План-конспект урока истории на тему Международные отношения в начале ХХ века. Русско-японская война

Тема урока: Международные отношения в начале ХХ века. Русско-японская война.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Закрепить знания по предыдущей теме «Западное общество и Россия в начале ХХ века»
Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале XX века;
Подвести учащихся к пониманию причин, хода и последствий Русско-японской войны;
Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков. 
Оборудование урока: 
компьютер, проектор, доска, мультимедийная презентация «Международные отношения в начале ХХ века. Русско-японская война»; раздаточный материал : контурная карта «Русско-японская война 19041905 гг.»; тексты статей Портсмутсткого мира; реквизит для этюда: стол, покрытый скатертью, стул, модные журналы, приглашения на бал, вышивка, старинные книги, печатная машинка в кейсе, прогулочный костюм дамы 19 века.
План урока:
Проверка домашнего задания
Новый материал
Закрепление




Оргмомент

- Здравствуйте! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока «Международные отношения в начале ХХ века. Русско-японская война 1904-1905гг.».
Сейчас очень немногое напоминает нам о той войне. Возможно, кто-то вспомнит название крейсера «Варяг», а кто-то - вальс «На сопках Манчжурии» (сейчас вы слышите как раз его и видите подлинные фотографии тех лет). Но что же еще нам известно? Чему может научить нас эта война? Каковы ее причины и последствия? На эти вопросы мы попытаемся получить ответы в ходе этого урока.
(сл. 1)

(сл. 2)

3 мин.

Повторение
Но прежде чем ответить на них, давайте вспомним, что представлял из себя мир в конце 19 – начале 20 века.
Посмотрите видеосюжет и ответьте на предлагаемые в финале вопросы.
Можно ли назвать Россию империей? (3 мин.12 сек.)
Сравните политический строй России и стран Запада. ( 3 мин. 8 сек. – 6 мин.20 сек.)
Продолжая наше визуальное знакомство с жизнью Российской империи, предлагаю вам посмотреть еще один фрагмент тогдашней жизни, тщательно реконструированный нами, и ответить на поставленные вопросы.
Вопросы по этюду и домашнему заданию:
1. Какие из названных стран являются странами первого эшелона модернизации, а какие – второго?
2. Покажите на карте колонии Великобритании, названные героиней.
3. Какое событие помешало бы ей осуществить поездку в Южную Африку, если предположить, что действие происходило в 1900 году?
5. Какому поэту принадлежат процитированные героиней строки?
6. Согласны ли вы с мнением героини о том, что в Российской империи ничего не изменилось за последние 50 лет? Ответ аргументируйте.
7. Какие реформы провел в Японии император Мэйдзи?
Спасибо нашим актерам и тем, кто отвечал на вопросы.

(сл. 3)



12 мин.

(сл. 4)
Смотрят комический этюд-реконструкцию по мотивам конца XIX-начала ХХ века «Мечта Аннушки», заранее подготовленный учащимися, отвечают на вопросы.
(сл. 5)
20 мин.

Новый материал

Теперь мы с вами продолжим изучение событий, произошедших в мире в конце 19-начале 20 века и рассмотрим направления внешней политики России; дальневосточную политику, причины, характер, ход Русско-японской войны 1904-1905 гг., ее итоги и значение.
Итак, важнейшими внешнеполитическими задачами, стоявшими перед Россией в конце XIX начале XX в. были:
обеспечение мирных условий для осуществления внутреннего индустриального развития;
расширение присутствия на Дальнем Востоке;
укрепление позиций на Балканах.
в наметившемся противостоянии Англии и Франции с Германией для России важно было не дать втянуть себя в конфликт раньше, чем будут завершены программы по перевооружению российской армии и флота. Поскольку наиболее вероятным противником России оставалась Германия, Николай II подтвердил важное значение союза с Францией, договор о сотрудничестве с которой был подписан еще Александром III.
К началу царствования Николая II Россия не воевала уже почти 20 лет. Следуя курсу своего отца, молодой император выступил с инициативой проведения конференции ведущих мировых держав, на которой предлагал обсудить проблемы разоружения. Такая конференция состоялась в Гааге в 1899 г. В ней учувствовало 26 стран. Было принято:
не использовать удушливые газы;
не использовать разрывные пули;
создать Гаагский международный суд для решения международных конфликтов.
Однако договориться о большем не удалось никто не воспринимал всерьез идею уничтожения огромных арсеналов оружия в условиях подготовки к борьбе за перераздел колоний.
Запишите в тетрадь дату и условия конференции в Гааге.
Дальневосточная политика.
Наиболее активной в эти годы была политика России на Дальнем Востоке. Россия желала получить здесь незамерзающие порты. И в 1896 г. между Россией и Китаем был заключен секретный договор об оборонительном союзе. По этому договору Китай разрешил России построить Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) из Забайкалья до Владивостока через китайскую территорию В 1898 г. эта дорога была построена в Маньчжурии, а в 1903 г.-завершено строительство Транссибирской магистрали до Владивостока. Россия арендовала у Китая Ляодунский полуостров, где построила военно-морские базы в Порт-Артуре и Даляне (Дальний). Российское военное присутствие в этом районе было весьма значительным: только в районе Порт-Артура насчитывалось почти 100 тыс. солдат. Укрепились позиции России в Корее. Это стремительное усиление обеспокоило не только Японию, но также США и Англию. Они стали подталкивать Японию к началу войны против России, с целью ограничить ее влияние в регионе. Вопреки мнению министра финансов С. Ю. Витте, являвшегося сторонником мирной экспансии на Дальнем Востоке, министр внутренних дел В. К. Плеве и другие члены правительства полагали, что «маленькая победоносная война» не только укрепит позиции России на международной арене, но и отвлечет народ от революционных настроений.
Рассмотрим силы и планы сторон к началу войны, воспользовавшись этой таблицей.
На основании приведенных данных сделайте вывод о причинах войны.
Анализируют данные таблицы.
Подведем итог: причинами начала русско-японской войны явились противоречия между странами за раздел Китая, усиление России на Дальнем Востоке, расширение рынков сбыта, угрожавшего монополиям Англии, США (поэтому эти страны и оказали поддержку Японии), а также милитаристическое устремление Японии. Недооценка же Россией сил противника породила преступную беспечность в подготовке военных действий на Дальнем Востоке.
Читают манифест о начале войны
Все это и привело к началу войны 23 января 1904 г.
Просмотрите видеосюжет об этой войне и запишите указанные в нем основные сражения в виде таблицы.
Ход военных действий:
23 января 1904 г
Япония объявила войну России

27 января 1904 г.
Внезапная атака японской эскадрой
русских кораблей у Порт-Артура.
Героический бой Варяга и Корейца.
Атака отбита. Русские потери: Варяг
затоплен. Кореец взорван. Япония
обеспечила превосходство на море

28 января - Повторная бомбардировка
города и Порт-Артура. Атака отбита. 24 февраля - Прибытие в Порт-Артур
командующего Тихоокеанским флотом
вице-адмирала С.О. Макарова.
Активные действия Макарова по
подготовке к генеральному сражению
с Японией на море (наступательная
тактика). 31 марта - Гибель Макарова Бездействие флота, отказ от наступательной тактики

Апрель 1904
Высадка японских армий в Корее,
форсирование р. Ялы и вступление в
Маньчжурию. Инициатива в действиях на
суше принадлежит японцам

Май 1904 г.
Японцы приступили к осаде Порт-Артура.
Порт-Артур оказался отрезанным от
русской армии. Попытка деблокировать
его в июне 1904 г. оказалась неудачной

11-21 августа1904 г.
Сражение под Ляояном. Силы примерно
равны (по 160 тысяч). Атаки японских войск
были отбиты. Нерешительность
Куропаткина помешала развить успех.
24 августа русские войска отошли к р.Шахэ.

22 сентября – 5 октября1904 г.
сражение на реке Шахэ. Помешали туман
и гористая местность, а также
безынициативность Куропаткина
(действовал только частью имевшихся у
него сил).

28 июля - 20 декабря 1904
Осажденный Порт-Артур геройски
защищался.
20 декабря Стесиль отдает приказ о сдаче
крепости. Защитники выдержали 6 штурмов
крепости. Падение Порт-Артура явилось
переломным моментом в ходе русско-
японской войны

Февраль 1905 г
Мукденское сражение. С обеих сторон
участвовали 550 тыс. чел. Пассивность
Куропаткина. Потери: русские -90 тыс.,
японцы - 70 тыс. Сражение было
проиграно русскими

14-15 мая 1905
Морское сражение у о. Цусима в Японском
море.Тактические ошибки адмирала
Рождественского. Наши потери –
19 кораблей потоплено, 5 тыс. погибло,
5 тыс. взято в плен.
Поражение русского флота


5 (23 августа ) 1905
Портсмутский мирный
договор.
Нашу делегацию возглавлял С.Ю.
Витте. Условия мира: Корея –
сфера интересов Японии, обе
стороны выводят свои войска
из Манчжурии, Россия уступает
Японии Ляодун и Порт-Артур,
половину Сахалина и железные
дороги.


Как видите, несмотря на героизм солдат и офицеров, война шла неудачно для России. Рассмотрим эти действия на карте.

Работают с картой

Как видите, военные действия велись не только на море и на суше. Рассмотреть подробно крупнейшие сухопутные сражения этой войны нам поможет Денисова Валентина.

Доклад и работа с картой Денисовой (домашнее задание на опережающее обучение)

После Мукденского и Цусимского сражений война была фактически проиграна. Однако Япония также испытывала недостаток материальных и людских ресурсов и обратилась за помощью к США, Германии, Франции. Но США выступили за мир, который и был подписан в Портсмуте 23 августа 1905 г. Нашу делегацию возглавлял С. Ю. Витте. Посредником был Т. Рузвельт.

Причины поражения: технико-экономическое и военное превосходство Японии, военно-политическая и дипломатическая изоляция России, оперативно- тактическая и стратегическая неподготовленность русской армии к ведению боевых действий в сложных условиях, бездарность и предательство царских генералов, непопулярность войны у всех слоев населения

Рассмотрим условия этого договора и ответим на следующие вопросы.
Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
Чего лишилась Россия в результате этой войны?
Итоги войны записать в тетрадь.

Работа с историческим документом «Мирный договор между Россией и Японией» (раздаточный материал)
Закрепление изученного материала
Назовите даты русско-японской войны.
Каковы причины русско-японской войны?
Какими фактами можно потвердеть неготовность России к войне?
Назовите самое крупное морское сражение в русско-японской войне и его дату.
Какое сражение имело самые большие потери и практически истощило обе стороны?
Какая крепость продержалась в блокаде практически целый год?
Какие причины поражения вы выделили?
Каковы условия Портсмутского мирного договора?
Укажите основное значение русско-японской войны.
Какие уроки истории мы можем извлечь из этой войны?

Домашнее задание:
Ответьте на вопросы:
1. Как повлияла война на русское общество в 1904-1905 году?
2. Можно ли было избежать этой войны?
3. Заполните контурную карту «Русско-японская война 1904-1905 гг.», используя атлас или интернет ресурсы.
Резерв: Видеоролик о Бое у Чемульпо
Спасибо за внимание! До свидания!

(сл. 6)



(сл. 7)
















2 мин.










(сл. 8)










2 мин.


8 мин.
(сл. 9)






8 мин.
(сл. 10)

(сл. 11)




























7 мин.

(сл. 12)

8 мин.



(сл. 13)
(сл. 14)
(сл. 15)








10 мин.
Итого:45 мин.

10 мин.

(сл. 16)
(сл. 17)

(сл. 18)


(сл. 19)



(сл. 20)
(сл. 21)












13PAGE 15


13PAGE 14715




15