Конспект внеурочного занятия Крылатые слова

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
Цели и задачи:
Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.  2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.  Ожидаемые результаты:  Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.  Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.  Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.  Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.  Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Аудиозапись: «Крылатые слова»
1. Организационный момент.
 - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же урок, не будем зря время терять.

- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи.

2. Мотивация. 
Начнем свою работу «с разминки ума».
Развивающие задания «Чудесные превращения слов»
1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»

1. Корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)


2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы
Переставь местами буквы и образуй новые слова.
лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)

3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»

Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Предлагаю послушать стихотворение.
«Как работает слово»  Бывает частенько, что слово одно,  Но очень по-разному служит оно.  Примеры тут можно найти без труда,  Возьмем хоть короткое слово «вода».  Вот был я мальчишкой, да детство ушло,  С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы вправе сказать наперед:  Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!  А гуси и утки – сухие всегда,  Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:   «Под камень лежачий вода не течет». 
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его. Работать впустую?.. Что скажут потом?  Не дело, мол, «воду носить решетом»!  Стихи я пишу, не жалея труда,  Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»  (В.Суслов)
-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?
-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили? 3. Информационный блок. 
-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)
-Я думаю, вы догадались, какая тема урока у нас? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5
-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)
Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИ
·ЗМ устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.
Слайды 6,7 (басни)
Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью.? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.
Словари нам сегодня пригодятся для работы.
Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.
За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный.



1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)
Каждой команде нужно было приготовить одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)
- Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе. Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А может, быть кто-то знает это выражение?

2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8

- обманывать (водить за нос) - замолчать  (прикусить язык) - засыпать (клевать носом)
- преувеличивать  (делать из мухи слона) - сплетничать (чесать языки)
- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)
Проверка задания

3 конкурс «Замени выражение одним словом» (словари). По 2 выражения каждой команде. Слайд 9

Во весь дух – (быстро), морочить голову – (обманывать), рукой подать – (близко),  зарубить на носу – запомнить;  куры не клюют – много;  душа в пятки ушла – испуг. 
Проверка задания.
Физминутка «Ёлка»
4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде. Слайд 10

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)
- битый не битого везет;(Лиса и волк)
- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)
Проверка задания.

5 конкурс «Самый внимательный слушатель»
Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений





6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11
- голоден, как (волк)
- хитер, как (лис)
!- надут, как (индюк)
!- труслив, как( заяц)
- неповоротлив, как ( медведь)
!- нем, как (рыба)
- Как вы понимаете отмеченные выражения?

7 конкурс «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет(сколько зим)
Добро(пожаловать)
Не тут-то (было)
Идти нога(в ногу)
Не по дням(а по часам)
Мастер на все(руки).
8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?

Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
- Какие фразеологизмы вы услышали?

4. Подведение итогов.
Подсчет баллов в командах.
Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?
5. Рефлексия
У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

6. Задание по желанию
“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)
1. Об очень большой тесноте.
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
3. Об очень счастливом человеке.
4. О полной тишине.











15