Урок истории для 9 класса по теме «Международные отношения в 20-30-е годы»


Открытый урок по истории
Тема «Международные отношения в 20-30-е годы»
9 класс
24 января 2012 г.
Цели урока:
Образовательные: Создать у учащихся представление о международном положении и внешней политики Советского Союза в 1930-е годы.
Воспитательные: Продолжить патриотическое, политическое, толерантное, социальное, нравственное и культурное воспитание учащихся.
Развивающие: Продолжить развитие навыков логического мышления, умения делать выводы, абстрагировать, работать с учебником, картой, документами, дополнительными средствами информации, мультимедийными средствами, составлять логические схемы и таблицы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.
Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, вооруженный конфликт, "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния. План урока:
Беседа по вопросам домашнего задания.
Изменение внешнеполитического курса.
Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта.
Война в Испании и СССР.
Дальневосточная политика.
Мюнхенское соглашение
Советско-англо-французские переговоры
Сближение СССР и Германии
Подведение итогов.
Ход урока
Слайд 1.
1. Учитель читает всему классу пролог романа Бориса Васильева "Завтра была война".
"От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время".
Учитель: Ребята не случайно сегодня я начала наш урок с прочтения пролога романа Бориса Васильева "Завтра была война", так как цель нашего сегодняшнего урока определить причины Второй Мировой войны, проследить как складывались внешнеполитические отношения в мире в 30-е годы XX века, а книга которую я держу в руках рассказывает нам о тех предвоенных годах о которых сегодня пойдет речь.
Я советую вам прочитать это произведение которое поможет вам понять дух изучаемой нами эпохи.
Слайд 2. Цель урока.
Слайд 3. На уроке мы с вами составим таблицу «Внешняя политика в 20-30-е г.г .
2. Вопросы:
А) Какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е г.г.?
Б) Как складывались экономические отношения РСФСР и СССР с капиталистическими державами?
В) Охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции?
Г) Какова была главная цель создания Коммунистического интернационала?


Слайд 4.
Заполнение первого этапа. Второй столбец.
Установление дипломатических и экономических
отношений.
16 апреля 1922 г. – Рапалльский договор с Германией.
Слайд 5.
Схема.
Первая часть это страны первого эшелона капитализма, к которым мы относим: США, Англию и Францию.
Вопрос: Как вы думаете, что же объединяет эти страны?
Это сложившиеся капиталистические страны,
Имеют свои рынки сбыта и источники сырья,
Стремятся к мировому господству за сферы влияния,
Пытаются бороться с СССР и Коминтерном руками стран, которые мы условно отнесем к странам второго эшелона капитализма.
Ко второму эшелону капитализма мы относим следующие страны: Германия, Италия, Япония.
Вопрос: Скажите, как вы думаете, что же объединяет эти страны?
Стремление к переделу мира и борьбе за сферы влияния, рынки сбыта и источники сырья.
Идеология - фашизм.
Вопрос: Что такое фашизм?
Фашизм - это политическое течение, возникшее после первой мировой войны в Италии, характеризуется: вождизмом, расизмом, вмешательством государства в экономику.
Вопрос: Милитаризм. Что это такое?
Милитаризм - это политика направленная на наращивания военной мощи государства.
Цели:
Борьба с СССР как страной зла,
Борьба с Коминтерном.
Почему на схеме СССР стоит у нас отдельно от стран второго эшелона капитализма ведь в начале 20 века царская Россия стояла с Германией, Италией и Японией на одной ступени?
СССР страна социалистическая, а не капиталистическая.
Слайд 6. Смена внешнеполитического курса.


В 1933 г. изменилась расстановка политических сил в Европе. В Германии к власти пришли фашисты – цель – борьба за передел мира.
СССР вынужден изменить свой внешнеполитический курс.

Записать в таблицу – антигитлеровская направленность
Слайд 7.
В 1933 г. – разработан план создания системы коллективной безопасности в Европе. Цель – союз с демократическими странами для изоляции Германии и Японии. Нарком иностранных дел – М.М. Литвинов.

Записать в таблицу – Система коллективной безопасности

1933 г. – установление дипломатических отношений с США.
1934 г. – СССР принят в Лигу Наций на постоянной основе.
Слайд 8.
1935 г. – подписание договоров с Францией, затем с Чехословакией о взаимной помощи в случае нападения агрессора.

Записать в таблицу.
В первый столбик – «Эра пацифизма»

Вопрос –
Как менялась тактическая линия Коминтерна в 30-е г.г.?
См. работа по учебнику – с. 199.

Слайд 9. Война в Испании и СССР.
1936 г. – в Испании – генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. СССР заявил о поддержке Испанской республики. Направлены военная техника, добровольцы, специалисты.
Демократические государства взвешивали – какой режим опаснее – фашистский или коммунистический.

Слайд 10. Показать таблицу.
Слайд 11. Дальневосточная политика СССР.
На Дальнем Востоке конфликты. Возник очаг разжигания войны в лице Японии.
1938 г. – в районе озера Хасан произошло ожесточенное сражение. Япония терпит поражение. Разведка боем.
Слайд 12. Мюнхенское соглашение.
См. работа – уч. С. 201. Вопрос 4 и 5.
Советско-англо-французские переговоры.
После заключения Мюнхенского соглашения главы правительств Англии и Франции провозгласил наступление в Европе «Эры мира»
Германия – думала иначе.
15 марта 1939 г. Гитлер ввел войска в Прагу и ликвидировал Чехословакию как независимое государство.
Италия оккупировала Албанию.
12 августа в Москву прибыли представители Англии и Франции, но переговоры сознательно затягивались.

Слайд 13. Сближение СССР и Германии.
Гитлер тоже предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор.
Чем труднее шли переговоры с англо-французскими делегациями, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать соглашение с Германией.
Слайд 14.
23 августа 1939 г. – СССР и Германия подписали договор о ненападении и к ним секретные протоколы о разграничении сфер влияния в Восточной Европе.
Работа с документами.
Заключение этого соглашения сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией, позволило направить германскую агрессию на Запад.


Слайд 15. Заполнение таблицы – третий этап

Подведение итогов.