ЭОР игр по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


-1110871-68935400
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Надыма»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)
ЭОР игр по формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Разработчик учитель-логопед:
Л.М. Юнг
Надым 2015
Современный этап развития дошкольного образования с полным основанием можно считать временем коренных преобразований, которое предполагает активное использование информационных технологий. Компьютер стал средством реализации основных психолого-педагогических задач дошкольного образования. С его помощью возможно оптимизировать образовательный процесс, повысить общий уровень развития детей. Из года в год отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников с особенными возможностями здоровья, имеющих речевые трудности различного содержания. Одной из категорий таких детей являются дошкольники с ОНР III уровня развития, характерной особенностью которых является наличие лексико-грамматических нарушений в оформлении связной речи. Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов — названий ягод, цветов, диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова понимаются и употребляются неточно, значение их неравномерно расширяется, или напротив, оно понимается слишком узко. Нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи III уровня проявляются в неправильном употреблении: - окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных; - падежных и родовых окончаний количественных числительных; - окончаний глаголов в прошедшем времени; - предложно-падежных конструкций. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций. Таким образом, лексико-грамматический строй речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, трудностями в словообразовании, лексическими заменами. Особенностями развития данной категории детей является снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма. В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества образования. Для ребёнка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, которая способствует развитию воображения, мышления, речи. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем мире, постигают все его сложности. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для дошкольника, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления, которые так необходимы для каждого дошкольника. По признанию многих специалистов (Жукова Н.С., Филичева Т.Б, Шаховская С.Н. и др.) основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. В логопедии разработана и широко применяется методическая система коррекционной работы с детьми с ОНР. Однако, специфические приёмы, направленные на формирование лексики и грамматических средств языка представлены недостаточно. Для успешной социализации и интеграции дошкольников с ОНР III уровня в общество нами обозначена проблема формирования лексико-грамматических средств языка, как одна из наиболее актуальных на современном этапе. Для расширения коммуникативных навыков старших дошкольников с ОНР III уровня возникла необходимость разработки методических рекомендаций с применением ИКТ, которые бы являлись стимулирующим фактором для усвоения ребёнком дошкольной образовательной программы.
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.
Задачи:
обогащение и активизация словаря;
формирование грамматического строя речи.
В решении данных задач основная роль отводится учителю-логопеду. Предлагаемое нами перспективное планирование с введением дидактических игр и упражнений с использованием ИКТ, направленных на коррекцию лексико-грамматической стороны речи поможет не только детям с различными речевыми нарушениями, но и нормально развивающимся дошкольникам. Формы использования ИКТ для формирования лексико-грамматических средств языка очень обширны: электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе: специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед»); использование готовых цифровых образовательных ресурсов: игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru создание собственных презентаций и дидактических пособий (игр) в Microsoft PowerPoint, а также с использованием SMART-доски. Признавая, что компьютер — мощное средство для лексико-грамматического развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Информационные компьютерные технологии влияют на детскую психику гораздо сильнее, чем все традиционные игры. Поэтому особое внимание важно уделять мультипродукции: содержанию, целям, направленности. Применение компьютерных игр должно быть минимализировано и гармонично сочетаться с традиционными формами коррекционно- развивающей работы. Для реализации программно-методических задач по формированию лексико-грамматических средств языка с использованием ИКТ во время проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо придерживаться традиционной структуры, включающей в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Результатом использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с ОНР III уровня стало повышение мотивации детей к занятиям, к формированию сотрудничества между ребёнком и взрослым, и, наконец, положительная динамика по формированию лексико-грамматического строя речи. Но вместе с тем данная проблема остаётся актуальной и требует дальнейшей коррекционной работы в соответствии с возможностями каждого ребёнка. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством способствующим формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк.
Планирование занятий с использованием ИКТ
Неделя Занятие Дата
Сентябрь 1,2 Обследование детей 3 Детский сад 15.09.2014
4 Игрушки 22.09.2014
Октябрь
1 Осень
29.09.2014
2 Овощи 6.10.2014
3 Фрукты 13.10.2014
4 Сад - огород 20.10.2014
Ноябрь 1 Лес. Грибы и ягоды. 3.11.2014
2 Перелетные птицы 10.11.2014
3 Одежда 17.11.2014
4 Обувь, одежда, головные уборы. 24.11.2014
Декабрь 1 Ателье 1.12.2014
2 Зима. Зимние забавы. 8.12.2014
3 Мебель. Части мебели. 15.12.2014
4 Семья. Новогодний праздник. 22.12.2014
Январь 1,2 Каникулы
3 Зимующие птицы 12.01.2015
4 Дикие животные зимой 19.01.2015
Февраль1Почта 2.02.2015
2 Транспорт 9.02.2015
3 Комнатные растения 16.02.2015
4 Наша армия 23.02.2015
Март 1 Весна. День рождения весны 2.03.2015
2 Праздник 8 Марта 9.03.2015
3 Профессии 16.03.2015
4 Наша пища
23.03.2015
Апрель 1 Откуда хлеб пришел? 30.03.2015
2 Посуда 6.04.2015
3 Мой дом 13.04.2015
4 Домашние животные и их детеныши 20.04.2015
Май 2 Наша страна. Мой родной край. 11.05.2015
3 Человек 18.05.2015
4 Лето. Насекомые. 25.05.2015
Методические разработки рекомендованы учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям для работы с детьми старшего возраста с особыми возможностями здоровья и нормально развивающимися дошкольниками по коррекции лексико-грамматических средств языка с применением информационно-коммуникационных технологий. В методических разработках представлен перспективный план работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня.
Список литературы
О.С. Гомзяк - Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе /— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М., 1993.