Классный час на тему Безопасность жизнедеятельности: пожарная безопасность, правила дорожного движения (9 класс)


ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Безопасность жизнедеятельности (БЖ): пожарная безопасность (ПБ), правила дорожного движения (ПДД)»
Место проведения – МОУ «Вольновская школа»,
9 класс
Дата проведения – 1 сентября 2015г.
Мероприятие подготовлено учителем английского языка, Юнусовой З. Б.
Форма мероприятия – классный час.
Тема: «Безопасность жизнедеятельности (БЖ): пожарная безопасность (ПБ), правила дорожного движения (ПДД)».
Цели и задачи:
Образовательные: углубить и повторить знания учащихся о БЖ, ПБ, ПДД.
Развивающие: развитие умственной деятельности (способности делать выводы, рассуждать, вести дискуссию), мышления, речи, умения не теряться в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности за собственную жизнь и за жизнь других людей.
Оборудование: плакаты, презентация на тему «Безопасность жизнедеятельности: пожарная безопасность, правила дорожного движения».
Ход занятия:
Организационный момент.
Актуализация знаний и умений. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Причины и факторы опасности для жизни людей изучает безопасность жизнедеятельности. Давайте в общем перечислим причины и факторы, которые могут нести опасность для человеческой жизни.
Учитель развивает дискуссию на тему «Безопасность жизнедеятельности».
Обучающиеся актуализируют свои знания о безопасности жизнедеятельности.
Учитель: Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: «Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».
Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает?
По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь».
Речь на уроке пойдет о правилах пожарной безопасности и правилах дорожного движения.
Работа над изучаемым материалом.
Пожарная безопасность.
Учитель: Речь на уроке пойдет о правилах пожарной безопасности и правилах дорожного движения. Предлагаю поговорить о пожаре и пожарной безопасности.
Учитель: Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность? Каковы последствия пожара?
Ученики по очереди отвечают на вопросы.
Учитель: Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля.
В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100.
Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Учитель: Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности.
Назовите причины возникновения пожаров.
Непотушенные спички
Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов
Нарушение правил пользования электрическими приборами
Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
Неисправность бытовых газовых приборов
Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.
Учитель: Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации .Давайте вспомним ,как надо действовать при возникновении пожара?
1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!»
2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом.
3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.
Средства пожаротушения
Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы!
Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем.
Учитель: Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома.
Как вести себя при пожаре в школе:
- о пожаре сообщить учителю(любому взрослому),
- не кричать,
- выполнять требования руководителя,
-покидать школу вместе с классом,
-после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д.
Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно!
Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию.
В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.. Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни.
С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.
Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Правила дорожного движения.
Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.Давайте вспомним об основных правилах дорожного движения пешехода.
1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
2. Где и как должны ходить пешеходы по улице?
3. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
4. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
5. Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
6. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
7. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
8. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
9. На какие группы делятся дорожные знаки?
10. Кто должен знать дорожные знаки?
11. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Учитель: Итак мы повторили основные правила дорожного движения пешехода, теперь я хочу акцентировать ваше внимание на правила движения для водителей скутеров.
Правила для водителей скутеров.
Сразу же отмечу, что в рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. правила дорожного движения для скутеров аналогичны правилам для мопедов.
Включение ближнего света на скутере
19.5. При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен:
•на мотоциклах и мопедах.
Когда же нужно включать ближний свет фар на скутере? Все очень просто, это нужно сделать сразу же после того, как Вы удобно устроились на сиденье и хорошенько схватились за руль.
Правило это очень важное, т.к. позволяет водителям автомобилей заранее замечать движущийся скутер или мотоцикл. Отмечу, что такое же правило с 10 ноября 2010 года действует и для автомобилей.
Минимальный возраст для управления скутером
24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
Все просто и понятно. На скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше.
Расположение скутера на проезжей части
24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Движение скутеров разрешено только по крайней правой полосе. А Вы такое когда-нибудь видели? Обычно скутеры едут где угодно только не по крайней правой полосе и уж тем более не у самого правого края проезжей части.
Итак, скутер соблюдающий правила дорожного движения в городе должен ехать у правого края проезжей части, останавливаться на остановках, где стоит общественный транспорт, т.к. в большинстве случаев обогнать его не нарушая правил дорожного движения не получится.
Что запрещается делать водителям скутеров?
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
•ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
•перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
•перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
•двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
•поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
•двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Теперь, я надеюсь, Вы знаете все правила для скутеров и будете лучше ориентироваться в транспортном потоке. Но не забывайте про соответствующий возраст водителя скутера! Удачи на дорогах!
Систематизация и обобщение знаний.
По завершении рассказа учителя и просмотра презентации учитель организует рассмотрение проблемных ситуаций по пожарной безопасности и ПДД.
Учитель: Я предлагаю рассмотреть некоторые ситуации и принять целесообразное решение с учетом правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Итак, ситуация. Движения на дороге достаточно плотное, и в нем спокойно так едет скутер. Скутер тот ехал прямо посередине 6 полосной дороги, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Водителю и пассажиру лет по 12-13.
Думаю, что Вы правильно оценили количество нарушенных пунктов правил дорожного движения. Теперь перейдем непосредственно к обсуждению.
Ситуации:
Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? ( Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов).
Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? ( Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных )На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? ( Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока).На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань).Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня).Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты). В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).Итог мероприятия.
Учитель: Сегодня мы с вами повторили и углубили знания о безопасности жизнедеятельности, пожарной безопасности и правилах дорожного движения, в частности о правилах для водителей скутеров. Не забывайте про правила безопасности жизнедеятельности! Ваша жизнь в ваших руках!