Конспект семинарского занятия по теме:«Политические режимы Германии и СССР накануне II мировой войны».(9 класс)

Приложение 6
Семинарское занятие по истории России в 9 классе
Тема урока: «Политические режимы Германии и СССР накануне II мировой войны».
Образовательные технологии: Технология развивающего обучения, ИКТ (информационно – коммуникативные технологии) Образовательные цели:
сравнить политические режимы в Германии и в СССР накануне II мировой войны;
выяснить какой политический режим сформировался в Германии после прихода А. Гитлера к власти;
раскрыть внутреннюю политику Германии;
сделать выводы о специфике политических режимов сложившихся в Германии и СССР в 1920-1930-е годы.
Прогнозируемый результат:
формирование
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности
навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации;
умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
навыков работы в команде.
Понятия и термины:
тоталитарный режим, фашизм, расизм, оппозиционные партии, антисемитизм, «ариизация» экономики, авторитарный режим.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, презентации учащихся.
Предварительная подготовка:
Класс делится на 5 групп по 5 человек для выполнения домашнего задания. В каждой группе выбирается :
- руководитель (организует и контролирует выполнение всех заданий );
- оратор;
- исследователи (поиск информации);
- оформитель (готовит презентацию).
Как показывает практика, в группе работают все по всем направлениям, но условное деление работы позволяет лучше контролировать исследовательский процесс.
Задачи деятельности групп:
1)Подобрать и изучить литературу по теме:
1группа «История НСДАП»
2группа «Идеология фашизма»
3группа «Репрессии в Германии после прихода к власти А. Гитлера»
4группа « Массовые общественные организации в Германии»
5группа «Экономическое развитие Германии 1933г- 1939г.г.»
2) Подготовить доклад и презентацию

Рекомендуемая дополнительная литература и интернет сайты:
Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т., Мунтян М.А. «Мировое политическое развитие: ХХ век»
Данилов А.А., Лоскутина Л.Г. «История Росии ХХ век»
Тольятти П. Лекции о фашизме, М. 1990
Мельников Д., Черная Л. Преступник номер один. Нацистский режим и его фюрер, М.1991
Загладин Н.В. история успехов и неудач советской дипломатии, М. 1990
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://lists.memo.ru/
http://warrax.net/52/graf/05.html
http://www.hrono.ru
Конспект урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся

1.Постановка учебной задачи и актуализация знаний

Вводное слово:
Сегодня мы с вами первый раз проводим семинарское занятие по теме: « Политические режимы Германии и СССР накануне II мировой войны». Я думаю, что не надо пояснять, почему мы выбрали именно эти государства. Ведь именно СССР и Германия будут играть в дальнейшем главные роли в мировой политике.
Давайте, определим цель нашего урока.
-На предыдущих уроках, мы с вами уже выяснили, какой политический режим сформировался в СССР накануне II мировой войны?
-На уроках обществознания мы с вами уже давали определение данного режима. Что обозначает тоталитаризм?
Устные ответы:
Цель- сравнить политические режимы в Германии и в СССР накануне II мировой войны.
-В СССР накануне II мировой войны сформировался тоталитарный режим.
Тоталитаризм - (лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности.

2.Планирова-ние путей решения задачи.
Для достижения цели необходимо определить задачи:
Устные ответы:
Задачи урока:
1.выяснить какой политический режим сформировался в Германии после прихода А. Гитлера к власти.

2.раскрыть внутреннюю политику Германии
3.сделать выводы о специфике политических режимов сложившихся в Германии и СССР в 1920-1930-е годы.


3.Поиск, исследование
Что бы достигнуть цели нашего занятия и сравнить политические режимы в Германии и СССР я предлагаю вам по ходу урока продолжить заполнение таблицы. Ведь мы с вами уже доказали, что в СССР тоталитарный режим сформировался и все его признаки были налицо.
1.Власть принадлежит единственной массовой партии, стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними.
2.Общеобязательная государственная идеология
3.Репрессии как неотъемлемое средство политики
4.Всесторонний контроль государства за жизнью общества с помощью системы массовых общественных организаций. Контроль над средствами массовой информации
5.Централизованное руководство экономикой , господство государственной собственности
6.Постановка перед обществом глобальной цели

Теперь осталось рассмотреть внутреннюю политику Германии в период, когда к власти приходит Адольф Гитлер 1933 и до начала II мировой войны.

Каждая группа подготовила сообщение, как происходило развитие Германии в различных сферах жизни общества. Сейчас по ходу выступления групп, я предлагаю вам продолжить заполнение нашей таблицы.
Выступление учащихся и заполнение таблицы в тетради.

4.Решение проблемы, обобщение
1.После выступления групп ,
попрошу проверить друг у друга,
как вы заполнили таблицу.
2.Постарайтесь определить
какие особенности можно выделить
при формировании тоталитарных режимов
В Германии и СССР?
Я предлагаю в течение 5 минут обсудить в группах общие черты и отличия тоталитарных режимов в Германии и СССР.
Обсуждения в группах, выступления учащихся:
В СССР и в Германии сложился тоталитарный режим
РАЗЛИЧИЯ:1.В СССР - процесс формирования был более длительный , чем в Германии
2.Идеология в СССР – строительство «светлого будущего» для всего мира, в Германии - обеспечение «жизненного пространства» только для арийской нации.
3.И в Германии и в СССР общество готовили защищать Отечество от врагов, но в Германии враги были все кто жил вне , в СССР враги были и внутри государства.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ стороны тоталитаризма:
1.Высокая эффективность экономики.
2.Концентрация всех ресурсов общества на реализацию крупномасштабных проектов. (В СССР - строительство социализма, в Германии - завоевание жизненного пространства)

5.Контроль, оценка
Подводит итог и выставляет оценки при консультации с руководителями групп
Руководители оценивают работу одноклассников

6.Постановка новой учебной задачи
Сегодня мы с вами сравнили политические режимы СССР и Германии, знаем, что в 1939 году начнется II мировая война, как вы думаете, война была закономерностью или возможно было ее избежать?
Вот об этом мы с вами и поговорим на следующем уроке!
Выдвижение гипотез учащимися




Таблица (первые две колонки заполнялись до семинара, третья колонка во время семинарского занятия)

Основные признаки тоталитарных режимов СССР и Германии и их проявления.

СССР в 20-е-30-е г.г.
Основные признаки тоталитарного режима
Германия 1933-1939

ВКП(б) – по конституции 1936 г. контролировала гос. органы, промышленность и армию.
Власть принадлежит единственной массовой партии, стоящей над государственными органами или сращиваемой с ними

Национал-социалистическая рабочая партия Германии (НСДАП).
Чиновники назначались с согласия НСДАП.
Поджог рейсхстага – отменены гражданские права и свободы , запрещены оппозиционные партии.

Марксизм-ленинизм
Общеобязательная гос. идеология

Нацизм, расизм.


1928г. .-Шахтинское дело
1936г. процесс над лидерами внутрипартийной оппозиции. Приговорены к расстрелу ленинские соратники Каменев, Зиновьев, Бухарин и т.д.
1937г. Процесс над членами «ленинской гвардии».
Всего -20 млн –«врагов народа»
Репрессии как неотъемлемое средство политики

Служба безопасности(СД) , тайная политическая полиция (гестапо). Аресты коммунистов, социал-демократов, всех недовольных фашистских режимом.
Концентрационные лагеря.
Террор против демократического движения , а также «неарийцев».
Преследование евреев и цыган, их физическое уничтожение.

ВЛКСМ
Пионерская организация
Октябрята
Профсоюзы
Полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации.
Унификация духовной жизни.
Всесторонний контроль государства за жизнью общества с помощью системы массовых общественных организаций.
Немецкий трудовой фронт (единый германский профсоюз рабочих и предпринимателей)под контролем фашистского государства.
Организация «Сила через радость»-досуг рабочих.
«Гитлерюгенд»

В результате индустриализации и
коллективизации монополия государства на средства производства. Полное подчинение производителя государству.
Централизованное руководство экономикой , господство государственной собственности

«Ариизация» экономики- экспроприация собственности евреев.

Построение социалистического общества в СССР.
В перспективе – мировая социалистическая революция.
Постановка перед обществом глобальной цели
Идея создания Третьего тысячелетнего рейха(империи).
Реванш за поражение в Первой мировой войне, возвращение Германии «подобающего ей места» в Европе и в мире. Борьба за жизненное пространство для немецкого народа».















Булычева Надежда Владимировна, учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32»г.Краснотурьинск Свердловской области




15