Программа социального педагога «Жил-был Я».

Программа социально педагогического направления «Жил-был Я». Социально-педагогическое направление, возраст детей 5–7 лет
Составила социальный педагог Елшанская Ю.Г.  Программа социально-педагогического направления «Жил-был Я», возраст детей 5–7 лет
Пояснительная записка
Социализация ребенка с раннего возраста – это фундамент всей социально -педагогической системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Обучение нравственности – основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста необходимо сосредоточить усилия на формировании волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; на осознании необходимости выполнять правила этикета; следует развивать в детях способность к самореализации, умение служить людям и быть счастливыми в этом служении. В это время необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит ему переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Предлагаемая программа социально-личностного развития детей основана на интеграции образовательных областей "Социализация", "Труд", "Коммуникация", "Безопасность" и "Познание" и способствует усвоению ими правил и норм поведения в обществе.В наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как поведение человека отражается на окружающих, помогает выявить его собственные недостатки. Педагог помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить ее моральную сторону. Тематическим планом предусмотрено обобщение знаний по определенной теме в ходе бесед, игр, выполнения творческих работ, решения проблемных ситуаций, проведения консультации с родителями. В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения с другими людьми. Дети учатся отстаивать свое мнение и считаться с мнением других, взаимодействовать в группах со сверстниками и взрослыми, различать хорошее и плохое. Как итог - развивается социальная уверенность у детей, а социально-уверенный ребенок верит в то, что будет действовать правильно и успешно, добьется положительного результата при решении трудных задач.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей и воспитателей. Эмоционально- психологическая готовность ребенка (наряду с интеллектуальной готовностью) является приоритетной для успешного обучения ребенка в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В основе социальной уверенности лежит положительная «Я-концепция», которая способствует развитию индивидуальности и отвечает «Концепции дошкольного воспитания».
Цель программы:
Создание социально-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности и психологической готовности к обучению в школе.
Задачи:
1. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведении.
2. Формировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям.
3. Систематизировать приобретенные ранее знания для формирования культурно- личностных отношений между старшими дошкольниками.
4. Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
5. Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым).
6. Создавать основы правового сознания детей.
7. Совершенствовать интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей и интересов.
8. Продолжать формирование представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
Данная программа предназначена для детей 5-7 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия не более 30 минут. Срок реализации-1 год.
Ожидаемые результаты.
К окончанию года обучения дети должны знать:
-свои права и обязанности,
-правила безопасного поведения,
-правила этикета
должны уметь:
-соблюдать общественные нормы поведения,
-разрешать проблемные ситуации, осуществлять компромисс, прогнозировать и устранять конфликт
Диагностика
Методы диагностики – наблюдение, тесты.
Формы подведения итогов
Для подведения итогов по разделам предполагается проведение викторин, конкурсов, игр и развлечений.
Учебно-тематический план
Раздел Общее количество часов В том числе
теоретические практические
«Я и другие» 9 3 5
«Я и мое поведение» 9 6 2
«Я и моя безопасность» 9 4 4
«Мир, в котором Я живу» 9 3 5
Итого: 36 18 14
Содержание программы
Раздел 1. «Я и другие» (9 часов)
Понятия: дружба, справедливость, смелость, внимательность, отзывчивость, эмоции (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т. д.). Их проявление в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Нравственные нормы поведения в обществе. Правила этикета. Правила сервировки стола и с разнообразием столовых приборов и их назначении.
Темы:
Давайте познакомимся.
Кто я такой?
Новенькая.
Вместе-веселее!
Не будем ссориться!
Я готовлюсь к школе.
Мы принимаем гостей. Детский бал.
Полезные и вредные привычки.
Раздел 2. «Я и мое поведение» (9 часов)
Доброта, чуткость, милосердие. Поступки литературных героев. Отрицательные поступки. Выражение чувств. Правила этикета во время поздравлений. Подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений.
Темы:
Зачем нужны правила?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Хочу и нельзя.
Обижаться или нет?
Нарочно или нечаянно.
Умею ли я мириться?
Приятного аппетита!
Мы идем в гости.
Раздел 3. «Я и моя безопасность» (9 часов)
Понятия: огонь, лесной пожар, пожарная служба, один дома, опасные предметы (колющие, режущие). Устройство улицы (площадь, бульвар, проспект, проезжая часть, тротуар). Дорожное движение. Правила пользования электроприборами. Обращение за помощью в опасных ситуациях. Правила безопасного поведения на воде.
Темы:
Если в дом пришел чужой.
Огонь- это мой друг или враг?
Мой друг-светофор.
В мире опасных предметов.
Моя дорожная грамота.
О правилах поведения на воде.
Дружба с дорожными знаками.
Моя безопасность на прогулке.
Раздел 4. «Мир, в котором я живу»(9 часов)
Понятия: право, обязанность, пожилой человек, конвенция, Красная книга, здоровье человека. Единство прав и обязанностей. Соблюдение общественных норм и принципов морали. Необходимость оказания посильной помощи взрослым, особенно пожилым людям. Правила безопасного поведения в природе. Правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых, животных.
Темы:
Моя семья.
О бабушках и дедушках.
Самый дорогой человек.
Что такое «Право» и что такое «Обязанность»
Мои права и обязанности.
О чем рассказали мне звери.
Мои четвероногие друзья.
Мое здоровье.
Методическое обеспечение.
Программа включает в себя широкое использование научно-энциклопедического материала для детей дошкольного возраста: энциклопедии; технических средств обучения: компьютера, мультимедиа, DVD – проигрывателя, магнитофона; иллюстративного материала, методических пособий, дидактических игр.
Формы проведения занятий разнообразны: беседы, викторины, экскурсии и чтение художественной литературы. Пословицы, поговорки, развивающие игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Использование на занятиях дидактических игр и упражнений, сюжетно-ролевых игр, просмотр презентаций, творческих мастерских, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы, оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной, но личностно-мотивационной сферы будущих первоклассников.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками- М. : ТЦ Сфера, 2003.-128с.
2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников». - М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012.- 64с.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., «Как обеспечить безопасность дошкольников».Конспекты занятий и развлечений: -М. :«Просвещение», 2000.-94с.
4. Громова О. Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2012.-224с. -(Модули программы ДОУ).
5. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребенка- М. : ТЦ Сфера, 2008.-112с. -(Вместе с детьми).
6. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. ,. Полякова Л. Б. «Занятия по правилам дорожного движения». .-М. : ТЦ «Сфера». 2005.-64с.
7. Комплекты наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. -Х. : Изд-во «Ранок»,2008.
8. Мулько И. Ф «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», : Методическое пособие. -М. : ТЦ Сфера, 2004.-96с. -(Программа развития).
9. Павлова Г. Я. «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности». – М. : ТЦ Сфера, 2012.-64с.
10. Старцева О. Ю. «Школа дорожных наук» - М. : ТЦ Сфера, 2012.-89с.
11. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора (для работы с детьми 3-7 лет).-М. -Синтез, 2008.-112с.
12. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» .-М. : ТЦ «Сфера», 2011.-64с.
13. Шорыгина Т. А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет». .-М. : ТЦ «Сфера» М. : 2011.-64с.
14. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка» .-М. : ТЦ «Сфера». 2008,-139с.
15. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности». .-М. : ТЦ «Сфера», 2008.-64с.
16. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье». Методическое пособие. .-М. : ТЦ «Сфера»,2010.-64с.
17. Шорыгина Т. А. «Беседы о поведении ребёнка за столом». .-М. : ТЦ «Сфера»,2008.-64с.
18. Шорыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении. -М. : ТЦ «Сфера», 2009. -96с.
19. Черемашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников» (занятия, планирование, рекомендации). Издательство «Учитель». Волгоград. 2007г. -207с.
20. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. -М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. 21 век», 2006.-188с.