Проектная деятельность во второй младшей группе Тема: «Использование дыхательной гимнастики в разных формах физкультурно-оздоровительной работы»

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»












Проектная деятельность во второй младшей группе

Тема: «Использование дыхательной
гимнастики в разных формах физкультурно-оздоровительной работы»


















Проект подготовила:
Сачкова Ольга Дмитриевна,
Воспитатель МБДОУ детского сада «Теремок»

с.Белый Яр
"Солнечный Лучик"

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка, его иммунобиологических свойств. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию, развитию и укреплению респираторной системы и на этом фоне – общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.










Сроки реализации:
6 месяцев

Цель проекта:
Ознакомить детей с разными видами дыхательной гимнастики, опробовать комплексы дыхательной гимнастики.
Задачи поставлены следующие:
1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.








Тип проекта: оздоровительный.
Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети второй младшей группы, родители.
Ожидаемый результат:
- добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста;
- решение проблемы снижение обшей заболеваемости;
- эффективность влияния комплекса закаливающих процедур и дыхательной гимнастики на организм детей.


























Этапы
Формы работы
с детьми и родителями
Задачи
Время проведения

организационный
1
Анкетирование родителей:
«Часто ли болеет ваш ребенок?»
Выявить заболеваемость детей?
Октябрь


2
Беседа:
«Укрепление и сохранение здоровье детей»
Закаливать детей
Ноябрь

деятельный
3
«Круглый стол» с родителями: «Дыхательная гимнастика в разных формах физкультурно-оздоровительной работы»
Ознакомление с методической литературой по дыхательной
гимнастики в разных формах физкультурно-оздоровительной работы
Декабрь


4
«Гостиная для родителей»
Эффективность закаливания процедур дыхательной гимнастики детей
Январь


5
Разработка пакета рекомендаций по дыхательной гимнастике в разных формах физкультурно-оздоровительной работы
Привлекать родителей к созданию советов и рекомендаций
В течение года


6
Обмен опытом между воспитателями и родителями
Укрепление здоровье детей
В течение года





Мониторинг заболеваемости

Заболевания
в начале года
в конце года

ОРЗ
5
1

ОРВИ
3
-

Простуда
3
-

Ангина
2
-

Воспаление лёгких
-
-

Бронхит
2
-



Мероприятия проводимые с детьми

1. Образовательная деятельность:
- физическая культура;
- музыка;
- художественное творчество;
- познание;
- коммуникация.

2. На прогулке.
3. Режимные моменты.
4. Досуговая деятельность.
5. Свободная деятельность.













Комплекс упражнений для утренней гимнастики
(с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»

(Приложение № 1 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Дети входят в зал.
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку. А. Барто.

Давайте покажем солнышку, как оно нам нравится.
Ходьба по кругу, взявшись за руки (15 с)
Ходьба в разных направлениях (10 с)
Бег по кругу (10с)
Ходьба по кругу (10 с)
Построение в круг.

Упражнение «Погреем руки на солнышке»

Исходная позиция: стоя ноги слегка расставлены, руки опущены.

Руки вперед, повернуть ладошками вверх – вниз.

Вернуться в исходную позицию (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Спрячь ладошки»

Исходная позиция: лежа на спине, руки прижать к полу – греем животики.

Поворот на живот – греем спинку. Можно повернуться на бок – погреть бочок (повторить 5 раз). Темп умеренный.

Упражнение «Радуемся солнышку»

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс.

8-10 подпрыгиваний на месте (2-3 раза, чередуя с ходьбой). Дыхание произвольное.

Упражнение на дыхание «Вырастим большими»

Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести: «У-х-х-х!» (повторить 4-5 раз)

Дети возвращаются в группу.








































Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Часики, Петушок, насос, Семафор и дыхание»

(Приложение № 2 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Семафор
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.

Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх







































Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Гуси летят, ёжик, регулировщик, маятник, радуга, вырасти большой»
(Приложение № 3 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Гуси летят
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
И.п. – о.с.
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Регулировщик
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Маятник
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнем сначала.
И.п. – руки на поясе (вдох).
1 – наклон вправо (выдох);
2 – и.п. (вдох);
3 – наклон влево (выдох);
4 - и.п. (вдох).
Выдох со звуком «т-у-у-х».

Радуга, обними меня
И.п. – о.с.
полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.

Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».



































Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Крылья, носочки, покачивание, поворот,
хлопок, пчелы и приземление»
(Приложение № 4 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Крылья
Крылья вместо рук у нас,
Так летим – мы высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание
Покачаемся слегка,
Ведь под нами облака.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).

Поворот
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох);
2 – и.п. (выдох);
3 – повернуться влево (вдох);
4 - и.п. (выдох).

Хлопок
Солнце мы хлопком все встретим,
Так полет свой мы отметим.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);
3 – развести руки в стороны (вдох);
4 – и.п. (выдох).
Пчелы
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Приземление
Приземляться нам пора!
Завтра в сад нам, детвора!
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперед с одновременным опусканием
































Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Удивимся, плечи, поворот, язычок трубкой,
покачаемся, погладь бочек»
(Приложение № 5 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Удивимся
Удивляться чему есть –
В мире всех чудес не счесть.
И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;
1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;
2 – и.п.

Плечи
Поработаем плечами,
Пусть танцуют они сами.
И.п. – о.с.
1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;
2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Поворот
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох;
2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;
4 – и.п.
То же, выполнять в другую сторону.

Язычок трубкой
«Трубкой» язычок сверни,
Головой слегка кивни.
И.п. – о.с, губы сложены «трубочкой», как при произнесении звука «о», язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».
1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки;
2 – закончить вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек;
3 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.




Покачаемся
Чтобы правильно дышать,
Себя нужно раскачать.
И.п. – о.с.
1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;
2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.

Погладь бочок
Мы погладим свой бочок
От плеча до самых ног.
И.п. – о.с.
1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
То же, выполнить в другую сторону.





























Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Гудок парохода, носик, курносик, барабанщик, трубач, самолет, прыжки, дыхание»
(Приложение № 6 к работеПроектная деятельность во второй младшей группе "Солнечный Лучик")

Гудок парохода
Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И.п. – о.с.
1 – через нос с шумом набрать воздух;
2 – задержать дыхание на 1-2 сек;
3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

Носик
Мы немного помычим
И по носу постучим.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

Курносик
Очень любим мы свой нос.
А за что? Вот в чем вопрос!
И.п. – о.с.
1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);
2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Барабанщик
Мы слегка побарабаним
И сильнее сразу станем.
И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.
1 – присесть, похлопать по коленям (выдох);
2 – и.п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох).

Трубач
За собой трубач зовет,
Он здоровье нам дает.
И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».
1 – вдох;
2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф».


Самолет
Полетим на самолете,
Будем сильными в полете.
И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.
1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);
4 – и.п. (выдох).

Прыжки
Прыгнем влево, прыгнем вправо,
А потом начнем сначала.
И.п. – руки на поясе. 1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево. Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.

Дышим тихо, спокойно, плавно
Все мы медленно подышим,
Тишину вокруг услышим.
И.п. – о.с. медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.
























Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

Приложение № 1
Комплекс упражнений для утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики) «Лучистое Солнышко»

Приложение № 2
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики) «Часики, Петушок, насос, Семафор и дыхание»

Приложение № 3
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики)
«Гуси летят, ёжик, регулировщик, маятник, радуга, вырасти большой»

Приложение № 4
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики) «Крылья, носочки, покачивание, поворот, хлопок, пчелы и приземление»

Приложение № 5
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики) «Удивимся, плечи, поворот, язычок трубкой, покачаемся, погладь бочек»

Приложение № 6
Комплекс упражнений (с элементами дыхательной гимнастики) «Гудок парохода, носик, курносик, барабанщик, трубач, самолет, прыжки, дыхание»


Использованная литература:
Харитонова Л.Г. Учебно-оздоровительная программа дыхательной гимнастики для младших школьников с различным уровнем здоровья: Учебно-методическое пособие / Л.Г. Харитонова, В.П. Гогольчева. – Омск: СибГАФК, НИИ ДЭУ, 1999.
Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей», Учебно-методическое пособие, Творческий центр г. Москва, 2011 г.
Ермакова З.И. «На зарядку малышей», Учебно-методическое пособие, издание 2-е переработанное, г.Минск, «Народная Асвета», 1981 г.













13PAGE 15


13PAGE 141515




15