Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»


Методическая разработка на тему:
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
в соответствии с ФГОС ДО»
   «Взрослым кажется ,что дети не заботятся о своем здоровье :если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями .Нет. Детям совершенно так же ,как и взрослым ,хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать .Объяснить и ,и они будут беречься»                                                                             
Януш Корчак.
                               
      «Здоровье-это та вершина ,на которую человек должен подняться сам»
                                                                                                       И.Брехман.
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение  врожденных  биологический  потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые  способствующие эмоциональному благополучию, профилактике  болезней и нечастных случаев.  Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как,  каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
         Цель  работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих и сохраняющих здоровье.
Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
 Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.
Применительно к ребенку:
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
знание о здоровье и умении  оберегать, поддерживать и сохранять его.
валеологическую  компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
умение оказать  элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и помощь.
Применительно к взрослым –
содействие становлению культуры здоровья.
валеологическое  просвещение  родителей.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
непосредственно организованную деятельность;
организацию игр;
общение;
художественно-речевую деятельность;
изобразительную деятельность;
познавательно-практическую деятельность;
максимальное использование наглядности.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
     Современные здоровьесберегающие  технологии, используемые в детском саду, отражают две линии  оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре;
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Развивающие формы оздоровительной работы:
В младшей  группе:
 (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе:
 к этому добавляются ещё:(силовые упражнения, элементы спортивных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
Художественно-спортивные упражнения для девочек (художественная гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:  
(катание на роликовых коньках, волейбол, бадминтон, настольный теннис, городки)
Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям,  это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать.
     Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика , терминология ,  ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая  среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В доступной для  детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.
Оздоровительные занятия, беседы:
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребности в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
• приобретения навыка правильного дыхания;
• привитие навыков элементарного  самомассажа;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.
Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье.
Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.
 Итак, в течение года дети получают  элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом.
Все мы - педагоги, родители,  – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
 В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперименты, проблемные ситуации.
• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;
• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;
• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
• при работе с утюгом – различные виды тканей.
  Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Познавательный цикл всех мероприятий:
Задачи:
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.
7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.
Результаты внедрения  технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности.
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.
Список литературы:
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.