Мастер класс для воспитателей Зайчик на пальчик

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Задачи:
- расширить знания педагогов в области народного художественного творчества;
-познакомить с видами и способом изготовления тряпичной куклы, как средством развития творческого потенциала и приобщения к народной культуре детей дошкольного возраста.

Материалы: прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см (4*14,6*20), красные нитки, наполнитель (синтепон или вата), бантики разных цветов.

Оборудование: презентация «Зайчик на пальчик», интерактивная доска, ноутбук, образцы тряпичных кукол, зайчиков; столы, стулья для педагогов.

Предварительная работа: изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования.





























Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса: «Изготовление тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»»
«Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». Н.Д.Бартрам
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Но в наше время, изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. (Слайд № 3)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности. (Слайд № 4)
Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру. (Слайд № 5)
Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое».
В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими тряпичными куклами. (Слайд № 6)
Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Изготовление игрушек вместе с детьми создают особую атмосферу доверительности. (Слайд № 7 )
Самой любимой игрушкой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Пусть в ней будет безукоризненно симметричных линий, но в этом творении рук чувствуется, то, что мы называем душой. Игрушка является хорошим средством самовыражением для чрезмерно застенчивых детей. Они являются заменителем реального друга, который все понимает и не помнит зла. (Слайд № 8)
Уважаемые, коллеги! Сегодня я предлагаю вам смастерить тряпичную куклу «Зайчик на пальчик». 9)
Зайчик на пальчик – это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме.  Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.
Практическая часть
Изготовление традиционной игровой куклы «Зайчик на пальчик»
Нам понадобится прямоугольный кусочек ткани, толстая нитка красного цвета и комочек ваты или синтепона (Слайд № 10)
Ткань нужно сложить вдвое по длине, лицевой стороной наружу. Со стороны сгиба одного края заложить угол ткани внутрь для формирования ушек. (Слайд № 11)
Примерно посередине наклонной линии, собираем ткань в пучок и туго перевязываем концом нити. У нас получились ушки. Другой конец нити нам пригодится в дальнейшем. (Слайд № 12)
Теперь очередь за головой. Внутрь мордочки кладем немного синтепона, чтобы мордочка была круглой. (Слайд № 13)
Перевязываем той же нитью под головой, убирая неровные края внутрь (Слайд № 14)
Оставшийся свободный край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута. И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади. Это будут лапки. ( Слайд № 15, 16)
Под лапками ткань немного прижимаем, и, оставшимся концом нити привязываем их к туловищу, накручиваем нить крест на крест ( Слайд № 17)
В конце работы на поясе зайчика завязываем последнюю нитку. Если нить еще осталась ее можно спрятать внутрь ткани. (Слайд № 18)
Оденем зайчика на пальчик и познакомимся с новым другом. Вот такую простую народную игрушку можно сделать быстро и без иголки. И не беда, что ваша первая игрушка может быть немного не складной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение, и оно принесет свои результаты. Творческий процесс очень интересен. Творите!!! (Слайд № 19)
Пусть эта игрушка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому! А подвести итог нашей встречи мне хотелось бы притчей. (Слайд №20)

Притча «О мудреце и хитреце».
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках. (Слайд №21)

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! И задача педагогов, донести её до детей, родителей, привлекая их к совместным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе, ребёнка, способствовать развитию творчества и лежать в основе его личности.
Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления от мастер - класса, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить бантиком своего Зайчика. Бантик розового цвета – понравилось всё, синий - хочу узнать больше, зеленый - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
В конце мастер класса проводится общая выставка работ и обсуждение.
Вопросы для обсуждения.
Понравилось ли вам работать вместе?
Понравились ли вам поделки, которые вы сделали своими руками?
Понравился ли вам наш мастер-класс?














Root Entry