Методическая разработка Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Приволжская основная школа
Методическая разработка
«Роль мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Гафурова Р.Ф.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Рука - это инструмент всех инструментов, своего рода внешний мозг. Психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Значение развития мелкой моторики
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Стимулирует развитие речи ребенка.
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Поднимает настроение ребенка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Подготавливает руку к письму.
Нужно больше использовать игры с разнотипными движениями, которые развивают резервные возможности головного мозга; больше внимания уделять массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.
Вот какие  упражнения для развития мелкой моторики мы используем в своей практике. Эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно. Эти упражнения мы используем регулярно, а длительность их не составляет не более 5 минут.
Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета
• графические упражнения;
• рисование по образцу;
• дорисовывание второй половины рисунка, его деталей;
• внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штриховка;
• соединение по точкамю.
Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета
• театр в руке (кукольный, пальчиковый, театр теней);
• шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застёгивание и расстёгивание пуговиц, узелки – перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы;
• имитация жестом различных конкретных предметов;
Упражнения по выработке мускульной памяти
• пальчиковые игры с грецкими орехами
• массаж и самомассаж кистей и пальцев рук мячиками-ёжиками, прыгунками – вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.
Их можно:
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);
- вращать между ладоней (один или два)
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
• зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
• шестигранными карандашами – грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение
Кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
• выкладывание букв из счетных палочек и шнурка;
• мозаика, конструкторы, пазлы, пирамиды, волчки;
• игры с бусами, чётками — перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество бус (в прямом и обратном порядке).
• игры с канцелярскими резинками или резинками для волос (для этого нужно резинку надеть на большой и указательный пальцы и растягивать её из стороны в сторону);• выкладывание «колодца» из палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук);
• игры с эспандерами, губками;
• работа с пластилином, бумагой, тканью;
• игры с прищепками:
- прищепки можно одновременно использовать и для развития сенсорики и творческого воображения, украшая фигурки, вырезанные из картона;
Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знание о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.
Упражнения для развития тактильной чувствительности
С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата.
Предложите ребенку:
• закрыв глаза, ощупать предмет одной рукой и найти его среди прочих другой;
• работа с природным и бросовым материалом, где с помощью мелких предметов (ореховая скорлупа, чешуйки от шишек и т. д.) выкладывается узор по пластилину;
• геометрические фигуры, цифры, буквы;
• ощупать на бумаге закрытыми глазами узор, нанесенный иголочкой на лист бумаги (можно начинать с простых геометрических фигур (круг, квадрат и т. д.).• «Волшебный мешочек» с закрытыми глазами, на ощупь, опознать предмет как правой, так и левой рукой;
• с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии);
• игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
Для создания «Сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом, гречкой или фасолью. Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков. Самомассаж в «сухом бассейне» можно, так же сопровождать стихотворным текстом.