Кто в тереме живет(Программа коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста методами анималотерапии)












«КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЕТ»
(ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АНИМАЛОТЕРАПИИ)

Педагог-психолог Шамберина Галина Ивановна


I. Пояснительная записка

В наши дни различные виды и методы анималтерапии успешно используются для лечения и реабилитации детей-инвалидов, интеграции в общество детей с девиантным поведением, коррекции различных нарушений психики как детей, так и взрослых. Не секрет, что наши любимые домашние питомцы и животные дикой природы способны оказывать на человека положительное воздействие. [1]
Анималотерапия  это созданный жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). Она помогает преодолеть страхи и тревожность, раскрыть дополнительные возможности в личности и поведении детей, снять психоэмоциональное напряжение, развить способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих  качества, необходимые для успешного общения.[2] 
Использование анималотерапевтического метода в психокоррекции не ставит целью вмешательство в жизненный сценарий человека. Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособится к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.[3]
Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком они сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.[3]
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, телесно-ориентированными методами и др. Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные.[3]
Программа « Кто в тереме живет» разработана для детей с различными эмоциональными нарушениями
Цели программы:
нормализация психоэмоционального состояния;
восстановление и сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;
восстановление энергетического равновесия;
переработка травмирующих ситуаций;
решение личностных проблем.
Задачи программы:
развитие коммуникативных навыков;
развитие социальных эмоций;
обучение умению самостоятельно решать проблемы;
формирование адекватной самооценки детей.
Структура занятия:
1. Вводная часть - игры, упражнения, направленные на положительное отношение к занятию, ведущему, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психомышечное напряжение.
3. Анималотерапевтические игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных и их символов(образов, игрушек, рисунков).
4. Прощание-отработка механизмов расставания.
Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 30-40 минут, которые проводятся 2 раза в неделю. При комплектовании группы следует учитывать, что разница в возрасте участников не должна превышать один год. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое. Число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.

























II. Тематический план занятий, представлен в таблице 1
Таблица 1. Тематический план занятий
Тема
Содержание
Форма работы
Методическое обеспечение

1.Давайте познакомимся
1.Ритуал начала занятия «Доброе животное»
2.Релаксация «Дыши и думай красиво»
3.Упражнение «Давайте познакомимся»
4.Упражнение «Свинкино имя»
5.Упражнение «Свинкино настроение»
6.Упражнение-сказка «Как подружились кошка с собакой»
7. Ритуал прощания
Групповая
Живая морская свинка или мягкая игрушка, аудиозапись «Звуки природы.Лес»

2. Прогноз погоды
1.Риуал начала занятия
2.Упражнение «Кошкины ушки всегда на мокушке»
3. Упражнение «Прогноз погоды»
4.Игра «Сладкая парочка»
5.Упражнение «Клубочек»
6. Упражнение сказка «Про кошку Эльвиру»
7.Ритуал прощания
Групповая
Бумага, цветные карандаши, клубок ниток, аудиозапись «Звуки природы.Луг»

3.Чудный сон котенка
1.Ритуал начала заятия
2.Релаксация «Чудный сон котенка»
3.Упражнение «Зверинец»
4.Игра-перивоплощение «Бездомному всегда плохо»
5.Упражнение «Угадай у кого спряталась мышка»
6.Упражнение «Как Дружок стал смелым»
7.Ритуал прощания
Групповая
Записки с названиями животных, живая лабораторная мышка или игрушка, мягкая игрушка щенок, аудиозапись «Звуки природы.Луг»

4. Верхом на радуге
1.Ритуал начала занятия
2. Упражнение «Верхом на радуге»
3.Упражнение «Здравствуй кошка»
4.Упражнение «Отдай страх крысе»
5.Упражнение дисскусия «Почему грустит котенок»
6.Упражнение-сказка «Собака Шарик»
7.Ритуал прощания
Групповая
Живая кошка или мягкая игрушка, лабораторная крыса или игрушка, мягкая игрушка котенок, аудиозапись «Звуки природы.Море»

5. Кошачий секрет
1.Ритуал начала занятия
2.Релаксация «Котята»
3.Упражнение «Кошачий секрет»
4.Рисунок любимого животного
5.Упражнение «Волшебный дождь»
6.Упражнение «Сказка о друге»
7.Ритуал прощания
Групповая
Бумага, цветные карандаши, пуговицы, бусинки, цепочки, другие мелкие предметы, старые зубные щетки, житкие краски, тазик с водой, аудиозапись «Звуки природы.Ручей»

6. Кто в теремочке живет
1.Ритуал начала занятия
2.Повторение сказки теремок
3. Построение теремка
4.Драматизация сказки теремок
5.Психогимнастика Мишка
6.Психогимнастика Зайка
7.Ритуал прощание
Групповая
Мягкие модули, кукольный театр, аудиозапись «Детские песни»

7. Самостоятельное занятие
1.Ритуал начала занятия
2. Игра «Магазин»
3.Ритуал прощания
Групповая
Наборы открыток,
книги о кошках и собаках, сундучок с «секретами» (бусы, брошки, часы, пуговицы, цепочки, и.тд.), бумага, карандаши, трафареты, цветная бумага, ножницы, пластилин, мозаика, конструктор.

8. В гостях у кошки
1.Ритуал начала занятия
2.Дыхательное упражнение «Шарик»
3.Упражнение «Собери картинку»
4.Упражнение «Кошкина зарядка»
5.Упражнение «Погладь котенка»
6.Ритуал прощания
Групповая
Пазлы с изображением животных, аудиозапись «Звуки природы»

9. Колобок
1.Ритуал начала занятия
2.Релаксация «Волшебный лужок»
3.Повторение сказки «Колобок»
4.Лепка сказочных героев
5.Игра-драматизация по сказке колобок
6.Психогимнастические упражнения
7.Ритуал прощание
Групповая
Кукольный театр, пластилин, инструменты для лепки, аудиозапись «Звуки природы»

10. Прощание с детьми
1.Ритуал начала занятия
2.Упражнение «Дружба на память»
3.Упражнение «Подари движение другу» 4.Рисунок на память
5.Упражнение «Комплименты»
6.Выбирают самое понравившееся упражнение
7.Ритуал прощание
Групповая
Бумага, цветные карандаши, мягкая игрушка
















Ш. Методы и средства оценки результативности программы
Для оценки результативности программы использовались методы: обсервационные (наблюдение), эксперимент, психодиагностические:
социометрическая методика Морено Дж.;
опросник «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немова Р.С. ;
анкета «Трудности в общении» Шипицыной Л.М. и Вороновой А.П.;
рисунок на тему «Ребенок - детское общество» Урунтаевой Г.А. и Афонкиной Ю.А., а также методы обработки данных и их интерпретация.




















IV.Список использованной литературы.
Агафонычев В.И. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство./В.И. Агафонычев.-Спб.: Наука и техника, 2006.-304с.
Агафонычев В.И. Большая книга лечения с помощью животных./В.И. Агафонычев.-Спб.: Здоровье – это счастье, 2008.- 205с.
Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь анималотерапия для детей./Н.Л.Кряжева.-Ярославль: «Академия развития»,2000.-176с.
Коскова Н.В. Уши, лапы и хвосты:3-5 лет Умные дорожки./Н.В.Коскова.-Сибирское университетское издательство,2008.-32с.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком./Е.Л.Набойкина.-Спб.:Речь,2006.-144с.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников/Л.Ф.Тихомирова.-Ярославль «Академия развития», 2002.-154с.
Харчук Ю.Р. Анималотерапия: домашние животные и наше здоровье/Ю.Р.Харчук.Ростов н/Д:Феникс, 2007.-320с.






















Приложение 1
Занятие 1
Цели: Знакомство с детьми, эмоциональное сближение с детьми, снятие напряжения в незнакомой обстановке, развитие доброжелательности.
1.Ритуал начала занятий « Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит
«Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит!». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь, послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. « Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук- шаг вперед. Стук- шаг назад.
2.Ритуал окончания занятий. «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга, тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
3.Упражнение–релаксация «Думай и дыши красиво»
Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните и мысленно про себя скажите « Я- лев»,-выдохнете; вдохните. Скажите: « Я- птица»,-выдохнете; вдохните. Скажите» Я- цветок».- выдохнете; вдохните, скажите « Я-спокоен»,- выдохнете.
И вы действительно успокоитесь.
4.Упражнение «Давайте познакомимся»
Детям предлагается придумать животное в образе которого ребенок чувствовал бы себя уютно, спокойно и безопасно. По кругу дети называют свое имя и придуманное животное (по принципу игры « Снежный ком.»)
5.Упражнение «Свинкино имя»
Каждый по очереди пытается угадать как зовут морскую свинку Затем все вместе выбирают лучшее имя.
6.Упражнение «Свинкино настроение»
Каждый ребенок, по кругу рассказывает какое, по его мнению у морской свинки настроение,что она чувствует в данный момент.
7. Упражнение – сказка «Как подружились кошка с собакой»
Занятие 2
Цели: Эмоциональное сближение детей, развитие навыков присоединения в общении, диагностика эмоционального состояния.
1.Упражнение «Кошкины ушки всегда на макушке»
Дети садятся удобно. Руки вытягиваю вперед, готовят большой и указательный пальцы. Берутся ими за кончики ушей- один сверху, другой снизу ушка. Массируют уши и приговаривают: «Кошкины ушки всегда на макушке!» (10 движений в одну сторону, 10 движений в другую сторону). Затем пускают руки, и стряхивают ладошки. Приготовив указательный палец, ставят его между бровями и носом. Массируя эту точку столько же раз приговаривают: «Кошкин глаз - мудрый глаз» Стряхивают ладошки. Далее собирают пальцы руки в горстку, находят ямку внизу шеи, и массируют ее со словами: «Как собачка я дышу, помогать себе спешу!» (10 раз в обе стороны)
Психолог следит за правильностью нахождения точек и силой нажима на них при массировании.
2. Упражнение «Прогноз погоды»
Дети по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше психологу воспоминанием: « Мое сегодняшнее настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твое?» В конце психолог уточняет, какое сегодня настроение у всей группы.
3. Игра «Сладкая парочка»
Из белой бумаги вырезаются трафареты кошки и собаки так, чтобы у каждого была пара, а пары различались формой туловища, хвостов, лапок и т.д.
Дети тоже разбиваются на пары, им дают по одному трафарету. Проявляя внимание, наблюдательность и быстроту дети ищут свою пару. Затем, получив по три разноцветных карандаша, каждая пара старается аккуратнее, быстрее раскрасить свои трафареты. Побеждает пара детей, точнее раскрасившая свои трафареты.
4. Подвижная игра «Чуткий сторож»
Один ребенок притворяется спящей собакой, сворачивается в клубок, глаза и уши завязаны платочком. Дети должны, как можно осторожнее подкрадываться на цыпочках так, так, чтобы она их не слышала. Как только «собака» вдруг что-то услышит или почувствует, она вскакивает и с криком ловит «нарушителей покоя». Ведущий меняется.
5. Упражнение сказка «Про кошку Эльвиру»
Занятие 3
Цели: Развитее эмпатии, умения сопереживать, отработка способо поведения в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
1.Упражнение-релаксация «Чудный сон котенка»
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, глаза закрыты. Включается тихая. Спокойная музыка, на фоне которой психолог медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался. Прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему сниться волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые, животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается. улыбается» Психолог расспрашивает детей о их снах, что они видели, чувствовали, случилось ли чудо?
2.Упражнение « Зверинец»
На листе бумаги пишутся названия животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Каждый ребенок получает по записке с названием животного. По команде дети должны при помощи жестов и звуков изображать своих животных. Задача детей найти кто еще изображает такое же животное и стать рядом с ним. Разговаривать во время игры запрещается. Дальше дети должны представить, что их животные встретились после долгой разлуки, и им нужно рассказать о себе много интересного, но при этом необходимо помнить, что животные общаются на «зверином» языке при помощи жестов и звуков.
3. Игра-перевоплощение « Бездомному всегда плохо»
Вчера на улице я видела бродячего щенка, у него нет хозяина. Никто не приласкает его. Не накормит. В дождь и в снег он на улице один.
Жалко тебе его? Как ты ему можешь помочь?
Представь себя на его месте.
Почему ты очутился на улице?
Как ты думаешь, правильно ли поступают те, кто заводит животных, а потом бросает их на улице? Почему так случается?
Что бы ты посоветовал людям. Чтобы в городе не было бы домашних животных? Что для них можно сделать? Что должен знать каждый человек, покупая собаку или кошку?
Где бы ты жил, если тебя бы выгнали из дома? О чем бы ты мечтал в дождливый, морозный день? Что бы ты почувствовал, если бы тебя ударили, выгнали из теплого дома на мороз?
Как бы ты поблагодарил человека, который бы накормил тебя?
У тебя есть друзья? Кто они?
Что бы ты почувствовал. Сидя на тротуаре. Когда бы мимо тебя проходили бы тысячи людей. И не один не обратил бы на тебя внимание? О чем ты думаешь ночью, когда остаешься один на дворе? Что ты чувствуешь, когда тебе говорят добрые, ласковые слова? А когда ругают?
Бездомные собаки часто болеют. Нападают на людей. Поэтому их отлавливают. И уничтожают. Это справедливо? Что бы ты сказал об этом людям?
На твое счастье нашелся человек, который взял бы тебя домой, отмыл, накормил, искупал, приласкал. О чем бы ты подумал, лежа на теплом, мягком коврике? Что бы ты пожелал собакам, у которых нет хозяев?
Никогда не жалей хлеба для бездомных, не обижай их, они ведь и так обижены.
4.Упражнение «У кого спряталась мышка?»
Дети садятся в круг. Один ребенок прячет в ладошках мышку. Водящий должен угадать у кого из детей спрятана мышка.
5. Упражнение «Как Дружок стал смелым»
Психолог читает стихотворение:
Обзавелся я щенком
И назвал его Дружком,
Этот маленький щенок
Стать героем мне помог
С ним ныряю я в пруду,
С ним гуляю я в саду,
Забираюсь с ним в кусты,
Не пугаюсь темноты.
( С. Питиримов)
Передавая игрушку щенка по кругу, психолог просит каждого сказать. Как щенок научился быть смелым, кто ему помогал, как он может помочь грустному котенку стать смелым.
Занятие 4
Цели: развитие навыков общения, умения сопереживать, работа со своими страхами, понимать состояние другого.
1. Упражнение «»Верхом на радуге»
Вдох -мы сидим верхом на радуге. Выдох- плавно скатились с радуги.(повторить несколько раз). Вдох- сидим верхом на радуге, посмотрите по сторонам, что вы видите?
2. Упражнение «Здравствуй кошка»
На занятия приглашается кошка(или можно использовать мягкую игрушку). Ведущий предлогает детям понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с детьми, которых впервые видит. Дети отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Кошку провожают. Желающие дети представляют себя кошкой, изображают позу, движения, повадки животного. Затем дети разбиваются на пары и активно руками, телом, головой прикасаются друг к другу, заглядывают в глаза, улыбаются.
3. Упражнение «Отдай страх крысе»
Дети передают крысу по кругу, смотрят ей в глаза и рассказывают ей о своих страхах.
4. Упражнение «Почему грустит котенок»?
Ведущий берет в руки игрушку котенка и читает стихотворение:
Жил-был маленький котенок
И совсем еще ребенок,
Ну и этот котя милый
Постоянно был унылый.
Почему? Никто не знал
Котя это не сказал.
А. Блок
Передавая игрушку по кругу, ведущий спрашивает, почему грустит котенок, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?
5. Упражнение – сказка «Собака Шарик»
Занятие 5
Цели: Эмоциональное сближение детей, развитие навыков общения, снятие телесных зажимов.
1. Релаксация «Котята»
"Котики бегали, и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и черненький котик Игорь прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Игоря теплые, и у котика Вани теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Тани. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко... Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!" Котята проснулись, потянулись. Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна. Ещё потянулись.
2. Упражнение «Кошачий секрет»
Всем участникам выдается по секрету: пуговке, бусинке, значку, цепочке, игрушке и т.д.,- которые стремительно зажимаются в кулачке. Участники подходят друг к другу и любыми способами пытаются уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий помогает наиболее робким детям.
3. Рисунок любимого животного
Дети рисуют любимое животное.
4.Упражнение «Волшебный дождь»
Перед детьми большой лист бумаги. В руках – старые зубные щетки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щетки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.
5. Упражнение – сказка «Сказка о друге»
Занятие 6
Цели: Сплочение коллектива, развитие и гармонизация эмоциональной сферы.
1.Повторение сказки «Теремок»
Ведущий рассказывает сказку, используя помощь детей. Для этого он активизирует интонационную выразительность речи и наводящие вопросы.
2. Построение «Теремка»
Дети из мягких модулей строят домик
3. Драматизация сказки «Теремок»
Ведущий рассказывает сказку, а дети одновременно проигрывают ее с помощью кукольного театра и построенного домика.
4. Психогимнастика «Медведь», «Зайка».
Под текст ведущего дети изображаю маленького зайчика, медведя. Выразительные движения: сгибание кистей рук над головой(ушки зайчика); руки на животе, туловище слегка наклонено вперед(смешно); прыжки на двух ногах с продвижением вперед, кисти рук над грудью(зайка прыгает); взмах рукой, развернутой ладонью вверх («лапкой тюльпан поднимал»);пальцы сложены «биноклем» у глаз («заметил лису»); подмигивание глазом.
Занятие 7
Цели: диагностика и обучение умению самостоятельно организовывать свободное время, диагностика и обучение способам установления отношений, прослеживание групповой динамики.
Игра «Магазин»
Ведущий говорит детям, что все они, расположившиеся на своих ковриках, - соседи и живут в отдельных квартирах. В центре – магазин. Туда можно сходить один раз и выбрать то, чем ребенок будет заниматься. Можно что-то взять для себя, а что-то – чтобы смастерить и подарить друзьям и близким. Как только это занятие надоест или будет закончен подарок, можно сходить в гости к «соседям» и уговорить поменяться или вместе чем-то заняться. Ведущий отмечает продуктивность использования времени, мотивацию детей, умение договариваться и просить, качественные и количественные показатели самостоятельной деятельности детей.
Занятие 8
Цели: Совершенствование навыков межличностной коммуникации
1. Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву)
Надувала кошка шар, А котенок ей мешал: - Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш-ш-ш
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым. Как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
2.Упражнение «Собери картинку»
Педагог говорит детям, что наш котенок играл , перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х или 6-ти частей).
3. Упражнение «Кошкина зарядка»
Посмотрите, у окошка Разминает лапки кошка. Тянется – потянется, Малюткой не останется. Спинку горбит, словно мостик, Поднимает к верху хвостик. Когти выпускает, Царапает, играет. Ушко лапкой почесала И тихонечко сказала «Мяу»
Педагог дотрагивается рукой или «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, станьте вы детьми сейчас).
4. Упражнение «Погладим котёнка»
Плавные движения рукой, имитирующие поглаживание котёнка.
Занятие 9
Цели: Развитие навыков общения, снятие телесных зажимов, развитие уверенности в себе, развитие сенсорно-перцептивной сферы.
1. Релаксация «Волшебный лужок»
Дети ложаться на коврик, закрывают глаза, расслабляются и слушают рассказ ведещего под музыку;
2. Поторение сказки «Колобок»
Ведущий вместе с детьми рассказывает сказку колобок
3. Лепка сказочного героя
Ведущий демонстрирует способы лепки одного из герое сказки. Дети лепят параллельно с ведущим. При необходимости взрослый оказывает детям помощь.
4. Игра – драматизация по сказке «Колобок»
Ведущий вместе с детьми проигрывает часть сказки, используя кукольный театр. Исходя из интеллектуального уровня развития детей, возможно проигрывание сказки по ролям.
5. Психогимнастические упражнения
Ведущий проводит психогимнастические упражнения: «Медвежата», «Лисята», «Волчата», «Зайчата». Например: «Давайте попрыгаем, как зайчики; покажем, какие ушки у зайчиков, покатаемся, как колобки» и.т.п.. Детей можно поделить на две подгруппы: одни изображают колобков, другие – зайчиков (содержание упражнения зависит от физического уровня детей).
Занятие 10
Цели: развитие эмпатии и открыто выражать свои чувства, активизация творческого воображения, моделирование ситуации безболезненного расставания.
1. Упражнение «Дружба на память»
Детям предлагается найти свое сердце, положить на него руку и в тишине послушать, как оно бьется, почувствовать его тепло ладонью. Затем второй ладонью надо накрыть первую и, стараясь сохранить тепло в руке, сложить ладони в виде сердца. Дети подходят друг к другу и ведущему и прикасаются «сердцем» к груди друга, даря тепло своего сердца и дружбу на память.
2. Упражнение «Подари движение другу»
Дети стоят в круге, звучит веселая музыка, ведущий показывает движение, все дети его повторяют, затем движение придумывает ребенок, а все повторяют его движение, и так по кругу.
3. Рисунок на память
4.. Упражнение «Комплименты»
Дети, сидя в круге, по очереди говорят хорошие слова друг другу и отдают свои рисунки.
5.Выбирается самое понравившееся упражнение
Дети выбирают 2-3 понравившихся упражнения, после чего все прощаются и расстаются со словами: «До новых встреч!».












































Тексты сказок
КАК ПОДРУЖИЛИСЬ КОШКА С СОБАКОЙ.
Когда-то давным-давно все звери были одинаковые. У всех были похожие лапки, ушки, все любили делать одно и то же, есть одинаковые кушанья. И было им очень скучно и неинтересно жить.
В один прекрасный день кошке и собаке это так недоело, что пошли они к Царю и попросили: «Сделай нас разными, а то один день от другого ничем не отличается, всё одно и то же, одно и то же...». Согласился Царь им помочь: «Хорошо, будете вы сильно отличаться, тебе, кошка, я даю гордость и независимость, а тебе, собака, я даю преданность и покорность. Но запомните, если теперь вы не сумеете договориться друг с другом, ко мне больше не приходите, разбирайтесь сами, я й так потратил на вас много времени».
И вот тут-то все и началось. Обрадовались кошка с собакой, но поскольку они были теперь разные, то и радоваться стали по-разному. Собака прыгает, хвостом машет, говорит: «Спасибо, Царь!», а кошка и виду не подает, что рада, хвостиком махнула и пошла по своим делам. «Ты что? рассердилась собака. Нужно поблагодарить доброго Царя». А кошка только ухом повела и пошла дальше (она же теперь стала слишком гордая).
Так они и поссорились. Кошка ушла в лес жить, а собака к людям. И жилось им обоим не сладко: в лесу грустно и одиноко, а у человека приходилось очень много работать и терпеть все, что угодно. Кошке гордость мешала с кем-нибудь подружиться, а собаке от неприятной работы не давала отказаться покорность.
И вот однажды побежала кошка на вкусный запах и вдруг увидела своего старого друга собаку, и вспомнила она прежнюю жизнь, хоть и скучную, зато не одинокую, и стало ей так грустно, так грустно... Тем временем и собака ее заметила, стоят они и смотрят друг на друга, а в глазах такая печаль, такая печаль... В тот же момент решили они поговорить друг с другом, как в старые времена, пожаловаться на жизнь.
Очень мне одиноко, говорит кошка, так хочется иногда поговорить с кем-нибудь.
А мне, наоборот, иногда хочется убежать от всех в лес, не довольна собака.
Что же нам делать? сказали они в один голос.
И вот тут они решили поделиться друг с другом царскими подарками. Кошка научила собаку иногда быть независимой показать зубы и когти, когда сердишься, играть без помощи человека, находить еду. А собака кошку быть ласковой, петь песни и помогать человеку ловить мышей.
С этого момента стало жить им легко и весело. Независимая кошка и преданная собака многому научили друг друга, как раз тому, чего им не хватало. И после этого они, такие разные, снова подружились.
КОШКА ЭЛЬВИРА.
Жила-была кошка, а звали ее Эльвира. По утрам она ждала, когда проснется ее хозяйка девочка Настя, потом шла на кухню, где стояло ее блюдце для молока, садилась рядом и опять ждала, когда ей дадут поесть. После завтрака у Эльвиры поднималось настроение, и если Настя ее очень просила, то она мурлыкала. В другое же время никто не мог уговорить нашу кошку спеть песенку, потому что Эльвира была очень гордая и независимая, делала только то, что хотела.
(Покажите, какая она. Как вы думаете, как ей жилось?)
И однажды все перестали обращать на нее внимание, ведь все равно будет делать только то, что хочет. Кроме еды больше от людей она ничего не получала. Никто не звал ее играть, посидеть на коленях, спеть песенку. И ей стало так грустно, так грустно...
(Как вы думаете, что ей нужно сделать?)
Так с вашей помощью она поняла, что если иногда самой приходить играть, радоваться, мурлыкать своей хозяйке, то все равно она останется свободной кошкой, потому что ей самой очень нравится быть с людьми и она сама хочет играть.
Вот так наша Эльвира часто стала приходить к Насте и петь ей свои песенки, а Настя звать ее поиграть в любимую Эльвирину игру с бантиком.
СОБАКА ШАРИК.
У одного мальчика, его звали Саша, жила собака Шарик. И был он очень-очень добрым, радовался всем вокруг, кого бы ни увидел. Сразу же подбегал, лизал руки и махал хвостиком, как вертолетным пропеллером. Сашины знакомые тоже очень любили Шарика за то, что он такой добрый и всегда им рад.
Помните кошку Эльвиру? Вот как раз этого она и не умела делать. А нашему Шарику так хорошо жилось, что он не научился даже рычать, уж не говоря о том, чтобы кусаться. И вот однажды пришел злой мальчик, а Саши как назло рядом не оказалось. А этот мальчик стал дергать Шарика за уши, за лапки и даже за хвост, а собаки этого очень не любят. Заплакал Шарик, заскулил, а мальчик все равно не отпускает и делает ему больно. Наконец Шарик не выдержал и укусил его, потом быстрей побежал под диван прятаться. И вот с этого времени он стал бояться людей: вдруг еще кто-нибудь обидит. И теперь кто бы ни пришел, он уже не встречал у дверей, а сразу бежал прятаться, из-за этого ему было очень грустно и одиноко.
(Как Саша может помочь Шарику? Что делать самому Шарику?)
И с тех пор, как Саша успокоил Шарика и научил разбираться в людях, ему уже нечего было бояться. На злых людей он рычал и показывал им зубы, а с добрыми играл так же весело, как и раньше.
По мотивам А. де С.-Экзюпери
СКАЗКА ПРО ДРУГА
На одной далекой планете жили-были мальчик и его папа с мамой. Все они очень любили друг друга, ссорились, конечно, но это бывало очень редко. Все вроде бы хорошо в жизни нашего мальчика, но чего-то ему все время не хватало. «Наверно, мне нужен друг», подумал он, но на его родной планете кроме папы и мамы никого не было, вот он и отправился в дальнее путешествие по другим планетам, и случайно звездный ветер принес его на нашу Землю. Мальчик приземлился в пустыне, где на множество километров вокруг никого не было, только какой-то странный пушистый зверек. Он сидел шагах в десяти от него и внимательно смотрел:
Ты кто? спросил мальчик.
Я кошка, ответил зверек.
А почему не подходишь ближе? спросил мальчик.
Но мы не знакомы! Я не знаю, как тебя зовут, что ты умеешь, зачем пришел. Разве можно сразу садиться рядом?
(Помните, как вы знакомились с кошкой?)
Да, ты прав. Сначала нужно познакомиться. Меня зовут Мальчик, а прилетел я сюда, чтобы найти друга. Подскажи, где его можно найти?
Я могу быть твоим другом, но сначала ты должен меня приручить. Несколько дней подряд приходи к моему дому, садись у дверей и жди, а когда я выйду, угощай всякими лакомствами и говори ласковые слова, а самое главное думай обо мне.
Так мальчик и сделал, и через несколько дней они стали друзьями, вместе гуляли, играли в игры. И вот тут-то мальчик понял, что то же самое делали его родители: они говорили ему ласковые слова, приносили вкусные вещи и вообще, любили его. «Значит, там, у себя на планете, я оставил друзей», подумал мальчик и загрустил. Кошка, конечно, заметила это, ведь от друга ничего не скроешь, потому что он понимает все сердцем.
Пришло время прощаться, сказала кошка, ты скоро вернешься домой, а напоследок пойдем, я что-то покажу тебе.
Долго они шли по пустыне и наконец пришли в деревню, где было очень много таких же пушистых кошек, но все они были какие-то чужие. И здесь наша кошка сказала:
Все зверюшки, которых ты сейчас видишь, похожи на меня, но я для тебя единственная во всем мире, потому что ты меня приручил, и мы стали друзьями.
Так же и с родителями, есть много мам и пап, но мои единственные, потому что мы любим друг друга, продолжил мальчик.
Конечно, ты прав, и поэтому нам нужно с тобой расстаться. Я буду плакать по тебе, вздохнула кошка.
Но я не хотел, чтобы тебе было больно, ты сама пожелала, чтобы я тебя приручил.
Да, конечно, сказала кошка.
Но ты будешь плакать? удивился мальчик.
Да, конечно.
Значит, тебе от этого плохо.
Нет, сказала кошка, мне хорошо, ведь у меня теперь есть друг, и когда я буду смотреть на звезды, то вспомню о тебе. А еще я хочу подарить тебе на память свой секрет зорко одно лищь сердце, самое главное глазами не увидишь. Если бы ты не полюбил меня, то не смог бы многому научиться и понять, что твои родители единственные в мире. А теперь прощай.
Мальчику было тоже очень грустно, и он заплакал, но ничего не поделаешь, нужно было лететь домой, ведь там его ждали мама и папа, которые тоже любили его.
Вернувшись на свою планету, он понял, что там очень хорошо, но иногда ночью мальчик смотрел на звезды, и вспоминал своего друга-кошку, и думал, что кошка тоже помнит о нем.
ПСИХОГИМНАСТИКА ЗАЙКА [6]
Маленький зайчик по имени Кролик
Всех нас смеяться заставил до колик,
Прыгал за белкой, за уткой скакал;
Ах, как смешно его уши торчали,
Мы хохотали, души в нем не чая,
Но на опушке, заметив лису,
Он подмигнул нам и скрылся в лесу.
ПИХОГИМНАСТИКА МЕДВЕДЬ[6]
Идет медведь,
Шумит в кустах,
Спускается в овраг
На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так.
Раз - нагнулся, два – нагнулся.
Лапы в стороны развел –
Видно, меду не нашел.
Мишка у улей влез и вот
Каплет с лапы сладкий мед:
Кап, кап, кап, кап!
РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛУЖОК»[5]
«Воздух входитвходитГлаза закрыты.
Представьте себе волшебный лужок.
Вокруг разные цветы – белые ромашки, красные гвоздики, синие васильки, желтые одуванчики
Они приятно пахнут – почувствуйте их запах
В траве земляника – сладкая, сочная, ярко-красная
На зеленых листочках земляники блестят капельки росы
Неподалеку журчит ручеекОпустите ручки в ручеек, почувствуйте водичкуОна прохладная, бежит между пальцами
Слышны звонкие голоса птиц, шелест листьев
Лужок согревает солнце
Вы идете по мягкой теплой траве
Вот виднеется сказочная избушкаВ избушке живет волшебница. Она выходит из избушки и взмахивает волшебным платочком. В этот момент можно загадать желание
Подул слабый ветерокЭто волшебница прощается с вами. Вдохните егоВыдохнитеОн не простой, а волшебный. Каждое его дуновение приносит вам тепло лужайки, свежесть ручейка, запахи цветов и земляники
Постарайтесь запомнить все это и взять с собой
Откройте глаза».

























13PAGE 15


13PAGE 14115




15