Статья на тему: Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и трудности их преодоления


Технология коррекции письма:
трудности кодирования слова и способы их преодоления
Программа кодирования слова содержит комплекс действий по обозначению буквами звукового состава слова на основании законов графики и орфографии.
Графика представляет собой совокупность всех средств данной письменности, систему отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также правила начертания букв и других знаков письма. Нормативы графики определяют:
— обозначение фонемы буквой на основе прямого соответствия;
— обозначение мягкости согласных;
— разделение слов с помощью пробелов;
— употребление прописных букв;
— приемы сокращения слов.
Орфографией называют исторически сложившуюся систему единообразных написаний, которая используется в письменной речи, а также систему правил, устанавливающих это написание. К компетенции орфографии относят:
— правила выбора букв;
— перенос слов на другую строку;
— слитное, раздельное или дефисное написание нескольких связанных по смыслу слов и др. Поскольку орфография и ее коррекция не входят в сферу деятельности логопеда, мы рассмотрим только случаи кодирования слов, произношение которых не расходятся с написанием. Чтобы в эту группу включить и слова с орфограммами («ветерок», «поползти»), их следует перед записью произнести орфографически четко и таким образом изъять из области орфографии, оставив в области графики.
Чтобы написать слово, произношение которого не расходится с написанием, необходимо выполнить следующие действия:
— осознать его звуковой состав;
— выделить первый звук;
— соотнести звук с фонемой и артикулемой;
— вспомнить соответствующий им графический образ буквы;
— произвести пространственно- временной анализ буквы;
— написать ее.
Вслед за этим импульс от первого звука оттормаживается, и в мозг поступает импульс от следующего по порядку звука. После перевода его в букву идет импульс от следующего звука и т.д. Таким образом, запись слова представляет собой серию последовательных возбуждений и торможений в коре головного мозга и базируется на фонематическом анализе. А это значит, что предпосылки ошибок записи слова лежат в двух сферах — нервной регуляции и фонематических процессов, следовательно, и коррекционная работа должна проводиться в двух направлениях.
Регуляция нервных процессов
К началу школьного обучения не у всех детей оказывается достаточно развита регуляция нервных процессов, отсюда возникают явления персеверации и антиципации.
Персеверация обусловлена преобладанием возбуждения над торможением. В этом случае происходит «застревание», т.е. обработанный импульс не оттормаживается, что приводит к повторному воспроизведению буквы: «женжина» («женщина»), «птиты» («птицы»), «училиль» («учились»). Ошибки персеверации проявляются как внутри одного слова, так и на межсловном уровне: «высоко прыкул» («прыгнул»); «яркий огорь осветил пещеру». Они могут служить причиной добавления лишних букв и слогов: «молотолок» («молоток»), «крокордил» («крокодил»), «пожелтелеют» («пожелтеют»).
Преобладание торможения вызывает антиципацию, «забегание» вперед импульса от следующего звука. Так появляются ошибки: «снон» («слон»), «скайка» («стайка»), «много гривов» («грибов»). По этой же причине может происходить пропуск букв и слогов. Наиболее часто ученики пропускают гласные звуки или один из согласных при их стечении. Возбуждение, получаемое от более сильно выраженных (или более ясно воспринимаемых) артикулем звуков, подавляет возбуждение от более слабых: «прта» («парта»), «васлек» («василек»), «до дереви» («деревни»).
Существует мнение, что некоторые на первый взгляд грамматические и орфографические ошибки тоже могут быть обусловлены слабостью нервной регуляции. К ним относятся:
— перенос падежных окончаний («на морском берегом виднелись следы», «бежал к краю полю»);— «застревание» на часто повторяющейся букве («в светлой зелене леса», «начертили на линейки»).Чтобы понять причину подобных ошибок, необходимо сопоставить неверный вариант с написанием этой же орфограммы в других условиях, где нет интерферирующего влияния соседних букв.
У детей, допускающих нарушение последовательности звуков (букв), отмечаются недостатки запоминания и воспроизведения не только звуковых рядов, но и других последовательных символов (месяцев, дней недели, ритмичных цифровых рядов и др.). Психологи называют это слабостью сукцессивных (последовательных) процессов.
Для коррекции сукцессивных нарушений письма слов подбираются упражнения двух видов. К первому относятся упражнения, не связанные напрямую с письмом. Логопед предлагает ученикам ситуации, требующие «рядоговорения» и «рядоделания»:
— перечисление событий;
— линейное расположение предметов и пр.;
— выполнение серии последовательных движений;
— воспроизведение ритма.
Упражнения второго вида направлены на развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова перед записью и в ее процессе, особое внимание уделяя окончанию слов, развитию «внутреннего слуха» (умению слушать себя и чувствовать движения артикуляционного аппарата), воспитанию неторопливой ритмичности говорения.
Упражнения для коррекции сукцессивных нарушений письма
Перечисление в восходящем или нисходящем порядке месяцев, дней недели, членов семьи по возрасту, животных по размеру и др.
Называние частей тела, частей руки, ноги, предметов одежды, начиная сверху или снизу. Это упражнение хорошо связывается с развитием словаря, пополняет лексический запас, поскольку далеко не всем ученикам знакомы слова «темя», «макушка», «висок», «подбородок», «предплечье», «запястье», «лодыжка» и др.Перечисление предметов, которые ребенок видит по дороге из дома в школу и обратно.
Серии последовательных движений можно выполнять, как глядя на руку и пальцы, так и без зрительного контроля:
— руки вытянуты вверх, в стороны, вперед, вниз;
— локоть правой руки опирается на ладонь левой, предплечье с кистью подняты вверх, пальцы выпрямлены;
— предплечье правой руки отклоняется влево, вперед, поднимается вверх (3—4 раза);
— рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы выпрямлены; указательный и большой пальцы складываются в кольцо, выпрямляются, средний и большой палец складываются в кольцо, выпрямляются и т.д.;
— рука лежит на столе, пальцы собраны в кулак, кисть опирается на стол стороной мизинца; пальцы выпрямляются,
— кисть опирается на внешнее ребро; кисть с выпрямленными пальцами кладется на стол ладонью вниз (ритмично повторяется несколько раз).
Отстукивание или отхлопывание серии ритмических ударов.
Здесь возможны ошибки, обусловленные либо слабостью слухового восприятия при предъявлении образца, либо моторной неловкостью ребенка. Поэтому необходимо действовать в соответствии с классическим подходом — от простого к сложному (кружки обозначают короткие несильные удары или хлопки):

Звуковые диктанты. Учитель называет группу звуков или слово («ом», «мар», «свил», «сахар», «радуга» и т.д.), ученики чертят звуковую схему, обозначая последовательно каждый звук точкой или кружком.
Графические диктанты:
— ученик ритмично произносит стихотворение, обозначая черточками слоги («У-ны-ла-я-по-ра-о-чей-о-ча-ро-вань-е…»);
— аналогично ребенок обозначает чертой каждое слово:
__ __ __ __ __ («Однажды в студеную зимнюю пору.»).Орфографическое проговаривание при письме.
Ритмичное произнесение скороговорок или потешек с одновременным отхлопыванием или отстукиванием ритма, дирижированием, покачиванием головой или корпусом.