Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника

№ п/п
Трудность
Причина


1
Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).
Несовершенство в развитии микромоторики руки;



2

Пропуск букв и слогов.
Низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания


3
Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)
Несформированность пространственных представлений


4
Трудности при решении математических задач

Слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления


5
Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста.

Слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления


6
Трудности в усвоении новых знаний
Низкая степень восприятия и произвольности


7
Трудность в самостоятельном выполнении заданий
Низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля



8
Плохое знание таблиц сложения (умножения)

Низкий уровень развития механической памяти


9
Невнимательность, рассеянность

Ннизкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания







В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов:

1 этап – этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении задания;

2 этап – выполнение действия в развернутой форме. Ребенок должен усвоить содержание действия;

3 этап – научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия;

4 этап – выполнение действия в форме проговаривания «про себя»

5 этап – выполнение действия. Ребенок сам выполняет и сам себя контролирует.

Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.
Очень важна организация учебной деятельности. Хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий - помогут в привлечении внимания обучающихся. Для этого можно использовать следующие приемы:

Сообщение темы. Постановка целей урока.
Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний» (рис.1), который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:

1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать», 3 – «воспитываем в себе».

Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.

II. Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, предлагаю использовать следующие задания:
Задание на укрепление мелкой моторики руки, на коррекцию письма.

- работа по дополнительным тетрадям в клеточку , где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучения ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику.
- штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях (рис.3)
- обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.
Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.

2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.

ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Постепенно задания усложняю:

- найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке (например, «Буквы спрятались», «Найди зверушек» )
Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово
Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:«Найди отличия», «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:

Ножки - ложки дочка - бочка

Егорка - горка город – горох

девушка – дедушка картина - корзина


3. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:

Игра «Пилот». Цель: коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).
Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.» Графические диктанты так же помогают решить эту проблему.Рпазвить мышление и внимание помогает всем известная игра «Танграм»

В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:

Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех и других.

Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый). Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора синонимов и антонимов . Составление предложений с данными словами . Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.

III Для развития памяти, дикции, четкости речи
чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.
а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.

Например
Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,
Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармаш
Ос-ос-ос – заморозил нас мороз
Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос

б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:


«Запомни и нарисуй».
Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют.
Игра «Что изменилось?»
На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.
чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.

Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки (от Ирины Асеевой). Дети их быстро запоминают и усваивают

По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<». Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» (рис.17).

в) В начальной школе необходим навык беглого чтения. Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».

Можно использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использовать эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения .

Задание «Читай по правилу»
направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие. Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.

IV. Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления

- Игра «Знаешь ли ты животных?»
Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают (рис. 18).
- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:

лиса – лисенок корова – теленок курица - цыпленок

заяц – зайчонок лошадь – жеребенок гусь - гусенок

лев - львенок собака – щенок утка - утенок

-Игра «Один – много»

(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)

-Игра «Назови одним словом»

Например:

клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки

брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт

-Игра «Говори наоборот»

Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:

Веселый – грустный большой - маленький

Горячий – холодный узкий - широкий

Сладкий – горький глубокий - мелкий

-Игра «Найди лишнее слово».

Например: храбрый, злой, смелый, отважный

яблоко, слива, огурец, груша

час, минута, лето, секунда

молоко, сметана, хлеб, творог












Список использованной литературы:

Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М. «Аркти», 2000
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М. Ось-89,2005
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. –М.: Рольф, 2000
Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1977
Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004
Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2003.
Шабанова А.А. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-2 классов начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2007
Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993
Игры на внимание. http://sonnet.ee/.
Ирина Асеева «Если хочешь научиться» Школьный портал http://sonnet.ee/
15