Конспект логопедического занятия «Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»


МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им.А.М.Рудого»











Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию артикуляции с использованием дидактической игрушки Кваки


«Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики»


Яковлева Лилия Александровна,
учитель-логопед МБОУ «Борисовская
средняя общеобразовательная
школа №1 им. А.М. Рудого»















Конспект занятия
Предмет: логопедия
Занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию артикуляции с использованием дидактической игрушки Кваки.
Оборудование: дидактическая кукла «Квака» (мягкая, объёмная кукла с открывающимся ртом (языком управляет рука логопеда) и лапками-перчатками для проведения пальчиковых игр), картинки для индивидуальной работы, листы бумаги для оригами, цветные карандаши, шаблоны для рефлексии.

Планируемые результаты обучения

коррекционно-образовательные цели
коррекционно-развивающие цели

коррекционно-воспитательные цели


- закрепление навыков артикуляции;
- уточнить характеристику  и артикуляцию звука [Л];
- подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [Л].



- расширение словарного запаса школьников;
- развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук посредством приема биоэнергопластики;
- развиватие связную речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления, памяти.
- воспитание познавательного интереса;
- воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям
- воспитание усидчивости.




План урока

этапы урока / задача этапа
деятельность учителя
деятельность обучающихся
формируемые УУД

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)



Устное сообщение учителя
Дети, сегодня на занятие к нам пришли гости поприветствуйте их. А еще к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Логопед достает Кваку, дети рассматривают лягушонка. Квака рассказывает о себе:
Я горжусь красой своей:
Ртом, конечно до ушей,
Длинным красным язычком
И зеленым пиджачком.
Знают все мои друзья:
Добрый и веселый я.
Не ворчун, не забияка
И зовусь красиво – Квака.
Подготовка детей к работе.
Включение в деловой ритм
Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками


Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Ребята, Квака очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ним. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя. и пока я буду рассказывать, что любит Квака, а вы будете вместе с Квакой выполнять упражнения.
1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)
Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
2. «Заборчик»
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы
Посчитаем наши зубы.
3. «Хобот слонёнка»
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
4. «Бублик»
Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
5. «Иголочка»
Как волшебник, наш Николка -
Лопатку превратил в иголку
6. «Киска»
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
7. «Часики»
Наш веселый язычок Повернулся на бочок Смотрит влево  Смотрит вправо А потом опять вперёд
8. «Маляр»
Вот и банка с краской рядом,  Обновить заборчик надо Стала кисточка плясать,  Потолок наш не узнать
9.«Качели»
На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз, Я всё выше поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.
Раз- скорее улыбнись.
Два – язык опустим вниз.
10. «Лошадка»
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжа.
11. «Пароход гудит»
Пароход плывёт по речке И труба дымит, как печка.
Логопед: Молодцы, ребята! Кваку тоже очень понравилась гимнастика.
Выполняют задание, тренирующее артикуляционные мышцы, мыслительную деятельность.
Коммуникативные: планирование действий. сотрудничества с учителем-логопедом;

Выявление причин затруднения и постановка цели урока (целеполагание)


Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Индивидуальная работа
Логопед: Квака просит вас помочь ему выполнить задание с картинками. Поможем? (Дети: да) Логопед: вот вам каждому картинки, их нужно разложить на две группы, в одну группу картинки в которых есть звук [л], а в другую группу картинки в которых нет этого звука.
(Дети выполняют задание)
Логопед: а теперь давайте проверим выполненное задание.
(Каждый ребенок называет картинки со звуком [л])
Логопед: Молодцы, ребята! Квака вам очень благодарен.
Гимнастика для глаз с применением ИКТ
Пальчиковая гимнастика
Логопед: Ребята, а теперь давайте поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакой.
На лужайке две подружки
(Из пальцев сдетать лягушек)
Ква-ква-ква.
(Повороты кистями рук)
Две зеленые лягушки:
Ква-ква-ква.
(Пальцы имитируют открывающийся рот)
Хором песни распевают:
(Сложить ладони и раскрыть их).
Ква-ква-ква,
(Хлопки в ладоши)
И спокойно спать мешают
(Погрозить пальцем).
Ква-ква-ква!
(Похлопать в ладоши).
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
Работа с изучаемым звуком
Логопед: отдохнули немножко, а теперь давайте с вами назовем слова со звуком [л]. Но сначала мы дадим характеристику звуку [л].
(Дети: дают характеристику: он согласный, твердый, звонкий. Вспоминают слова со звуком [л])
Практическая работа. Оригами
Логопед: Очень хорошо! А теперь давайте попробуем с вами из бумаги сделать лягушат.
(Дети выполняют оригами «лягушку» по инструкции логопеда)
Логопед: Замечательные у нас получились лягушки.
Биоэнергопластика
Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Кваком. И поочереди загибайте пальчики.
 Раз – скорее улыбнись,
Два – язык опустим вниз,
Три – язык наверх потянем.
На четыре – позеваем.
Пять – варенье облизать.
Шесть – по небу постучать.
Семь – лошадка скачет звонко.
Восемь – гриб на ножке тонкой.
Девять – можно поболтать.
Десять – нужно отдыхать.

Ставят цели, формулируют(уточняют) тему знания.
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Подведение итогов урока


Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Логопед: давайте с вами вспомним слова со звуком [л]


Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено, а что нет

Рефлексия



Организует рефлексию.
Логопед:У вас на партах лежат смайлики, раскрасьте их, пожалуйста, карандашами.
(Дети выполняют задание)
Логопед: (оценивает эмоциональное состояние детей с помощью раскрашенных смайликов) Спасибо, ребята!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


















Заголовок 215