Программа «Солнышко в ладошке» по профилактике психоэмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)


Программа «Солнышко в ладошке» по профилактике психоэмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Аннотация
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Именно проблемы эмоционального характера являются в большинстве случаев поводом обращения к психологу и причиной многих конфликтных ситуаций в ДОУ. Наиболее информативной, прогностически значимой характеристикой эмоционально-личностного развития ребенка является показатель уровня тревожности и психоэмоционального напряжения. Анализ результатов исследований , проводимый в рамках социопсихологического мониторинга позволил выявить устойчивую негативную тенденцию: сохранение достаточно высокого процента детей (29%), имеющих различные нарушения в эмоциональном развитии, что указывает на несомненную актуальность рассматриваемого вопроса. В этом контексте уместно обсуждать имеющиеся в арсенале практического психолога методы и приемы, направленные на профилактику психоэмоционального напряжения (ПЭН). Наиболее разработанными и применяемыми в теоретическом и содержательном плане являются:
релаксационные методы;
телесно-ориентированные приемы.
Бесспорно, что предлагаемые техники способствуют решению вышеобозначенной проблемы. Однако, на наш взгляд, дети дошкольного возраста еще не могут в достаточной степени управлять своими чувствами и эмоциями, тем более, если речь идет о детях с ООП. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, развивается произвольность поведения.
Исходя из этого основной целью нашей программы является: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.
Предлагаемый цикл занятий решает следующие задачи:
Устранение неблагоприятных эмоциональных доминант.
Снятие мышечного напряжения.
Развитие рефлексии эмоций, их проявления у себя и окружающих.
Формирование сотрудничества детей, развитие групповой сплоченности.
Развитие самостоятельности, творческого подхода в решении любых задач.
Предлагаемая программа разработана с учетом следующих принципов:
1. Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
2. Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
3. Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
4. Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная (конструктивная, изобразительная), общение. 5. Сочетание статичного и динамического положения детей.
Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.
6. Наглядность.
Активное использование предметной среды.
7. Дифференциальный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
8. Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендациях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы по снижению психоэмоционального напряжения
детей старшего дошкольного возраста
Цель: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.
Категория обучающихся: дети 5 – 6 лет, имеющие признаки психоэмоционального напряжения.
Срок обучения: 13 часов 40 минут
Режим практических занятий: 40 минут в день (1 раз в неделю)
№ п/п Наименование тем Всего
часов В том числе Форма контроля
лекц. практ. 1. Диагностический этап. 3 часа
30 мин.
(расчет на группу детей из 7 человек) 30 мин. 3 часа Фиксация эмоционального состояния ребенка (первичные данные). Анализ полученных результатов.
2. Коррекционно-развивающий этап. 6 часов
40 мин. 1 час 5 часов
40 мин. Рефлексия занятий.
3. Обобщающий этап.
3 часа
30 мин.
(расчет на группу детей из 7 человек) 30 мин. 3 часа Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.
ИТОГО: 13 часов
40 мин. 2 часа 11 часов
40 мин. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы по снижению психоэмоционального напряжения
детей старшего дошкольного возраста
Цель: снижение доли детей, испытывающих психоэмоциональное напряжение.
Категория обучающихся: дети 5 – 6 лет, имеющие признаки психоэмоционального напряжения.
Срок обучения: 13 часов 40 минут
Режим практических занятий: 40 минут в день (1 раз в неделю)
№ п/п Наименование тем Всего
часов В том числе Форма контроля
лекц. практ. 1. Диагностический этап.
Выявление особенностей психоэмоционального состояния каждого ребенка. 3 часа
30 мин.
(расчет на группу детей из 7 человек) 30 мин. 3 часа Фиксация эмоционального состояния ребенка (первичные данные). Анализ полученных результатов.
2. Практический этап.
Реализация цикла занятий, направленного на снижение психоэмоционального напряжения средствами арт-терапевтических, сказкотерапевтических и релаксационных техник. 6 часов
40 мин. 1 час 5 часов
40 мин. Рефлексия занятий.
3. Обобщающий этап.
Отслеживание эффективности работы. 3 часа
30 мин.
(расчет на группу детей из 7 человек) 30 мин. 3 часа Сравнительный анализ показателей первичной и контрольной диагностики.
ИТОГО: 13 часов
40 мин. 2 часа 11 часов
40 мин. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Эмоциональное состояние ребенка является важным показателем его психологического здоровья. Эмоции, с одной стороны, являются индикатором состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. В данном контексте особую значимость приобретает не сама по себе определенная ситуация, взятая в ее особых показателях, а именно, как каждый ребенок ее переживает. В этой связи данная программа ориентированна на раскрытие внутреннего мира каждого ребенка, формирование адекватных реакций на различные явления окружающей действительности.
Оптимальным методом по профилактике ПЭН с детьми старшего дошкольного возраста является синтез арт-терапевтических, сказкотерапевтических и релаксационных техник. Такой «сплав» оправдан в работе с различными эмоциональными нарушениями
Предлагаемая программа может быть использована в случаях проявления детьми:
страхов,
тревожности,
агрессивности,
упрямства,
низкой самооценки.
Этапы реализации программы.
1 этап. Диагностический.
Цель: выявление детей, имеющих признаки психоэмоционального напряжения.
Диагностический инструментарий:
1. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
2. Тест Люшера.
3. Методика изучения самооценки и уровня притязаний (модифицированный вариант С.Я. Якобсон, В.Г. Щур).
Отбор показателей, характеризующих психоэмоциональное состояние ребенка, проводился с ориентацией на относительно константные требования, которые предъявляются к психологическим особенностям ребенка, внутренними закономерностями его развития.
В предлагаемом нами диагностическом комплексе выделяются и анализируются такие значимые составляющие эмоционально-личностного развития ребенка, как:
уровень комфортности ребенка в детском саду и дома (цветовой тест Люшера);
уровень тревожности (Тэммл, Дорки, Амен);
уровень самооценки (С.Я. Якобсон, В.Г. Щур).
Использование цветового теста Люшера в комплексе методик позволяет выявить факторы, вызывающие напряжения у ребенка, эмоциональные установки дошкольников по отношению к родителям, сверстникам, педагогам. Эта информация составляет определенный контекст, влияющий на интерпретацию полученных результатов по другим методикам эмоционально-личностной направленности.
Первичная диагностика проводится перед практическим этапом. Вторичная – после реализации цикла занятий. Указанная частота обследования позволяют проследить динамику, выявить ресурсы каждого ребенка, оценить эффективность проведенной работы.
Критерии эффективности:
снижение доли детей с эмоциональными нарушениями;
положительная обратная связь от участников воспитательно-образовательного процесса: родители, воспитатели (данные анкетирования).
2 этап. Практический.
Цель: реализация программы групповых занятий.
Занятия программного цикла включают в себя задания и упражнения различной направленности, которые в конечном итоге решают поставленные задачи.
Представляется одинаково важным как устранять неблагоприятные эмоциональные доминанты, так и создавать условия, позволяющие развивать коммуникативные и познавательные способности.
Еженедельные групповые занятия представляют психологу новые возможности как в общении с детьми, так и в работе с педагогическим коллективом. Это помогает психологу лучше понимать проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, и вместе искать их решение.
Предлагаемый цикл занятий проводится по подгруппам.
Оптимальное количество участников: 5 – 6 человек.
Продолжительность занятий: 40 минут 1 раз в неделю.
Структура занятий.
Содержательный аспект предлагаемого цикла занятий отражает единую сюжетную линию. Действие происходит в сказочном пространстве, где каждое занятие является, с одной стороны – законченным, самостоятельным по своей тематике актом, с другой – имеет логическое продолжение.
Введение занимает примерно 10% времени занятия и предполагает использование особых ритуалов «входа» в сказочное пространство («Зеркало», «Сердце», «Ракушка» и др.)
Основная часть занятия занимает 65% времени занятия и предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы.
Игры на знакомство и формирование нового опыта взаимоотношений в процессе занятий: «Клубочек» (занятие 1).
Игры на развитие творческого мышления; коммуникативных навыков, мелкой моторики и на осознание и отреагирование детьми собственного эмоционального состояния: «Изготовление кукол» (занятие 2), «Упражнение с использованием одноразовой посуды» (занятие 7), «Упражнение с использованием проволоки», «Чудесные пироги»
(занятие 8 – 9), «Творческая мастерская» (НОД 10).
Игры на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения: «Ландшафт сказочной страны» (НОД 3), медитация «Цветы» (НОД 5), «Игра с глиной (тестом, пластилином)», «Волшебная река», «Колючий мешочек» (НОД 6), «Изготовление волшебного киселя», «Чудесная яблонька» (НОД 8 – 9).
Игры, направленные на формирование навыков управления мышцами тела: «Гуси-лебеди», «Болото», «Погружение в стихию земли» ( 4), психодинамическая медитация «Заколдованная фигура» ( 7).
Игры, направленные на преодоление страхов, опасений в неожиданных ситуациях: «Замок страхов» ( 5).
Игры, направленные на повышение самооценки: «Техника овощных печатей»
( 6).
Игры, направленные на развитие групповой сплоченности: «Волшебное ожерелье»
( 8- 9).
Завершение и обсуждение занимают примерно 15% времени занятия и предполагает использование особых ритуалов «входа» в сказочное пространство (см. «Введение»).
3 этап. Обобщающий.
Цели:
1. Отслеживание эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.
2. Выработка дальнейших шагов по оптимизации эмоционального состояния детей.
Результаты заключительной диагностики позволяют судить о степени эффективности проведенной работы, адекватности применяемых методов и приемов. Объективность полученной информации достигается за счет применения единой критериальной системы оценки.