Методическое пособие Система физкультурно-оздоровительной работы в детьми дошкольного возраста



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ
МАКЕЕВСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 193 ЯСЛИ-САД «БОГАТЫРЬ» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В пособии представлена система физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Обосновывается необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы.
Для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом и физкультурой.
Необходимая двигательная активность способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. А в целом вырабатывает у ребенка с раннего возраста культурно-гигиенические навыки. Работа мозга неотделима от работы физической, это доказано многими ученными античности и современности. Заключение в пользу движения, здорового образа жизни и как следствие здоровое население.
Основное направление Макеевского дошкольного образовательного учреждения №193 – это физкультурно-оздоровительная работа.
Функционирование системы физического воспитания регламентируется следующими нормативными документами:
Конституцией Донецкой Народной Республики;
Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Типовым Положением о дошкольной образовательной организации Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки ДНР №23 от 29.01.2015г.);
Государственным образовательным Стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки ДНР №-236 от 17.07.2015г.);
Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Л.Н. Арутюнян, Е.В. Сипачевой, Губановой Н.В. (Приказ Министерства образования и науки ДНР №-409 от 18.08.2015г.)
Основное внимание в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста уделяется реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура»
Цель работы: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни; осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
сохранять и укреплять здоровье детей;
развивать физические качества и обеспечивать нормальный уровень физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей;
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
научить «слушать» и «слышать» свой организм;
осознать ценность своей жизни и ценность жизни другого человека;
формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным.
формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Для реализации данных задач созданы условия:
зал для проведения образовательной деятельности по физической культуре (оборудован необходимым инвентарем);
тренажерный зал;
малый спортивный зал;
бассейн;
спортивная площадка;
«тропа здоровья»;
физкультурные уголки (во всех группах);
кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет);
кварцевые лампы в групповых и специальных помещениях;
музыкальный зал;
кабинет психолога;
кабинет логопеда;
В течение дня ребенок должен испытывать эмоциональное, физическое и психическое удовлетворение от предлагаемой физкультурно-оздоровительной деятельности. Для этого в дошкольном учреждении используются различные методы и формы физкультурно-оздоровительной работы.
1. Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Проводится на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови-тельная группа
Ежедневно
5 – 6 минут Ежедневно
6 – 8 минут Ежедневно
8 – 10 минут Ежедневно
10 минут
Варианты утренней гимнастики:
Традиционная (вводная часть - ходьба, бег; основная часть - ОРУ; заключительная часть - спокойная ходьба);Утренняя гимнастика игрового характера включает 2-3 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия;
Упражнения на полосе препятствий, которые выполняются с постепенным увеличением нагрузки;
Оздоровительный бег обязательно проводится на воздухе (непрерывный бег в среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени). В конце гимнастики предлагаются дыхательные упражнения.
Комплекс музыкально – ритмических упражнений, состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение;
В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега и прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Комплекс утренней гимнастики обновляется каждые две недели.
Для повышения качества организации утренней гимнастики используется музыкальное сопровождение. При звучании бодрой музыки, марша дети подтягиваются, идут живо и весело, подняв головы и выпрямив спины. Музыкальное сопровождение повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений группы.

2. Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре
Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания в детском саду. Занятия обязательны для всех детей. Они проводятся круглый год в определенные дни. Для каждой возрастной группы установлена целесообразная длительность занятий. Летом физкультура не отменяется.
С целью повышения качества организации и проведения физкультурных занятий, а также повышения интереса детей к физической культуре и двигательной активности, в дошкольном учреждении используются разные формы занятий, в том числе и авторские разработки инструктора по физическому воспитанию.
Типы физкультурных занятий:
Классические (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);
Игровые (с использованием игр: народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т.д.);Сюжетные (объединенные определенным сюжетом);
Занятия с элементами аэробики;
Интегрированные занятия;
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, упражнения с мячом и т.д.);
Контрольно – проверочные.
В каждом возрастном периоде занятия имеют разную направленность. Маленьких детей учат ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучают приемам элементарной страховки. В среднем возрасте развиваются физические качества. А в старших формируется потребность в движении, развиваются двигательные способности и самостоятельность.
В структуру занятия, наряду с двигательными упражнениями, включаются упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, самомассаж и релаксация. Синтез различных видов деятельности  подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.



3. Непосредственная образовательная деятельность по плаванию
Бассейн является прекрасным местом для укрепления здоровья детей. Плавание считается одним из самых оптимальных видов спорта, даже для очень маленьких детей. Плавание прекрасно улучшает дыхательную систему (это происходит за счет правильного ритмичного дыхания и преодоления дополнительной нагрузки, которая возникает при давлении воды на грудную клетку во время погружения), укрепляет самые различные мышцы и особенно мышцы спины, что влияет на осанку. Некоторые виды плавания даже специально рекомендуют как корригирующие занятия при некоторых деформациях спины. Также плавание благоприятно воздействует на сердечно – сосудистую систему. Во время плавания происходит разгрузка опорно – двигательного аппарата от статической нагрузки. Такие занятия усиливают различные обменные процессы и даже уравновешивают нервные процессы, что часто бывает актуальным в детском возрасте.

4. Физкультминутки
Проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3-5 мин) в зависимости от вида и содержания НОД, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Перед началом физкультминутки открываются фрамуги. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. По окончании физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным. После умственной нагрузки и вынужденной позы позволяет хорошо отдохнуть двигательная разминка.
Она состоит из 3-4 упражнений, а также упражнений с использованием физкультурных пособий. В конце проводится упражнение на расслабление. Можно так же проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением.
5. Подвижные игры, физические упражнения на прогулке
Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети достаточно полно реализовывают свои двигательные потребности. Здесь, на прогулке,  наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Возрастные особенности двигательной активности детей определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно важно целенаправленное руководство двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. К этому возрасту, дети приобрели уже достаточно большой двигательный опыт и овладели сложными видами движений. Но без правильного педагогического руководства дети не всегда смогут реализовать свои возможности. Как в организационных, так и в самостоятельных играх важно своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому, очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат.
На прогулке дети много и с удовольствием двигаются. И для удовлетворения этой потребности им следует предоставить всю площадь участка. Подвижные игры активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Рекомендуется проводить три подвижные игры в течение прогулки. Содержание игр должно сочетаться с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий рекомендуются игры более подвижного характера, организуемые в начале прогулки. После музыки и физкультуры целесообразны игры средней подвижности. Они проводятся в середине или конце прогулки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей).

7. Гимнастика после дневного сна
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и ее продолжительность. Форма проведения различна.
Гимнастика игрового характера типа «Потягушки»;
Разминка пробуждения и комплекс упражнений;
Разминка пробуждения и самомассаж;
Ходьба по солевым и массажным дорожкам.
Дети постепенно просыпаются под звуки музыки, лежа в постели, в течение 3-4 минут, выполняют 4-5 общеразвивающих упражнений из разных исходных положений. После этого дети выбегают из спальни в хорошо проветренную группу с температурой 17-19 градусов. В группе дети выполняют произвольные танцевальные движения, дыхательную гимнастику и одеваются. Ходьба по массажным и солевым дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются в нижнем белье и босиком.


7. Самостоятельная двигательная деятельность.
Помимо непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в режиме дня детей старшего дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
8.Туризм
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и другие. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей.

9. Физкультурные праздники, спортивные развлечения, дни здоровья.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения эти формы организации занимают прочное место. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха учитываются климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива детского сода и семьи. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
В течение учебного года со старшими дошкольниками проводят 2 праздника на воздухе (летом и зимой) и 2 на воде, длительностью не более 90 минут.

11. Лечебно-физкультурный комплекс ЛФК – это лечебно-физкультурный комплекс упражнений и игр, который систематически проводится в группах для детей с ортопедическими патологиями. Основная цель проведения – не разучивание и закрепление различных движений или упражнений, как на занятиях по физкультуре. ЛФК проводится, чтобы развить у детей мышцы спины, рук, ног (т.к. именно мышечный корсет помогает поддерживать все формы в правильном положении) растянуть их, научить расслаблять и напрягать их произвольно. Иными словами основная цель проведения лечебно-физкультурного комплекса– исправление некоторых ортопедических патологий и профилактика дальнейших патологических изменений опорно-двигательного аппарата.
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы следующие здоровьесберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика, которая является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов;
Дыхательная и звуковая гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Самомассаж. Массаж биологически активных точек является доступным для детей всех возрастов.
Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.
Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части физкультурного занятия, перед сном). Для этого используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Ароматерапия – аэрация воздуха эфирными маслами в группах и фитобаре.
Ионизация воздуха в фитобаре - люстра Чижевского.
Фитотерапия – лечение травами. Проводится во всех группах по расписанию (отвар шиповника + долька лимона с медом).

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Музыка влияет на людей острее, чем слово. Проводится в режимных моментах в каждой группе.
Фитонцидотерапия: фитонциды – образуемые растениями (чеснока, лука, красного перца, хрена) биологически-активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.Закаливающие мероприятия, обеспечивающие тренировку защитных сил организма, повышают устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка:
- Мытье прохладной водой рук;
- Полоскание рта прохладной водой;
- Сон при открытых фрамугах;
- Сухое обтирание варежкой;
- Обливание (летом);
- Утренний прием детей на воздухе;
Рижский метод закаливания. Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной tº. Другая в чистой воде такой же tº. Третья дорожка остается сухой. Дорожки расстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.
Широко используется босохождение по массажным дорожкам (ребристая дорожка, резиновые коврики и др.).
На территории участка детского сада создана «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой (деревянные спилы и брусья, бревно) и неживой (галька, гравий, природный камень, керамзит) природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:
1.​ Профилактика плоскостопия.
2.​ Улучшение координации движений.
3​. Улучшение эмоционально – психического состояния детей.
4​. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Летом дети ходили босиком по «Тропе здоровья». Начали ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2-3 минут до 10-12 минут и более. После хождения дети обливали ноги водой комнатной температуры и обтирали полотенцем. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком – 20-22`C.
На основе этих технологий были разработаны планы оздоровительной работы по каждой возрастной группе, которые воспитатели реализуют в режимных моментах и во время непосредственно образовательной деятельности. В соответствии с планом в группах были составлены подробные папки по оздоровительным мероприятиям,  в  которых содержатся не только описание и методика проведения оздоровительных мероприятий, но и различные комплексы этих упражнений.

Закаливание должно быть постепенным и желательно с младшей группы и в теплое время года. Осуществлять закаливание при условии, что ребенок здоров. Можно с уверенностью сказать, что эффективность этих мероприятий можно ожидать только при постоянном, систематическом  проведении, все проводимые процедуры должны положительно сказываться на психоэмоциональном состоянии ребенка, чтобы они были приятны ребенку и не вызывали стресс. Не проводить такие процедуры, если они вызывают у ребенка плач, страх, беспокойство.
Физкультурно – оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиенических факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Система физкультурно – оздоровительной работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.
10. Работа с родителями
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи широко используются консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуются Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение - основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).
В дошкольном учреждении работают консультативные пункты: логопункт, психологическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов..
12.Система методической работы по повышению компетентности педагогов.
В детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпритацию инновационных программ и технологий.
Одним из видов деятельности являются педагогические советы, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
Ежегодно одно из педагогических советов посвящено физкультурно-оздоровительной работе в детском саду. Высокой активности педагогов на педагогических советах способствуют консультации, семинары-практикумы, лектории, занятия «Школы содействия здоровью», проводимые воспитателем-методистом и инструктором по физкультуре, педагогами.
Одним из направлений повышения квалификации педагогических кадров является технология повышения культуры педагогической деятельности. Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения.
Приложение 1
Модель двигательного режима в Макеевском дошкольном образовательном учреждении №193 «Богатырь»
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Утренняя гимнастика - традиционная;
- игрового характера
- с использованием полосы препятствия
- ритмическая
- оздоровительный бег Ежедневно
- в группе
- в зале
- на свежем воздухе
(по сезону) 1.5-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Физическая культура
Плавание
- традиционное
- тренировочное
- игровое
- сюжетно-игровое
- тематическое
- интегрированное
- контрольно-проверочное
- с элементами аэробики 2 раза в неделю, длительность 15-30 мин. В теплое время года физкультура организуется на воздухе.
Летом плавание ежедневно 1.5-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Оздоровительно – игровой час - подвижные игры разной степени интенсивности;
- игры-эстафеты;
-сюжетные двигательные задания;
-корригирующие упражнения;
-упражнения на тренажерах. 1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором по физкультуре и инструктором по плаванию 4-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Физкультминутка - общеразвивающие упражнения (ОРУ)
- подвижная игра
- дидактическая игра с различными движениями
- танцевальные движения
- игровые упражнения Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин 1.5-7
Двигательная
разминка - игровые упражнения;
- танцевальные движения
- подвижные игры Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин. 3-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке - подвижные игры разной степени интенсивности;
- игры-эстафеты;
Игры с правилами
- упражнения в основных видах движений;
Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;
Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами. 1.5-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Бодрящая гимнастика после дневного сна - музыкально-ритмические движения
- ОРУ
- игровая деятельность
- ходьба по солевым и массажным дорожкам
- корригирующие упражнения
Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-15 мин 1.5-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Самостоятельная двигательная деятельность - движения с различными игрушками, пособиями
- сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи
- подвижные игры, разной степени интенсивности Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.
1.5-7
Виды занятий Формы организации Особенности организации Возраст детей
Физкультурно-спортивные праздники
Развлечения - в физкультурном зале
- на открытом воздухе
2-3 в год, 30-90 мин
1раз в месяц, 30- 50 мин 4-7
1.5 -7 лет
День здоровья
-прием детей на воздухе
-НОД по физической культуре на воздухе
-беседы о ЗОЖ
-длительность прогулок увеличена
-музыкальные и физкультурные развлечения
-самостоятельная двигательная деятельность 2 - 3 раза в год
Проводят инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию,
воспитатели, медсестры, музыкальный руководитель.
Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей 1.5 -7 лет
Литература
Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования.
Арутюнян Л.Н., Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В. и др./ Донецк 2015.
Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.: Методическое пособие / Т.Л.Богина. – Москва: Мозаика – Синтез, 2005. - 112 с.
Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова,  Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – Москва: Сфера, 2005. – 144 с.
Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса,  2006. – 233с.
Индивидуально – дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста / – Москва: Педагогика, 1999. – 211 с.
Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек //Дошкольное воспитание. – 1997. - №12. – С. 23-25.
Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 157 с.
Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре / М. Рукова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №9. – С.23-24.
Сивачева, Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием / Л.Сивачева // Обруч. - 2001.- № 4. – С.30-31.
Ширяева, И. Закаливание детей / И. Ширяева // Ребенок в детском саду – 2001. - № 6. – С.26-27.