Конспект урока по литературному чтению на тему Шарль Перро «Дары Феи». (3 класс)


Предмет: Литературное чтение
Тема: Шарль Перро «Дары Феи».
Цель урока: Познакомить со сказкой зарубежного писателя Шарля Перро «Подарки Феи»; выявить сходство и различие между русскими народными и зарубежными сказками; учить учащихся пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видам чтения; воспитывать любовь к чтению, положительный мотив к учению.
Оборудование: портрет Ш. Перро; выставка книг.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Доброе дело без награды не останется.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?
За доброе жди добра, за худое – худа.
Доброму везде добро.
IІ. Артикуляционная гимнастика
А теперь настроим наш речевой аппарат.
1) Медленно читаем с доски по указке:
Ловкий Лёва ладит лыжи,
Красит раму Рома рыжий.
Коля колет ломом лёд,
Саня сани сам везёт.
2) На одном дыхании.
3) Постепенно убираю листики, дети воспроизводят текст по памяти.
4) В темпе скороговорки.
– Чему учит нас эта скороговорка? (самостоятельности)
ІІI. Проверка домашнего задания
– Давайте вспомним, какими бывают сказки?
– На какие группы делим все сказки? (Литературные и народные.)
– Вспомним некоторые из них.
ІV. Викторина по сказкам
1. Из какой сказки? (слова)
– Вези, вези её, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы глаза её не видали. Вези её в лес на трескучий мороз. (р.н.с. «Морозко»)
– А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая Триглазка. (р.н.с. «Хаврошечка»)
– Что же ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! (р.н.с. «Царевна-лягушка»)
2. Как называется сказка? (фотографирование)
Показываю иллюстрации к сказкам:
«По щучьему веленью».
«Сивка-бурка».
«Гуси-лебеди»
V. Работа над темой
Русские народные сказки вы хорошо знаете. Сегодня мы начнём изучать сказки зарубежных писателей.
– О чём мы узнаем, изучая эту тему?
Сегодня мы познакомимся со сказкой Шарля Перро «Подарки Феи».

1628–1703
Шарль Перро – французский сказочник, родился в Париже в 1628 году. Всего перу сказочника принадлежат 11 сказок, основанных на народных сюжетах.
Это «Красная шапочка», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка» и другие.
VI. Чтение и анализ произведения
I часть. 1) Упражнение «Финиш».
– Какой была старшая дочь?
– Какой показана младшая дочь?
– Приготовились. Начали!
2) Вопросы по восприятию текста.
– Какой была старшая дочь? Найдите слова в тесте. (Старшая – вылитая мать: то же лицо, то же характер. Груба, спесива, заносчива, злая.) – Ребята, вам встретились незнакомые слова:
(на доске)
Спесива – высокомерна
Заносчива – чванлива
– Давайте запишем какой была младшая дочь.
– Вам встретилось незнакомое слово кроткая – незлобная, покорная, добрая.
3) Повторное чтение «цепочкой».
– Кто из дочерей вам больше понравился? Почему?
– Как вы думаете, какая главная мысль этой части?
– Кого автор показывает в этой части? (Двух дочерей.)
– Как озаглавим?
I часть. Две дочери.
II часть.
4) Чтение учителем (До слов «Ну, если так, …)Вопросы после чтения:
– Как вела себя младшая дочь с бедной женщиной у ручья? Найдите эти слова.
– Какой мы видим младшую дочь? (Доброй, внимательной, ласковой)
– В чём это проявляется? Найдите. (Тётушка, сполоснула поскорей, воды зачерпнула в самом глубоком и чистом месте, придержала кувшин, чтобы удобнее было пить)
– За что наградила фея младшую дочь? (За то, что девочка так мила и учтива)
– Какая главная мысль II части?
– Как озаглавим?
– Запишем.
II часть. Младшая дочь и подарки феи.
III часть.
5) Упражнение «Жужжащее». (чтение до слов «Бедняжка в страхе бросилась бежать» (стр. 150)
Цель чтения: подготовиться к чтению в лицах.
Прочитав, вы должны узнать:
– кто действующие лица;
– подумать каким тоном каждая из героинь будет читать свою роль.
а) «Жужжащее» чтение (после чтения)
– Кто действующие лица?
– Кто хочет читать?
Мать –Островская Анастасия
Старшая дочь – Утенова Ару
Фея – Пазылхан ДаринаАвтор – Новикова Ольга
– Как будем читать слова феи? (Спокойно)
– Старшей дочери? Найдите в тексте. (Сказала девушка дерзко, матери буркнула.)
– Слова матери? (Испуганно)
б) Чтение в лицах.
– Ребята, справились наши герои с заданием, показали образы действующих лиц?
– Какая главная мысль III часть?
– Как озаглавим?
– Запишем.
III часть. Старшая дочь и подарки феи.
Физкультминутка.
IV часть.
6) упражнение «Разведка».
– Как сложилась дальнейшая судьба дочерей? (Дети объясняют)
– Как сложилась судьба младшей дочери?
– Что произошло со старшей?
– Какая главная мысль этой сказки?
– Что показал автор?
IV часть. Запишем «Дальнейшая судьба дочерей».
– А теперь прочитаем весь план.
X. Моделирование обложки
– С каким литературным жанром мы сегодня работали?
– Как обозначается сказка?
– Какая это сказка? (Волшебная)
– Как обозначим? – синий или фиолетовый цвет.
– С какими героями мы познакомились?
– Какие они? (Положительные и отрицательны)
– Кто положительный герой?
– Кто отрицательный?
– Какая похожая сказка есть у русских сказочников? («Про ленивую и радивую» (р.н.с.), «Морозко» (р.н.с.), «12 месяцев» (С. Я. Маршак) Итог
– Чем эта сказка похожа на русские народные сказки?
Чудеса: говорит, а с губ цветы, драгоценные камни падают жабы, гадюки плюхаются.
Превращения: в бедную женщину, в принцессу.
– Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано.) – Давайте ещё раз прочитаем концовку.
– Почему автор так заканчивает сказку? (Зло наказано.)
– Какая главная мысль?
– Что хотел сказать автор? (В сказках есть такая концовка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».) – Какой урок вы получили сегодня? (Одиночество – самое страшное в жизни, потому мы должны быть добрыми, милосердными.)
– Какими пословицами можно выразить главную мысль сказки? (Читаем пословицы с доски).