Технологическая карта урока музыки во 2 классе на темуОсень-поэт-художник-композитор УМК, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

МБОУ КР ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


Предмет -«Музыка» В.В. Алеев, Т.Н.Кичак
Класс -2
Учитель музыки:
Гулина С.С.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный



Жанр урока- интегрированный
Педагогическая цель: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций;
Выявления степени изученного материала


Тема урока – «Осень-поэт художник, композитор»

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

Продолжить освоение музыкального языка его выразительных средств, проследить связь искусств в отображении окружающего мира, связать жизненные впечатления с художественными образами. Продолжать знакомство с творчеством С.С. Прокофьева на примере из балета « Золушка», прослушать «Вариацию Феи осени!; познакомить с произведениями русских художников, написавших картины о осени (И. И. Левитан.)

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия.

Познание разнообразных явлений
окружающей действительности. Отношение человека к природе. Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель, произведение искусства.


Словарь урока: балет, задумчиво, печально, уныло, тоскливо

Ресурсы урока: - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика – цветные карточки) или для работы в парах, музыкальная палитра ( 1 комплект на парте)
– мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.
- И.И. Левитан « Осень», С.С. Прокофьев» Вариация Феи осени»




1 этап. Орг. момент
Вход учащихся в класс под музыку П.И. Чайковский «Осенняя песнь» из цикла « Времена года» Музыкальное приветствие.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!


2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя
-Скажите, о чём нам может рассказать музыка?
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)Слайд№1
-О каком времени года эта загадка?
-А о чём вы ребята вспоминаете при слове «осень»? Какие ассоциации вызывает у вас это время года?
-Вы любите природу? А, что же вам нравится в ней?
-Что значит «красивая природа»?
-Расскажите о самом ярком своём впечатление, которая произвела на вас природа?
-Человек, видя, слыша, переживая различные явления природы пропускает свои чувства через себя.
-А, что нужно художнику для создания своих произведений?
-А, что нужно композитору?
- А, что нужно поэту?
-Художник- воспевает красоту природы в цвете.
Композитору – нужны звуки.
А поэту – слова.
-А теперь посмотрите на свои волшебные листочки, (рабочие листы) которые у вас в волшебных тетрадях, посмотрите внимательно и
сформулируйте тему и цель урока и соедините линиями картинки изображённые на ваших рабочих листках.(Осень- поэт, художник, композитор)Слайд№2,№3

- А вот почему изображён вопрос вы ответите позже. И ещё вы можете в течение урока записывать в него имена и фамилии знаменитых людей, с которыми мы встретимся на нашем уроке, названия произведений, которые вам понравится.
- Мы с вами проследим взаимодействие музыки, поэзии и живописи в создании образа осени.

Деятельность учащихся
- Ответы детей.

- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;







- формулируют предполагаемую тему и цель урока










-Ответы детей






- Рассматривают рабочие (сказочные) листы и выполняют задание




3 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя
-О красоте осени создано огромное количество музыкальных произведений, стихотворений, написано очень много картин.
-Мастера искусства словно соревнуются между собой: кто лучше расскажет нам об этом сказочном и волшебном времени года!
- откройте учебник на странице 20-23
- Выразительно прочитайте стихотворение
-Следит за правильностью и за выразительным чтением произведения.
-Слушая стихи ваши предположения подтвердились?
- А кто ещё хочет прочесть произведение об осени?
- Слушая произведения поэтические об осени, какие картины вы себе представили? В какой цвет вы окрасите осень? Поднимите цветную карточку.
-Ребята, а для кого из вас осень- любимое время года?
- Мне хочется рассказать вам одну очень интересную историю про одного очень грустного художника. Для него тоже осень была любимым временем года, которому он посвятил очень много своих картин. Хотите послушать эту историю? Слайд№4
- Очень часто осень называют художницей, почему?

- Картину родной природы особенно хорошо чувствуют художники.

-Если вы захотите написать картину, какой основной цвет будет присутствовать в ваших картинах? Поднимите карточку.
-Внимательно рассмотрите репродукции картин в своих учебниках.
- Можно ли сказать, что настроение этих произведений похоже?
-Почему?

Как и художники, композиторы тоже сочиняли музыку о природе, писали песни и в частности об осени, а какую песню о осени вы знаете?

- Как вы думаете, почему композитор дал такое название?

- Какое настроение в песне?


- Как это показано в музыке?


- Давайте исполним песню ярко и весело, а чтобы получилось красиво, я предлагаю настроить свой голос.

-Мы отправимся с вами в лес. Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в осеннем лесу или парке? Закройте глаза, а теперь откройте Мы с вами пришли в осенний лес.
-Сделаем глубокий вдох через нос, вдохнём свежего осеннего воздуха(3раза) не поднимая плеч.
-В осеннем лесу прохладно, замёрзли наши ручки, погреем их. (выдохнем через рот на руки ( 3раза).Вдох через нос, а выдох через рот.
-Молодцы! Вспомните, как шелестит листва? (ш-ш-ш-)
-Пролетела муха(ж-ж-ж)
-Задул лёгкий ветерок(в-в-в-)
-А вот зафырчал ёжик!
-Слышите выстрелы охотников в далеке?(кх-кх-кх)
-Нам немного страшно и боязно (а-а-а-)
-Ну, а теперь давайте споём песенку!
-Какую песенку мы с вами выучили на прошлом уроке?
-О чём эта песня, какой характер произведения?
- В какой цвет вы окрасите своё настроение от исполненной песни? Поднимите цветную карточку.

Исполнение песни «Тётушка Осень».
- работа над дикцией.


Деятельность учащихся
- Дети читают название и автора произведения.
Высказывают свои предположения.
-Чтение произведения хорошо подготовленным учеником.

-ответы детей

-выполняют задание








- Дети поднимают цветную карточку.



-ответы детей


- ответы детей (Весёлая песенка)


- слушают учителя



-ответы детей





- Дети поднимают цветную карточку.





-выполняют задание

-ответы детей



-ответы детей










- выполнение упражнений







- исполнение песни







- выполнение упражнений


















- дети поднимают цветную карточку индивидуально














4 этап.
Целеполагание
и планирование

– Как и художники, многие великие музыканты посвящали свои произведения осени. Наверное нет на нашей планете места , куда осень не заглядывает. В России самая красивая и такая разная осень, разноцветная осень.
Сегодня мы вновь обратимся к творчеству С.С. Прокофьева. Послушаем «Вариацию Феи осени», из балета «Золушка» Слайд№5, №6

- Что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? (дети пользуются эмоциональным словарём)
- Как вы думаете, что рисует нам композитор своей музыкой?
-Какой показана осень в музыкальном произведении? (Музыкальный анализ)
Слайд№7
-Сейчас мы с вами ещё раз прослушаем это произведение. Возьмите свои листочки, которые вы сами изготовили дома. и при звучании музыки выберите движения, которые вам захотелось бы показать. Попробуйте изобразить нашу героиню.
-От чего будет завесить ваш выбор?




-Молодцы ребята! Мне очень понравилось, вы все были похожи на волшебную Фею осени.







- ответы детей





-слушание музыки


- ответы детей


- ответы детей









- ответы детей и пластическое интонирование






5 этап. «Открытие» нового знания
(продолжение изучения новой темы)




Деятельность учителя
- В русской пейзажной живописи много произведений, посвящённых временам года. Осень, зима, весна, лето – любимые темы художников на протяжении многих веков. А главное в них то, что художники изображают временные элементы природы: весна ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, весеннее солнце, выглянувшее на мгновение из-за облаков. У русской природы было много певцов, но редко у кого из художников природа России была выражена с такой полнотой как у Левитана. Левитана называют открывателем красот нашей русской земли. Его картины дают не только наслаждение глазу, но и помогают изучить русскую природу. Посмотрите внимательно на картину Левитана «Осень». Слайд №8
-Что вы на ней видите?


- Какое настроение вы видите на этой картине?


.



Деятельность учащихся














- ответы детей


- ответы детей






-ответы детей


- ответы детей


6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
-Как вы думаете, получилось рассказать об осени и нарисовать ее у художника, поэта, композитора? А что нужно было каждому, чтобы выразить свои чувства.
-Какие произведения искусства об осени создают поэты, художники и композиторы?
-Представьте, что вы критики, чья картина получилась удачнее, кто больше всего понравился художник, композитор, поэт?





- ответы детей




-ответы детей (стихи, картины, музыку)
каждый по – своему увидел и изобразил картину осенней природы, используя свои средства выразительности.

- ответы детей (произведение искусства)

7 этап. Рефлексия и оценивание
Деятельность учителя

Деятельность учащихся





- Времена года- поэт, художник, композитор, всё вместе это
- Вот мы и ответили на вопрос, который изображён у вас в рабочих листках. Это произведение искусства. И поэт и художник, и композитор изобразили своими средствами выразительности свои чувства о весне.
- Давайте споём песню, которую мы с вами выучили на прошлом уроке. Она есть у вас в рабочих тетрадях. Откройте тетради, если кто- ещё плохо знает слова.

-Сегодня вы хорошо работали, и мне хотелось бы поставить вам всем одну общую оценку «отлично».
- Ребята, а как вы оцениваете своё настроение, в какой цвет вы его окрасите, поднимите карточку.
-Продолжите фразу
*сегодня я узнал
*было интересно
*было трудно
*я выполнял задания
*я понял, что
*теперь я могу
*я почувствовал, что
*я приобрел
*я научился
*у меня получилось
*я смог
*я попробую
*меня удивило
*урок дал мне для жизни
*мне захотелось




- ответы детей (произведение искусства)







- дети выполняют задание.



- дети поднимают цветную карточку.

8 этап. Домашнее задание
-Дома вы нарисуйте героев нашего урока, подберите соответствующее рисунку стихотворение и песню.


Дети выходят из класса под песню « Разноцветная осень»



Рабочая программа ,2 класс В.В.Алеев, Т.Н. Кичак, Дрофа 2013год.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15