Статья Формирование единого образовательного пространства посредством использования ресурсов города Москвы – проект Департамента образования города Москвы «Университетские субботы».

Автор: Погонина Елена Николаевна
учитель химии ГБОУ Лицей № 1793 «Жулебино»

Формирование единого образовательного пространства посредством использования ресурсов города Москвы – проект Департамента образования города Москвы «Университетские субботы».

В рамках условий быстроменяющейся социальной среды, система образования ориентирована не только на подготовку квалифицированных кадров, но и воспитание и развитие нации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечена особая значимость взаимодействия образовательных учреждений (школ, техникумов, вузов) с окружающей социокультурной средой – с государственными органами власти, общественными организациями, музеями, библиотеками, и иными учреждениями культуры, располагающими ресурсами для повышения качества просветительской работы с населением.
Иными словами, образовательные учреждения должны расширить свой круг взаимодействия с внешней средой.
Для помощи образовательным учреждениям в данном направлении государственными органами управления образованием было разработано множество программ по организации совместной работы вузов, школ и учреждений культуры (музеи, библиотеки и т.д.), которая основывается не только на теоретическом освоении исторических и культурных ценностей, но и на творческой, проектной деятельности.
В настоящее время активно развивается процесс сотрудничества Департамента образования г. Москвы, со школами, высшими учебными заведениями и социокультурными объектами столицы, и в 2013 году в Москве стартовал просветительско-образовательный проект для школьников, студентов, педагогов и родителей «Университетские субботы».

Направления проекта были выбраны из наиболее актуальных тем образования и ориентированы на слушателей разных возрастов, главная особенность этого мероприятия – его общедоступный, бесплатный характер.
В рамках проекта «Университетские субботы», используются ресурсы, предоставляемые Департаментом образования г. Москвы, школы и университеты взаимодействуют с театрами, научными организациями, музеями, библиотеками, учащиеся и их родители стали чаще посещать выставочные и концертные залы, парки и усадьбы, всё это приводит к раскрытию одаренности не только у детей, но и у взрослых.
Уникальная социокультурная среда г. Москвы позволяет ученикам, их родителям и студентам узнать много нового и раскрыть индивидуальный талант.
Важно отметить, что интеллектуальные мероприятия, проводимые совместно с государственными органами управления образованием и культурными учреждениями, такие как проект «Университетские субботы», раздвигают границы традиционной образовательной программы и мотивируют учеников на раскрытие внутреннего потенциала, на более углубленное изучение определенных дисциплин.
В рамках проекта «Университетские субботы» в 2015 году начали сотрудничать ГБОУ Лицей № 1793 и ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА им. К.И. Скрябина».
Сегодня в нашей стране набирает обороты развитие производственных отраслей, именно поэтому актуальность выбранной для сотрудничества темы «Химия плюс биология – профессии настоящего и будущего», не вызывает сомнений, химическая и биологическая отрасли являются одними из ведущих в сфере импортозамещения.
Школа совместно с вузом разработали программу взаимодействия, в которую включена проектная работа в рамках определенных предметов, и это вдвойне интересно, поскольку юные химики и биологи могут не только наблюдать, а и проводить научные исследования и опыты.
С помощью открытых лекций в рамках сотрудничества ГБОУ Лицей № 1793 с ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА им. К.И. Скрябина» не только учащиеся, но и их родители получают дополнительные знания.
Здесь стоит подробно остановиться на положительных аспектах данного сотрудничества для всех сторон: школа, университет, государство, учащиеся и их родители.
Начнем с государства (поясним, что именно от лица государства действуют Департамент образования и различные учреждения социокультурного направления), для него это важно как для «заказчика», поскольку сегодня российское образование направлено на обеспечение страны и общества квалифицированными специалистами, лозунг «кадры решают всё» становится актуальнее, особенно в условиях импортозамещения. Это обусловлено происходящими фундаментальными изменениями в политической, экономической и социальной структурах страны. А подготовка успешных и эрудированных профессионалов напрямую зависит от процесса сотрудничества образовательных учреждений не только друг с другом, но и с государственными социокультурными объектами.
Школа крайне заинтересована в проводимых Департаментом образования проектах и сотрудничеством с высшими учебными заведениями, поскольку для школы совместные дополнительные программы – это инвестиции в образовательный процесс, средство повышения качества образования, следовательно, и повышение рейтинга школы, который поощряется государственными органами управления образованием.
Также сотрудничество с вузом, в рамках проводимых проектов, подразумевает под собой обновление материально-технической и учебно-методической баз школы, и, конечно же, это плюс для учителей. Поскольку университеты и различные государственные учреждения часто организовывают курсы повышения квалификации, тренинги и иные, довольно таки интересные для педагогов мероприятия.
Со своей стороны университеты, заинтересованы в таких мероприятиях, как «Университетские субботы», поскольку посредством открытых лекций они будут взаимодействовать с учениками и их родителями, смогут прорекламировать своё учреждение для привлечения как можно большего числа потенциальных абитуриентов. Школьники, даже те, кто не поступят в сотрудничающий со школой вуз на места, финансируемые из средств ассигнований федерального бюджета, будут стремиться поступить на платную основу, поскольку после посещения лекций они (иногда даже и их родители) будут ощущать себя частью «большой семьи университета».
Для родителей мероприятия, проводимые школой и университетом в рамках проектов Департамента образования, являются крайне важным фактором поскольку им необходимо, чтобы ребёнок с минимальной потерей времени и желательно затрат, не только получил обучение, гарантирующее наличие фундаментальных знаний, но и узнал что-то новое, выходящее за рамки образовательной программы.
Скажем и об учащихся, не только школ, но и вузов, ведь на открытых лекциях в университетах часто принимают участие студенты и аспиранты. Для одних это часть разнообразной студенческой жизни, а для других педагогическая практика.
Что же касается школьников, то посещение лекций и мероприятий высшей школы помогает им получить всестороннее образование, научиться применять теоретические знания на практике, развить логическое мышление и усовершенствовать кругозор. На лекциях происходят публичные выступления, обсуждения, элементы творческой коллективной работы, это положительно сказывается на учениках, в особенности на старшеклассниках, так они лучше готовятся к университетской жизни.

Наличие всех вышеупомянутых положительных аспектов выявлено на примере успешного сотрудничества ГБОУ Лицей № 1793 с ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА им. К.И. Скрябина» в рамках проекта Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» и не вызывает сомнений.
Подводя итоги, следует сказать, что формирование всесторонне развитой личности, в частности, и развитие всей нации в целом, невозможно обеспечить только путём освоения одной конкретной образовательной программы, здесь необходимо создание общеобразовательной среды.
На наших глазах появляется новая концепция модернизации образования, ориентированная на развитие различных форм партнерства и взаимодополняемости, вследствие чего происходит процесс формирования новых управленческих структур и современных систем проектного сотрудничества.
Задачи, поставленные сегодняшней действительностью, перед государственными органами образования, школами, вузами, учреждениями культуры, позволили разработать инновационные механизмы всестороннее развитого сотрудничества и выявили новый подход к образованию. Актуальность такой работы не вызывает сомнений, поскольку взаимодействие на различных этапах образования позволяет своевременно и качественно выполнять требования федеральных государственных стандартов, помогает сформировать всесторонне развитую личность, повысить качество знаний, помочь будущим специалистам адаптироваться в конкурентном мире, а нации развиваться.




 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016).

 Официальный сайт Департамента образования г. Москвы, интернет-ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14315