Первые конфликты и кризисы Холодной войны


Лекция 3
Тема 1.2. Первые конфликты и кризисы «холодной войны».
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).
Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».
А)Высадка войск ООН в Корее.
Б) Перемирие и раскол Кореи.
Создание военного блока НАТО
right0После завершения Второй мировой войны выяснилось, что бывшие союзники СССР и США представляют себе принципы послевоенного политического устройства по-разному. Каждая из этих стран готова была бороться за военное и политическое влияние на страны Европы. Соперничество привело к тому, что СССР стал интенсивно поддерживать коммунистические партии в европейских государствах, а США, вместе с Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Францией, 4 апреля 1949 года в Вашингтоне создали Международную организацию по обороне - крупнейший в мире военно-политический блок, названный НАТО, которому подчинялись огромные военные силы этих стран.
Причины появления НАТО в первую очередь политические, а также экономические и социальные. Страны - участники таким образом стремились обеспечить совместную безопасность, оградить себя от возможной войны и ее последствий, противодействовать СССР, а позже всем странам Варшавского оговора.
Некоторые историки считают дату образования НАТО датой началом противостояния и противодействия двух сверхдержав - СССР и США, возникновению так называемой холодной войны.
За период существования к НАТО присоединились другие страны, особенно этому способствовал развал СССР. На сегодняшний день в состав блока входит 28 стран. Политика, проводимая Североатлантическим альянсом, в последнее время стала выходить за рамки зоны ответственности и географические границы (фактическое одобрение нападения Северной Кореи на Южную, участие в войне против Ирака, войнах на территории бывшей Югославии, в Афганистане и др.), по сути это напоминает претензии на мировое господство.
Создание НАТО углубило раскол мира и являлось шагом на пути перерастания конфронтации между двумя мировыми системами из идеологической и политической области в военную, что существенным образом обостряло международную напряженность.
Важнейшей формой противостояния двух великих держав и их союзников становится гонка вооружений. Обе стороны сделали ставку на военную силу как основу своей политики. Взрыв атомной бомбы над Хиросимой в августе 1945 г. положил начало гонки ядерных вооружений. Советский Союз форсирует создание собственного ядерного оружия. Остановить гонку ядерных вооружений в самом ее начале не удалось.
24 января 1946 г. первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН постановила учредить Комиссию ООН по атомной энергии и поручила ей разработать предложения об «исключении из национальных вооружений атомного оружия», и о «контроле над атомной энергией в объеме, необходимом для обеспечения использования ее только в мирных целях». Однако обеспечить выполнение возложенных на Комиссию задач оказалось невозможным. Представители США в Комиссии Б. Барух представил американский проект установления международного контроля над атомной энергией. Всем государствам мира запрещалось создавать национальную атомную промышленность и проводить научные исследования в этой области. Предлагалось учредить международный орган по атомной энергии с весьма широкими полномочиями и который находился бы вне контроля Совета Безопасности ООН. В этой международной организации Соединенным Штатом должно было принадлежать постоянное большинство.
«План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность для постоянного вмешательства во внутренние дела других стран и в конечном счете способствовал бы превращению США в мирового руководителя в области атомной науки и практической разработки атомной энергии.
В противовес американскому плану, Советский Союз предложил проект конвенции о запрещении производства и применения атомного оружия под строгим международным контролем, включая обязательство уничтожить существующие его запасы. США и поддерживающие их страны, отклонили советские предложения. В итоге СССР вынужден был форсировать создание собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. полигоне в Семипалатинской области было проведено первое испытание советской атомной бомбы. Она поступила на вооружение Советской Армии в 1954 г. Тогда же, в сентябре 1954 г. Советский Союз провел крупное войсковое учение с реальным взрывом атомной бомбы на Тоцком полигоне в Оренбургской области.
Между сверхдержавами развернулась гонка ядерных вооружений и средств их доставки. В 1952 г. в США появилась водородная бомба. СССР ее создал в следующем 1953 году. С 1948 г. США начали строить межконтинентальные бомбардировщики, в СССР они появились в 1955 г. Используя большой технический задел, созданный немецкими специалистами в годы второй мировой войны, СССР и США развернули масштабные работы по созданию дальнобойных баллистических ракет.
Образование блока НАТО подстегнуло гонку вооружений. За пять лет, (в 1949—1953 гг). военные расходы членов организации возросли более чем в 3,5 раза, с 18,5 млрд долл. до 65 млрд. Советский Союз, сократив свою армию в 1945—1948 гг. с 11365 тыс. человек до 2874 тыс., с 1949 снова начал ее увеличивать и в начале 50х годов она достигла почти 6 млн человек. Прямые военные расходы СССР поглощали около 25 % годового бюджета страны — всего лишь в два раза меньше, чем в 1944 г. Крупные советские силы, находились в странах Восточной Европы и в случае войны могли быстро овладеть значительными территориями к западу от Эльбы, выйти к ЛаМаншу. НАТО приходилось считаться с такой возможностью.
Рост международной напряженности в конце 40х годов вызвало серьезную озабоченность самых известных людей планеты. В 1948 г. несколько сотен авторитетнейших ученых, писателей, художников, артистов из многих стран обратились к международной общественности с призывом организовать широкое движение в поддержку мира. Возникли национальные и международные организации сторонников мира. А в апреле 1949 г. одновременно в Париже и Праге (французское правительство не дало виз на въезд во Францию ряду участников движения) состоялся Первый Всемирный Конгресс сторонников мира, объединивший представителей 72 государств. Он завершился избранием Постоянного комитета во главе в выдающимся французским ученым-физиком Ф. Ж. Кюри. Советское правительство поддерживало это движение. Через три месяца в Москве была созвана Всесоюзная конференция сторонников мира и учрежден Советский комитет защиты мира.
В марте 1950 г. в Стокгольме Постоянный комитет Всемирного конгресса принял воззвание, требовавшее запрещения атомного оружия и осуждавшее его применение как преступление против человечества. В Советском Союзе Стокгольмское воззвание подписало все взрослое население — 115, 5 млн человек, а на планете — 503 млн Стремясь перевести общественную инициативу в плоскость официальной дипломатии, Советское правительство заявило о готовности сотрудничать с законодательными органами других государств в практической реализации предложений сторонников мира, а в марте 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира. Пропаганда войны объявлялось тягчайшим преступлением против человечества.
На Втором Конгрессе сторонников мира, проходившем в ноябре 1950 г. в Варшаве Постоянный комитет был преобразован во Всемирный совет мира (ВСМ).
Берлинская сессия ВСМ (февраль 1951 г.) приняла обращение о заключении Пакта мира между пятью великими державами. Под этим обращением было собрано 620 млн подписей. Движение сторонников мира являлось общественным движением. Вместе с тем, оно полностью совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, и поэтому СССР оказывал движению постоянную помощь. Движение отражало мнение значительного числа жителей планеты и являлось заметным фактором международной жизни.
Адаптация НАТО к новым историческим реалиям
С концом холодной войны и распадом Варшавского договора в 1991 году роль НАТО в военных делах Европы стала неопределенной. Направление деятельности НАТО в Европе сместилось по направлению к  сотрудничеству  с Европейскими  организациями, как к примеру Организация по сохранности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с целью планировать политику 
   Также НАТО работает в направлении включения в  свой  состав  бывших государств-участников  Варшавского  договора  и  государств СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из собственных баз и диктовать свои условия, а  также скупать русское сырье по заниженным ценам.
   Расширение НАТО послужило поводом закреплению соглашения меж НАТО и Россией, в котором  заключены главные принципы сотрудничества и сохранности меж РФ и НАТО от 27 мая 1997г. «Партнерство ради мира»:
- Развитие на базе стабильного, длительного и равноправного партнёрства и сотрудничества с целью укрепления сохранности в Североатлантическом регионе.
- Отказ от внедрения силы и опасности силой друг против друга.
- Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех стран.
- Поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций. 
   На встрече на высшем уровне была также отмечена 50-я годовщина существования Североатлантического союза. Руководители НАТО вновь подтвердили непреходящую ценность трансатлантических связей и определенные фундаментальные цели союза – гарантии свободы и сохранности членов союза, приверженность принципам Устава ООН, поддержание демократии и неизменная борьба за мирное урегулирование споров.
   Вашингтонская встреча стала также событием, закрепившим перемены, происшедшие в НАТО в девяностых годах, в процессе адаптации к требованиям современного мира. К ним относятся процесс расширения членства в организации; придание новой формы военным структурам НАТО для выполнения новейших функций в области управления кризисными ситуациями, миротворчества и поддержания мира в европейско-атлантическом регионе; а также более активное роль европейских государств в деле обеспечения сохранности.
      В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особенного сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение сохранности и стабильности в Средиземноморском регионе. Сохранность и стабильность на Средиземноморье соединены с сохранностью в Европе.
   В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество меж государствами-членами и их партнерами в таковых областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, до этого всего, обязанностью самих стран, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению более эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.
   Участники Североатлантического контракта обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтоб не были  поставлены под опасность интернациональный мир, сохранность и справедливость. Они воздерживаются в собственных интернациональных отношениях от опасности силы либо применение силы, каким бы то ни было методом, несопоставимым с целями ООН.
   НАТО в настоящее время играет важную роль. 
Этот блок, в основном в лице США,  не имеет в мире достаточно  мощного политического и военного противовеса и, следовательно, фактически не ограничены в собственных действиях. Часто НАТО подменяет ООН, и ее решения.  Что ясно видно на  примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем возможных союзников России. В будущем может быть противовесом НАТО в интернациональных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (к примеру, Китай, Корея ...)
Россия и НАТО
Россия имело постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 23 декабря 2011 года возглавлял известный российский политик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Дмитрий Рогозин.[1] С 2012 года до 1 апреля 2014 пост занимал Александр ГрушкоВ рамках контактов «Россия — НАТО функционировало ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:
в воздушном пространстве
в области тыла и материально-технического обеспечения
в области противоракетной обороны
1 апреля 2014 года НАТО объявила о приостановлении сотрудничества с Россией
История

Логотип представительства России при НАТО
Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнерства).[6]В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.[6]После подписания в Париже в мае 1997 года "Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности"[7] действовал Совместный постоянный совет (СПС). Встречи совета проходили в двустороннем формате "НАТО+1"[8]. Согласно "Основополагающего акта Россия-НАТО" альянс принял обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе.
Дипломатическое представительство России при НАТО учреждено в 1998 году.[6]В 2002 была подписана так называемая Римская декларация "Отношения Россия-НАТО: новое качество". В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО[.8 февраля 2003 года Министром обороны России и Генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей подводных лодок.
На 2004 год Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России есть договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решается задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских Вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.
В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости», А. И. Солженицын заявил:
«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат — на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, и парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета.»
7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнерство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».]Оппозиция считает, что этот документ позволяет НАТО размещать свои войска на территории России.
19 августа 2008 года — по инициативе Альянса, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО. Заседания СРН были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 - январе 2010 года.
22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, это решение носит временный характер и будет оставаться в силе "до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет".Решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года
26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ выразил недоумение по поводу высокой активности военно-морских сил НАТО в акватории Чёрного моря и наращивании группировки до 18 кораблей.
Рост наркотрафика с территории Афганистана вызывает в России крайнюю обеспокоенность: производство наркотиков в этой стране растет. С критикой в адрес объединенного командования силами альянса, а также США выступал директор Федеральной службы России по наркоконтролю Виктор Иванов. По его заявлению, афганский героин становится все более дестабилизирующим фактором. В частности афганские опиаты занимают 90 % рынка наркотиков в России. А плантации в Афганистане сегодня продуцируют в два раза больше наркотиков, чем весь мир 10 лет назад. При этом, как отметил Виктор Иванов, заявление США об отказе уничтожать плантации опийного мака в Афганистане стало своеобразной гарантией неприкосновенности источников наркопроизводства в этой стране[]. Тем не менее в 2007 году директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков заявил, что борьба с наркотрафиком — это то немногое, что реально объединяет Россию с НАТО и даже может служить своего рода «визитной карточкой» сотрудничества России с Альянсом].Россия сотрудничает с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане. Российская сторона заключила с США (в 2009 г.) и Германией (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[22][23] (См Северная распределительная сеть). До июня 2012 года через территорию России наземным и воздушным путем было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане[24]. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8" \o "Ростехнологии" Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику.В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по созданию в Ульяновске перевалочного пункта (логистической базы) НАТО.
Возможна ли война между Россией и Нато?
Сценарии возможной войны между Россией и НАТО
Российский политолог Александр Храмчихин, разбирая предыдущие военные агрессии стран НАТО последнего времени и приводя примеры низкой психологической готовности военнослужащих НАТО, сомневается в возможности войны между Россией и НАТО : «ни о какой агрессии со стороны НАТО против России не может быть и речи, ни по каким параметрам НАТО на неё не способно. Единственный вариант военной угрозы для России с Запада — возможность нанесения США обезоруживающего удара по нашим стратегическим ядерным силам».
Российский политолог А.А.Пионтковский высказал мнение о значительном техническом превосходстве вооруженных сил стран НАТО. По мнению автора, для преодоления указанного превосходства, Россия может прибегнуть к применению ядерного оружия для атаки некоторых европейских столиц[. Теория Пионтковского вызвала пристальное внимание в странах ЗападаПлан НАТО по защите стран Прибалтики от «российской агрессии»[]В связи со ставшими известными планами НАТО по защите Прибалтийских стран от предполагаемого альянсом «российского нападения» возникли серьёзные вопросы у российского МИДа. Глава МИД РФ отметил, что подобные обстоятельства позволяют ставить вопрос о том, когда представители НАТО были искренними: когда договаривались о партнерстве или когда обсуждали планы защиты от России. «Мы задали эти вопросы и ожидаем на них ответа», — заключил С.Лавров.
Современные отношения
В марте 2014 года отношения между Россией и НАТО накалились из-за присоединения Крыма к России. НАТО расценила это, согласно Андерс Фог Расмуссен (датский политик, с 2009 по 2014 год генеральный секретарь НАТО. В 2001—2009 гг. был главой правительства Дании.), как угрозу суверенитета Украины в частности, и как угрозу европейской безопасности в целом.1 апреля на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе альянс объявил о приостановке любого гражданского и военного сотрудничества с Россией.
СОСТАВ НАТО В 2015
В организацию Североатлантического договора НАТО входят 28 государств Европы и Северной Америки. НАТО является стратегическим военно-политическим блоком, призванным обеспечивать коллективную безопасность стран-участниц.
Вот полный список стран, которые состоят в НАТО по состоянию на 2014 год:
Албания (входит в НАТО с 2009 г.)
Бельгия (входит в НАТО с момента основания альянса)
Болгария (входит в НАТО с 2004 г.)
Великобритания (входит в НАТО с момента основания альянса)
Венгрия (входит в НАТО с 1999 г.)
Германия (входит в НАТО с 1955 г.)
Греция (входит в НАТО с 1952 г.)
Дания (входит в НАТО с момента основания альянса)
Исландия (входит в НАТО с момента основания альянса)
Испания (входит в НАТО с 1982 г.)
Италия (входит в НАТО с момента основания альянса)
Канада (входит в НАТО с момента основания альянса)
Латвия (входит в НАТО с 2004 г.)
Литва (входит в НАТО с 2004 г.)
Люксембург (входит в НАТО с момента основания альянса)
Нидерланды (входит в НАТО с момента основания альянса)
Норвегия (входит в НАТО с момента основания альянса)
Польша (входит в НАТО с 1999 г.)
Португалия (входит в НАТО с момента основания альянса)
Румыния (входит в НАТО с 2004 г.)
Словакия (входит в НАТО с 2004 г.)
Словения (входит в НАТО с 2004 г.)
США (входит в НАТО с момента основания альянса)
Турция (входит в НАТО с 1952 г.)
Франция (входит в НАТО с момента основания альянса)
Хорватия (входит в НАТО с 2009 г.)
Чехия (входит в НАТО с 1999 г.)
Эстония (входит в НАТО с 2004 г.)

Война в Корее
Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войск войдут в северную часть Кореи, американские — в южную. Линией раздела полуострова являлась 38 параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Корее. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская — из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
14 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, несмотря на сопротивление СССР, образовала временную Комиссию ООН по Кореи, для наблюдения за проведением свободных выборов. СССР не допустил членов комиссии в свою зону, поэтому по решению ООН выборы прошли только на юге Кореи, т. е. там, где могли работать члены комиссии. По результатам, прошедших на юге Кореи 10 мая 1948 г. выборов, была образована Республика Корея. В противовес, 9 сентября 1948 г. на севере полуострова была провозглашена Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР). Комиссия ООН охарактеризовала ее как «оккупационный и антидемократический режим». Таким образом, раскол Кореи по 38 параллели стал прямым результатом бескомпромиссной позиции СССР, создавшего «железный занавес» не только в Европе, но и в Азии. Главной опорой Советского Союза в Северной Кореи был Ким Ир Сен. Сталин и советская пропаганда сотворили миф об этом человеке, сделав из рядового партизана вождя целой страны.
После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
Предложение начать войну на Корейском полуострове, т. е. «прощупать Южную Корею штыком» исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949—1950 гг. неоднократно приезжал к Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну, проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение — перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на Юг страны. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию квалифицировавшую КНДР как агрессора и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июня Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 других государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября 1950 г части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию
27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН. Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2 до 4 млн человек.
Советский Союз, хотя во многом не прямо, а посредственно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове. СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР Советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников (по некоторым данным около 5 тыс. офицеров) находилась в Корее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в т. ч. 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.
Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советско-американской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.