в рабочих тетрадях п.10 (1). № 5, 6 на стр. 73 учебника,
РТ № 132
Доп.зад.
№ 137 18 Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение строить столбиковые и круговые диаграммы Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
умение визуализировать числовые данные. Применять полученные знания. Умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронталь-
ный опрос Практическая. работа п.10 (2)
РТ № 134, 135, 136 19 Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. Обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Практичес-
кая работа п.11 (1)
РТ № 138, 139 20 Преобразован-
ие графических изображений.
Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации. Умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче. Обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. Ставить вопросы о целесообразности использования графического или текстового редактора. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронталь-
ный опрос Практичес-
кая. работа п.11 (2)
РТ № 142, 143, 144 21 Создание графических изображений.
Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» Урок применения знаний и умений Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов. Умение выделять в сложных графических объектах простые;
умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых;
развитие ИКТ-компетентности. Обрабатывать информацию, представленную рисунком, фотографией. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Практическая.
работа п.11
РТ № 145
Доп.зад.
№ 146 Раздел 2. Информация вокруг нас (12 часов)
Цели раздела: Сформировать представления о
понимании и правильно принятие на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
примерах передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
примерах древних и современных информационных носителей;
классифицировании информации по способам её восприятия человеком, по формам
кодировании и декодировании сообщения, используя простейшие коды;
определении, информативно или нет некоторое сообщение, если известныспособности конкретного субъекта к его восприятию.
22 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации. Умение выделять общее;
представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации. Обрабатывать текстовую информацию, читать информацию, обрабатывать ее. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Практичес-
кая
работа п.12 (1)
РТ № 148, 149, 150 23 Списки – способ упорядочива-
ния информации. Практическая работа №14 «Создаем списки» Урок закрепления полученных знаний Представление о кодировании как изменении формы представления информации. Умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую. Читать информацию, обрабатывать ее. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Фронталь-
ный опрос
Практическая работа п.12 (4)
РТ № 158, 159, 162 24 Поиск информации. Практическ-
ая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки Представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций. Читать информацию, обрабатывать ее. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Фронталь-
ный опрос Практичес-
кая. работа п.12 (2)
РТ № 151, 152 25 Кодирование как изменение формы представления информации.
Комбинированный Представление о поиске информации как информационной задаче. Умения поиска и выделения необходимой информации;
ИКТ-компетентность: поиск и организация хранения информации. Читать информацию и обрабатывать ее. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационной поиска. Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее использования. Фронталь-
ный опрос п.12 (3)
РТ № 153, 154, 155 26 Преобразование информации по заданным правилам.
Проверочная контрольная работа (итоговая за III четверть). Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об обработке информации путем ее преобразования по заданным правилам. Умение анализировать и делать выводы;
ИКТ-компетентность;
умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задача. Формирование умения слушать и слышать собеседника;
осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
умение аргументировать ответ. Осуществлять пошаговый контроль. Понимание значимости информационной деятельности для современного человека. Фронталь-ный опрос Контрольная работа п.12 (5)
РТ № 165, 166, 174
Доп.зад.
№ 173 27 Преобразова-
ние информации путём рассуждений.
Практическая работа №16 «Выполняем вычисления
с помощью программы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об обработке информации путем логических рассуждений. Умение анализировать и делать выводы. Применять полученные знания Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Фронталь-
ный опрос Практическая работа п.12 (6), № 15, 16 в учебнике
РТ № 176, 178 28 Разработка плана действий и его запись. Задачи о переправах. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об обработке информации путем разработки плана действий. Умение планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
определять способы действий в рамках предложенных условий;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умения слушать и слышать собеседника;
осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
умение аргументировать ответ. Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Фронтальный опрос п.12 (7)
РТ № 179, 180 (записать решение в тетрадь)
Доп.зад.
№183 29 Промежуточная аттестация Урок рефлексии Представление об обработке информации путем разработки плана действий. Умение планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности. Пошагово выполнять алгоритмы. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Тестирование
п.12 (7), № 20
в учебнике
РТ № 181, 184 30 Создание движущихся изображений.
Практическ-
ая работа №17 «Создаем анимацию» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану. Определять способы действий в рамках предложенных условий;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи. Применять полученные знания. Умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Практиче-
скаяработа п.12 (8) № 21 в учебнике 31 Анимация. Практиче-
ская работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). Урок применения знаний и умений Навыки работы с редактором презентаций. Умение планировать пути достижения целей;
соотносить сои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности. Формирование умения слушать и слушать собеседника;
осуществлять взаимоконтроль и оказывать необходимую взаимопомощь;
умение аргументировать ответ. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Практическая работа
Фронтальный опрос. Подумать, что нового узнали и чему научились за прошедший учебный год на уроках информатики. 32 Выполнение итогового мини-проекта. Практичес-
кая работа №18 «Создаем слайд-шоу» Урок закрепления полученных знаний Представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. Умение структурировать знания;
умения поиска и выделения необходимой информации. Пошагово выполнять алгоритмы создания анимаций. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (алгоритм создания анимированного изображения)
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Понимание роли информационных процессов в современном мире. Практичес-
кая работа. Повторить основные понятия курса информатики (по ключевым словам в учебнике) 33 Контрольная работа (годовая за курс 5-го класса). Урок контроля знаний. Закрепить навыки, полученные при обучении в 5 классе. Самостоятельно мыслить при выполнении задачи. Применять полученные знания Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. Контрольная работа Нет задания 34 Резерв учебного времени Итоговое повторение курса «Информати-
ка», 5 класс. Урок закрепления полученных знаний Иметь представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. Самостоятельно мыслить при выполнении задачи. Применять полученные знания Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. Нет задания 35 Резерв учебного времени Итоговое повторение курса «Информати-
ка», 5 класс. Урок закрепления полученных знаний Иметь представление об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. Самостоятельно мыслить при выполнении задачи. Применять полученные знания Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. Нет задания