Практическая работа по обществознанию по теме: Взгляды философов на сущность человека


Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества
Практическая работа № 1
Взгляды философов на сущность человека

Тема: Взгляды философов на сущность человека
Учебная цель: формирование умения изучать письменные источники, пользоваться учебной литературой, обобщать, анализировать и оценивать информацию.
Учебные задачи: научиться заполнять таблицу;
научиться проводить сравнительный анализ различных теорий, имеющих отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников.
Предметные результаты: сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию; сформированность навыков оценивания социальной информации с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Задачи практической работы
1. Повторить материал по теме «Взгляды философов на сущность человека».
2. Ответить на вопросы.
3. Прочитать текст и заполнить таблицу “Философские поиски сущности человека”.
4. Прочитать отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства» и ответить на вопросы.
Обеспеченность занятия
1. Тетрадь для практических занятий
2. Ручка
3. Тексты заданий
Учебник: Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студентов СПО. М., 2014
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Сущность человека - это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой социальной общности.Признаки сущности человека:
1. Сущность человека имеет родовой характер.
Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.
2. Сущность человека носит деятельный характер - это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности.
3. Сущность человека носит общественный характер.
Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений. Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов: идеалы, цели, представления о должном, представления о справедливом, представления о различии социальных статусов и т.д.
Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются ум человека, красота (привлекательность), талант, щедрость и т.д.). Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку.
В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности.
4. Сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер. Это означает, что когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других. Сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
1. Назовите признаки сущности человека.
2. В чем выражается деятельностный характер сущности человека?
3. Как проявляется социальная сущность человека?
4. В чем заключается конкретно-исторический характер сущности человека?

Задания для практического занятия
1. Прочитайте текст “Философские поиски сущности человека” и заполните таблицу.
В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.
В философии Востока нет резкого противопоставления тела и души. Для восточной традиции человек – органичное, но достаточно краткое временное соединение космических элементов, где душа и тело не просто взаимосвязаны, но взаимно определяют друг друга в природном колесе сансары, и где возможный путь спасения и соединения с атманом или дао предполагает специальные упражнения души и тела в целом.
В западной философии, начиная с Платона, заостряется дилемма души и тела. Человек у Платона выступает как изначально дуальное существо, своим телом принадлежа суетному миру природных процессов, а своей разумной душой ностальгируя об утерянных космической гармонии и вечных идеях.
Средневековая философия, провозгласив человека “образом и подобием Бога”, впервые в истории культуры утвердила ценностный статус личности, наделив ее свободой воли и возвысив ее над миром природной необходимости и судьбы.
В эпоху Ренессанса человек характеризуется как микрокосм, но не поглощенный макрокосмом, а органично вобравший в себя его основные свойства и качества.
В философии и культуре Нового времени в соответствии с декартовской идеей cogito происходит акцентировка самосознания и связанных с ним процессов индивидуализации личности, многообразие способностей человека редуцируется к разуму, в то время как тело механизируется и подчиняется всеобщим естественным законам.
Обоснование творческого статуса человека в истории философии связано преимущественно с романтизмом и немецкой классической философией. Романтики подчеркнули иррациональную природу свободы, благодаря которой человеческий гений достигает вершин вдохновения и творчества. Немецкая классическая философия через идею трансцендентального субъекта обосновала миросозидающие возможности человеческого разума (Кант, Фихте), культурно-историческую ангажированность человеческого сознания (Гегель), возможности чувственности в создании подлинно человеческих связей и отношений (Фейербах).
Для неклассической философии второй половины 19-20 вв. характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности и неукорененности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний.
Марксизм рассматривает человека в первую очередь как субъекта исторически, где в процессе предметно-практической деятельности человек преобразует природу и себя самого, структуралистские концепции человека анализируют его в контексте фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.), отдельным элементом и функцией которых он выступает, никоим образом не претендуя на их возможную трансформацию.
Современная философская ситуация характеризуется своеобразным кризисом традиционной проблемы человека, который обусловлен признанием невозможности создания целостной модели человека, способной синтезировать основные философские и научные достижения. Этот кризис вызван и быстрым темпом развития прикладных наук о человеке (психологии, социологии, культурологии, этнографии, лингвистики и др.). Как признание такого кризиса, в конце 20 века в философии постмодерна проявилась идея “смерти субъекта”. Смерть субъекта – это метафорический термин для обозначения тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках современного типа философствования.
Источник: http://kursak.net/problema-cheloveka-v-filosofii/Задание. Прочтите текст и заполните таблицу “Философские поиски сущности человека”
Философские системы Представления о сущности человека
1. Древняя философия Востока
2. Философия античности
3. Философия средневековья
4. Философия Ренессанса
5. Философия Нового времени
6. Романтизм и немецкая классическая философия
7. Неклассическая философия второй половины XIX – ХХ вв.
8. Философия марксизма 9. Современная философия
Прочтите отрывок из работы Людвига Фейербаха «Сущность христианства» и ответьте на вопросы.
Но в чем же заключается сущность человека, сознаваемая им? Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь. Разум, любовь и сила воли – это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная, сущность человека как такового в цели его существования. Человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть. Но какова цель разума?- Разум. Любви?- Любовь. Воли?- Свобода воли. Мы познаем, чтобы познавать, любим, чтобы любить, хотим, чтобы хотеть, то есть быть свободными. Подлинное существо есть существо мыслящее, любящее, наделенное волей. Истинно совершенно, божественно только то, что существует ради себя самого.
Вопросы к тексту.
Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.
Какие основания  определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?
В чем смысл существования человека, по мнению Л.Фейербаха?  Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.
Инструкция по выполнению практической работы
1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия
5. Запишите в тетради название практической работы
4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь
Критерии оценки практической работы
Задание 1 – 4 балла
Задание 2 – 1 балл

Форма контроля выполнения практической работы:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ
Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:
Важенин А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей Практикум: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2014.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.
Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум для учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: «Академия», 2014.