Мастер — класс Здоровьесберегающие технологии в начальной школе


Мастер – класс «Здоровьесберегающий урок»
Цель:трансляция опыта  применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.Задачи:
1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.
3) Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Наталия Сергеевна и сегодня на мастер-классе я хочу познакомить Вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающих, показать их практическую значимость и убедить Вас в целесообразности использования здоровьесберегающих методов и приёмов в практической деятельности.
Вы пришли на мастер- класс
Рада видеть всех я Вас.
Прошу хором давать ответ
На мои вопросы . Да или нет
Начнём, коллеги,Дайте ответ:
Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (нет)
И ещё спрошу тогда
Активными все вы будете? (да) Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Выбор групп
Уважаемые коллеги! Представьте, что вы летите на воздушном шаре. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Скажите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Учитель записывает их на доске. Что бы вы поставили на первое место, на второе место и на третье место.. Например, 1 место - здоровье, 2 место - семья и т.д.)- Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?
(Варианты ответов).
- Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека. Если Вы сегодня пришли на мой мастер – класс, значит проблема сохранения здоровья школьников для вас актуальна. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников. А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество образовательной деятельности. Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами. А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.
На экране цветик – семицветик. На каждом лепестке написаны слова , которые нам помогут выполнить некоторые упражнения для здоровья : эмоциональный настрой, упражнения для пальчиков, мимические упражнения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения для осанки, упражнения на релаксацию.
Лети, лети, лепесток
Через север на восток
Через запад, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснёшься ты земли
Будь по- моему вели
Убирается первый листок.(эмоциональный настрой)
С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:
Я читаю стихотворение и выполняю упражнения, а вы показываете за мной.
Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)
Бога я благодарю
Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.
Лети, лети, лепесток ( убирается второй лепесток – упражнения для пальцев)
Вы проверяете несколько стопок тетрадок и у вас устают пальцы и глаза.
Предлагаю отдохнуть.
Работа в группах.
У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 команде
Сбил, сколотил –вот колесо.Сел да поехал.Ах, хорошо!Оглянулся назад –одни спицы лежат.
2 команде
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить
Отожмем лимонный сок,
Положим сахар мы песок Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ
Пока группы работают, предлагаю залу предлагаю сделать массаж для пальцев
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.
Например, аврал на работе, тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.
Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.
Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.
После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.
А теперь группы представляют нам свою гимнастику для пальчиков.
Здорово играли, пальчики размяли. Но ещё с мышц лица напряжение не сняли.
Предлагаю вам от усталости,
От морщинок и от вялости
Не хитрые движения
Мимические  —  упражнения
Сегодня нам на обед подавали сочный арбуз - покажите какой он был сладкий.
А затем подавали сладкое яблоко – показ
И напоследок нам дали кислый лимон.
Пальчики размяли, напряжение сняли,а стрелять глазками  не разучились? Сейчас проверим!
( убирается след. лепесток – гимнастика для глаз)
Гимнастика для глаз
«Стрельба глазами» (Водим глазами вправо, влево).
«Мотылёк» (Глаза закрываем, открываем).
«Заборчик» (Глаза вверх, вниз).
Лети, лети,лепесток ( убирается лепесток - дыхательная гимнастика).
Определенные виды дыхания помогают улучшить умственную работоспособность, сконцентрировать внимание предстоящей деятельности.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать людям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Работа в группах
1 группа - Упражнение «Снег и ветер».
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Участникам предлагается дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
2 группа – дует листок бумаги. Кто быстрее. С чем удобнее работать?
Раздаётся возглас: «Помогите, нога»
- Что случилось? Нога затекла. А вы не устали сидеть так долго? ( устали) Тогда надо отдохнуть ( убирается листок – упражнения для осанки).
Сейчас отодвиньтесь от столов и сядьте поудобнее.
Упражнение «Деревце»
Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.
Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево; наливается силой, бодростью, здоровьем., (Выполняется, 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.
Музыкальная физкультминутка( группы возле сцены, зал на местах)
Отдохнули? ( да).
Каждый учитель иногда хочет побыть один, расслабиться, помечтать и отвлечься от каких-то проблем. ( релаксация)
Наш мастер-класс подошёл к концу. Я надеюсь, что он был для Вас полезным и когда Вы вернетесь в свои классы , то будете беречь здоровье своё и обучающихся.
Что бы Вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня.
И закончить хотелось небольшой легендой.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать
главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю Вам беречь то, что нам дано свыше, сохранять и укреплять здоровье своих учеников и свое.