Цели: 1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования. 2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова. 3.Воспи


Повторение изученного по теме
«Состав слова и словообразование»
Цели:
1.Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования.
2.Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
3.Воспитывать орфографическую зоркость, словообразовательное чутьё.
Ход урока:
I.Вступительное слово учителя.
- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Это значит, что мы в течение 40 минут будем говорить о том, что вам уже известно: вы проверите свои знания по теме «Состав слова и словообразование», выступите в роли экспертов (знатоков) русского языка, поэкспериментируете над словом, проявите себя не только индивидуально, но и как единое целое, так как впереди вас ждут групповые задания, для которых необходима коллективная работа всех учащихся класса.
- А результатом вашей совместной работы будут оценки. Какие? Зависит от вас самих.
- Итак, начинаем…
- Давайте подумаем и ответим на вопрос: «Что изучает раздел языка «Состав слова и словообразование?»
(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).
-А с каким разделом языка тесно соприкасается наша тема?
(с орфографией).
-А что изучает орфография?
(правильное написание слов).
-Для чего нужна орфография?
(чтобы правильно, без ошибок, писать слова).
-Каким образом связано словообразование с орфографией?
(мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).
II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.
III. Задания на закрепление изученного материала.
1. Словарный диктант.
-На доске записаны слова, в которых, если не знать орфографии и словообразования, можно сделать много ошибок.
Один человек пойдёт к доске и будет вставлять пропущенные буквы и обозначать орфограммы, а все остальные работают в тетради. Если отвечающий затрудняется с ответом, мы ему помогаем.
Пр…плыть, пр…градить. пр…морский. пр…большой, пр…шить, пр…быть в город, пр…бывать в задумчивости, пр…рода, пр…думать, пр…лечь, к…саться, к...снуться, ог…рок, заг...релый, под…грать, сверх…нтересный.
Учащиеся работают со словами на разные правила и делают выводы.
-Итак, мы убедились, что слова на данные правила вами усвоены хорошо.
2. Игра «Угадай словечко».
-А давайте проверим, как вы умеете находить слова по отдельным морфемам.
- Что такое морфема? ( часть слова).
- Мы проведём игру «Угадай словечко».
-На доске «спрятано» слово, догадайтесь какое. Я открою первую букву. Сможете ли вы догадаться, какое это слово? (нет).
( на планшете скрыто слово тигрята).
-Открываю последнюю букву. Стало ли слово вам понятнее? (нет).
-Кто может предположить, какая это морфема и какой части речи (или частям речи) она может принадлежать? (окончание существительного или глагола).
- Как вы догадались? Подберите слова с этой же морфемой (машина, улица, взяла, приняла).
- Что можно определить по окончанию, но только если слово дано полностью ( род, число, падеж, спряжение).
- Внизу на планшете вы видите другие окончания, каким частям речи они принадлежат? Подберите примеры ( -ешь,- ут,- ют, -ая, -ое, - читаешь, пишут, поют, светлая, большое, врач).
- Для чего нужно окончание? ( для связи слов в предложении и словосочетании).
- А бывают ли части речи без окончаний? (наречие)
-А теперь я открою сразу три буквы. Кто догадался, какое слово здесь «прячется»?
(тигрята).
- Благодаря какой морфеме вы догадались? (корню).
-Какой вывод можно сделать. Что такое корень? ( корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова. Без корня слов не бывает).
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- А что обычно находится после корня? (суффикс)
Для чего он служит? (для образования новых слов)
-Откроем всё слово. Сравните: тигр – тигрята. Что меняется в значении слова и благодаря какой морфеме это происходит?
- ят - обозначает детёнышей животных, птиц.
Как мы называем такой суффикс? (уменьшительно-ласкательный). Подберите примеры с этим суффиксом. (котята, щенята, цыплята, львята, воробьята)
- Какую ещё морфему можно выделить в этом слове? (основу)
-Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
-А бывают ли слова, где часть основы находится после окончания? Приведите примеры (ся, сь). Как мы тогда выделяем основу? (она будет разорванной)
-А какой же морфемы нет в слове? (приставки)
Для чего она служит и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
Докажите это.
3. «Кто быстрее?»
Выполним задание№1 на листочке (по вариантам).
- Приставка неизвестна, но зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них суффиксы.
I вариант II вариант
¬ + нести ¬ + лететь
- Какой вывод мы можем сделать? (меняется приставка, меняется и значение всего слова).
4. Разбор слова по составу.
- Давайте покажем, что мы – настоящие знатоки русского языка. Выполним задание № 2 на листочках.
- Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
пылеводонепроницаемые (часы )- С какой морфемы мы начнём? (с окончания)
Идёт морфемный разбор слова.
5. Игра «Составь слово».
- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень, подарок
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс, беленький
от прилагательного синий окончание.
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень, прилетит
от глагола бежит окончание.
- Есть чудесная книга К.И.Чуковского «От 2 до 5». В ней собраны слова ребят самого маленького возраста. Давайте посмотрим, правильно ли они образовали слова, а если нет, исправим предложения и дадим верное толкование данным выражениям.
Выполним задание№3 на листочках.
1. Я задверил руку (прищемил руку дверью)
2. Замолоточь этот гвоздик! (забей молотком этот гвоздик)
3. Я намакаронился (наелся макарон)
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя? (можно)
5. Из трубы дым трубится ( вьётся, струится)
6. Игра «Четвёртый лишний».
- Давайте вернёмся к такой морфеме, как корень слова, и выполним задание№4 на листочке. Даются ряды слов, одно из них в каждом ряду лишнее, нужно не только найти его, но и объяснить почему?
1. Гора, гористый, горец, горевать.(печалиться)
2. Водитель, водный, водить, заводить.
3. Дом, домовой, домовладелец, о доме.
4. 4. Лес, лесовод, к лесу, перелесок.
6.Словообразовательный разбор (по группам).
- А теперь давайте выясним, какими способами образуются слова в русском языке. Выполняем задание№5 на листочке.
-Вы должны сделать по группам словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются. Задание выполняется микрогруппой (каждая парта – отдельная группа). Можно совещаться, но так, чтобы не мешать своим товарищам. Кто готов, поднимает руку.
- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное(базовое) слово.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)
7. Мороженая рыба } переход
Съел мороженое } в другие части речи.
Подведение итогов словообразовательного разбора.
IV. Итоги урока:
-Итак, мы неплохо сегодня поработали. Пора подвести итоги и сделать выводы.
- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»
- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).
- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)
Оценки за урок.
V. Домашнее задание:
§ 35, упр.184
Дополнительно.
1. -Подбери сложные слова к слову вода.
(водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоём, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водомер, водоотталкивающий).
2.– Определи род сложносокращённых слов:
ООН (ж.р.), КПП (м.р.), ЧП (ср.р.), РФ (ж.р.), ТВ (ср.р.), АЭС (ж.р.), ВМФ (м.р.).
Приложение.
Задания.(у каждого на парте).
1. Приставка неизвестна, зато есть другие части слова. Придумайте слова с разными приставками, запишите в тетради и выделите в них приставки.
I. вариант II. вариант
¬ + нести ¬ + лететь
2. Разберите слово по составу.
Пылеводонепроницаемые (часы).
3. Правильно ли образованы слова? Сделаем выводы.
1. Я задверил руку.
2. Замолоточь этот гвоздик.
3. Я намакаронился.
4. То нельзя, это нельзя, а что льзя?
5. Из трубы дым трубится.
3. «Четвёртый лишний».
1.Гора, гористый, горец, горевать.
2.Водитель, водный, водить, заводить.
3.Дом, домовой, домовладелец, о доме.
4.Лес, лесоруб, к лесу, перелесок.
5. Сделай словообразовательный разбор слов.
1. Развесёлый ←
2. Овражек ←
3. Подсвечник ←
4. Бег ←
5. Лесовоз ←
6. Продтовары ←
7. Мороженое мясо
Съел мороженое
Министерство образования Российской Федерации
Урок русского языка
в 5 классе
«ДИАЛОГ»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
МОУ «СОШ №8»
Исык Лариса Николаевна.
Псковская область
г. Великие Луки
2007 г.
Урок русского языка на тему «Диалог»
Цели: 1.Познакомить учащихся с понятиями «монолог» и «диалог».
2.Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему,
расставлять знаки препинания при диалоге; различать диалог и монолог.
3.Воспитывать культуру речи.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.
А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить
- что такое диалог?
- где он встречается в речи?
- как выделяется на письме?
Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.
II Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока.
III. Инсценирование стихотворения.
А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова).
-Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?»
- Кому из персонажей вы сочувствуете и почему?
- Чему нас учит это стихотворение?
1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь,
А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь.
2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть.
А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть.
3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот,
Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму,
-Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему.
5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень.
- Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день.
6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске,
А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке!
7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот:
Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год.
15.Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!
- Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом.
- А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор).
- Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев).
- А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.
IV. Работа с терминами «диалог» и «монолог».
- А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях.
Диалог диа – два
логос – говорить (греч.)
- Кроме диалогической речи есть и монологическая речь.
Монолог моно – один
логос – говорить (греч.)
- Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами.
V. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге).
- Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске.
- Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
VI. Наблюдение над языком.
- А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог?
Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить:
- Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
-Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?
Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина Приходится выдумывать
- А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог.
За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный
Не любишь падежи? И вовсе я сердит:
Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости
Их знают назубок. Всегда меня винит.
Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые
Ответил он рассерженно: Придумать имена?
-В том не моя вина. Давно придумал:
Пусть им сперва учёные Взятельный,
Изменят имена. Грязнительный,
Ведь я падеж Творительный Лежательный,
Нарочно не учу: Грубительный,
Трудиться, а тем более ЛенительныйТворить я не хочу. И, наконец, простительный!
Такой падеж, как Дательный
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
- Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль).
-А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры.
(Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок).
VII. Лингвистический эксперимент.
- А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.
Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов)
Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.
- А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки?
-Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы).
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.
- А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания.
К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью.
Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире.
VIII. Наблюдение над языком.
- Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.
Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).
-Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»
Серёжа вернулся из кино.
- Что, хорошая была картина?- спросил я.
-Ух, и здорово!- ответил он.- Сначало, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.
Вывод.
- Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
- А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?
Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
- Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).
IX. Работа с учебником (упр.238)
– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».
Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?
Примерный диалог.
- Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
- А его нет дома.
- Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
- Обязательно передам.
- Спасибо большое. Извините за беспокойство.
X. Дополнительные задания. Устное наблюдение.
Задания выполняются по вариантам.
1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова.
2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений).
XI. Итоги урока:
- Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?
1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
2.Диалог состоит из реплик и слов автора.
3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.
Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).
XII. Домашнее задание.
- Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103).
Примечание.
Карточка . ( у каждого на парте)
- Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
- А почему? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
- Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей.
- , - ответил Витя.
Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.