Разработка занятия (тренинга) «Учимся строить отношения».

Разработка занятия (тренинга) «Учимся строить отношения».
ЦЕЛЬ:
Обучающиеся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений,
В ходе занятия будут рассматриваться понятия: выбор, правила, конфликт, насилие,
Обучающиеся смогут научиться анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

Вопросы занятия:
Почему у людей появляется необходимость договариваться?
Для чего люди создают правила?
Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?
Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта.
Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?

Оформление кабинета: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Участники занятия: обучающиеся 4А класса.
Место проведения: кабинет №12.

Ход занятия:
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ.
Ребята! Сегодня мы проводим одно из занятий цикла «Мое здоровье» и темой сегодняшнего занятия будет «Учимся строить отношения» (показ на слайде).
Работать мы сегодня будем по группам. И начнем мы с игры «Нарисуй здание». Пусть каждая группа выделит художника для участия в игре. Задание будет такое: надо быстро и красиво нарисовать здание (слайд)
Ученики рисуют разные здания. Детям сообщается, что они неправильно выполнили задание, поэтому победителей нет (повесить рисунки на доску)
Вопросы:
Одинаковые получились рисунки или нет? Почему разные ?
С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
Почему игра не получилась?
Что не было сделано до начала игры?
Что мы делаем, когда определяем правила игры? (согласовываем свои действия между участниками игры)
То есть, начиная игру, мы не сообщили правила игры, а без правил наша игра не получилась. Таким образом какой вывод мы можем сделать? Результаты игры зависят от установленных правил. Игра не получилась, потому что мы не договорились, как будем играть.


Именно таким проблемам, как: договариваться или не договариваться, конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым нормам, правилам или не следовать, и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.
Вначале мы с вами поработаем с такими понятиями, как: «правило», «соглашение», «конфликт», «насилие». (слайды) (выдача листков)
Задание 1 группе:
Сформулируйте определение понятия «правило»
Задание 2 группе:
Сформулируйте определение понятия «соглашение»
Задание 3 группе:
Сформулируйте определение понятия «конфликт»
Задание 4 группе:
Сформулируйте определение понятия «насилие»
В каждой группе постарайтесь привести примеры использования данных понятий в жизни.
1 группа – первая игра «нарисуй здание», день здоровья,
2 группа – праздник для мам,
3 группа – конфликтная ситуация:
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник,
из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате.
Вопросы для обсуждения:
- Что произошло между матерью и дочерью? - Каковы позиции участников конфликта? - Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия? - Какой путь разрешения конфликта для человека наиболее желателен? Почему?
Применять или не применять силу для разрешения конфликта?
4 группа – насилие. Обсуждение ситуаций

(Слайд)
Почему у людей появляется необходимость договариваться? Договариваться или не договариваться?

Обсудите вопросы:
О чем люди могут договариваться?
Почему у людей появляется желание договариваться?
Какими будут последствия, если люди договорятся или не договорятся?


О чем люди договариваются

последствия








Если смогли договориться, то


Если не смогли договориться, то






О правилах игры
Игра получилась

Игра не получилась, поссорились

О проведении свободного времени
Свободное время провели интересно, весело, увлекательно

Свободное время проводили поодиночке, было скучно

О дружбе
Приобрели новых друзей


Дружба не состоялась, одиночество

О приобретении покупок
Сделаны хорошие,
полезные покупки

Покупок не было




Для чего люди создают правила? Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

Назовите известные вам правила?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?
Какие последствия это имело?


Задания группам:


Разработайте правила общения,
Школьные правила



Правила общения:

Разговаривай с товарищами на равных,
Уважай мнение товарища,
Помогай тому, кто нуждается в помощи,
Стремись к взаимопониманию,
Учись слушать других, не перебивай,
Уважительно относись к другим,
Не повышай голоса, не кричи,
Не пытайся решать вопросы с помощью силы,
Не обзывайся и не оскорбляй других.

Школьные правила:
Ученики и учителя должны уважать друг друга,
Урок начинается и заканчивается по звонку в установленное время,
Каждый ученик должен беречь школьное имущество и содержать школу в чистоте,
Ученики должны соблюдать дисциплину на уроках,
Ученикам запрещается прогуливать учебные занятия,
Учащиеся должны находиться на своих рабочих местах за 5 минут до начала урока.


Итак, подводя итог нашему занятию, мне хотелось бы узнать: что нового вы узнали для себя, что больше всего вам понравилось, какие выводы вы сделали для себя?
А теперь оцените свою работу на занятии: кто чувствовал себя комфортно, уверенно, вам понравилось занятие – поднимите красное сердечко, кому не понравилось занятие – поднимите синее сердечко.
Я желаю всем: соблюдайте правила в общении с друзьями, взрослыми, старайтесь избегать конфликтных ситуаций, умейте договариваться мирным путем и не применять насилия.

Я благодарю вас за участие в нашем занятии, мы продолжим наши занятия и узнаем еще много важного для каждого из нас.
А пока до свидания, до новых встреч!

15