Рабочая программа элективного курса по биологии Твое здоровье

«Рассмотрено»
Руководитель РМО
________ Рафикова Р.К.
Протокол № 1
от « 26 » августа 2014 г.
«Согласовано»
Зам.дир. по УВР
_________ Гайнетдинова Н.Р
« 28» августа 2014г.


«Утверждаю»
Директор школы
____________Мифтахов А.В.
Приказ № 64
от «22 » августа 2014 г.










Рабочая программа
Элективного курса для 9 класса
“Твое здоровье”

МБОУ «Камско-Устьинская татарская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Учитель-Загреева Нурия Рашитовна.первая квалификационная категоря

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«22 » августа 2014 г




2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Дети школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье
учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
2. Обучить учащихся приёмам по профилактике различных
заболеваний.
3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.
4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского
травматизма.
Программа курса«Твое здоровье» направлена на решение этих задач.








УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1Л.Б.Поддубная Элективный курс “Секретные материалы о твоем здоровье”(биология,экология) 9 класс-Волгоград-2005г.

2.М.В.Высоцкая “Экология” 9 класс-элективные курсы,Волгоград-2008г

3.Н.И.Сонин,М.Р.Сапин. Биологич 8 класс “Человек” ,Казань “Магариф”-2002г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.В. В .Талантов , Ш.М.Вахитов и другие «Школьникам о рациональном образе жизни и рациональном питании». Г.Казань-----2002г.

2. М..Я СТУДЕНИКИН «Книга о здоровье детей»

3. Б. А. Александров « Копилка витаминов» ТКИ--Казань

4.И .И.Акимушкин «Занимательная биология.»

5. Г.Гальперина «Здоровый образ жизни и долголетие».








КАЛЕНДАРЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема урока
Основное содержание

Оборудование
Практи -
ческая работа
Форма урока
Дом. задание
Дата прове-
дения
Приме -чание

1
Здоровье населения. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни.

Тип воспроизводство населения.демография,рождаемость,продолжительность жизни. Болезнь, милосердие,факторы здоровья.факторы риска,право на здоровье
Таблицы : «Строение сердца», «Кровеносная система».

Ввод-
ная лекция
Подгото вить сообще ния» Инфекци онные заболева ния»



2
Анкетирование. «Отношение к здоровью к здоровому образу жизни»
Здоровый образ жизни, общение с природой , духовность
Тест»Индекс отношения к здоровью»



.


1
ЗДОРОВЬЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ,








3
Носители наследственности.
Аутосома, ген, гамета,зигота,наследственность,половые хромосомы,пол человека, соотношение полов,признак
Таблицы «Строение ДНК», «Мейоз»

Семи-
нар
Подгото вить сообще ние «Наследственные болезни :синдром Дауна, дальтонизм, гемофилия.



4
Наследственные болезни. Диагностика , лечение и предупреждение наследственных болезней
Генные, хромосомные, многофакторные наследственные Диагностика. Генная терапия, внутриутробная диагностика, дородовая диагностика.защита окружающей среды,профилактика,планиро вание семьи.заболевания.
Диск «Репетитор» -биология

Самостоя-
тель-
ная работа
Ген. задача



2
СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОС-
ТИ ЧЕЛОВЕКА








5
Природная среда--источник инфекционных заболеваний
Инфекционные болезни, пути передачи инфекции, устойчивость возбудителей
Таблица «Насекомые--переносчики инф. Заболеваний»,коллекция насекомых

Лек-
ция




6
“Совы» и «жаворонки» или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие»
Биологический ритм, группа ритмов, цикадные ритмы,атмосферные давление,температура, теплоощущения
Портреты ученых физиологов, астрономов

Семи-
нар
Подгото вить сообще ние «Неинфекционные эндемич ные заболева ния»



7
Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения.
Бытовой мусор,функциональная зона,ионизированный воздух,тепловой режим,синдром нездорового помещения
“Рельеф местности»

Семи-
нар
Подготовить сообще ние «Среда жилого помещения»



8
Пищевые отравления предупреждение и первая помощь
Отравления грибами, ботулизм,сальмонеллы, стафилококковые пищевые отравления,
Рисунки и муляжи шляпочных грибов
Практическая работа №1

Заполнять таблицы



3
ПРИРОДНАЯ СРЕДА ТЕРЯЕТ
СВОИ СВОЙСТВА







9
Организм защищается от загрязнений
Ксенобиотики, система барьеров, тканевые депо, транспортные системы, ферментные системы
Таблицы “Ткани организма», « Дыхательная система» «Органы пищеварения»

Семи-нар
Подгото вить сообще ние «Лучевая болезнь»



10
Радиация и здоровье
Ионизирующие излучения, радиационный фон,радон
рисунки

Семи-нар




11
Простейшие способы очистки воды из природных источников
Фильтрования, очистка воды
Колба коническая стеклянная палочка,поваренная соль,йод,воранка,фильтр.хвойные ветки
Практи
ческая работа №4

Оформ лять отчет



4
ЗДОРОВЫЫ ОБРАЗ ЖИЗНИ








12
СПИД --коварная болезнь
СПИД , клетки крови, способы передачи инфекции, обследование на вирус СПИД
плакаты

Лек-
ция
Подгото вить сообще ние «Здоро вые питание--условие долголе тия», Здоровая диета»



13
Культура питания . Культура движения.
Биологически активные вещества,здоровая диета, обработка пищевых продуктов,переедание, состав пищи
Таблица «Витамины»

Семи-
нар
Состав. схему



14
Алкоголизм --болезнь химической зависимости»
Алкоголь,внутренняя среда организма, патологическое влечение, хронический алкоголизм,социальное зло
Плакаты,брошюры

Семи-
нар
Рисунок на антирекламу-рисо вать



15
Табакокурение
Никотин, зависимость
Плакаты,
брошюры

Роле-
вая игра
Нарисо вать антирекламу



16
Наркотики, зависимость и последствия
Незаконный оборот наркотиков, зависимость и последствия
Брошюры

Работа в групп-
пах
Подгото вить сообще ние о наркоти ках



17
Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами
Группа витаминов, микроэлементы
Тесты ,таблица «Витамины»
Практическая работа №5





18
Всемирный День здоровья. Заключительное занятие.

Проблема ухудшения состояния здоровья людей влияния на здоровье человека условий окружающей среды ,основные компоненты здорового образа жизни


Конферен-
ция
Подгото вить сообще ние «Образ жизни и традиции моей семьи»