Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии


Формирование познавательного интереса учащихся на уроках географии.
Концепция модернизации Российского образования одим из приоритетов образовательной политики определяет обеспечения качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Помимо этого школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы. География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьника. При этом наиболее значимы показатели социальной компетентности учащихся:
интеграция профессиональных и социально значимых знаний,
придание ЗУН-ам практико-ориентированного характера,
сформировать навыки общения с другими людьми и т.д.
Эти компетентности основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что в свою очередь, выступает в качестве показаний познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к обычным фактам, процессам. Она широко использует аналоги, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать различные методы и методические приемы обучения и воспитания. Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становиться понятным, а значит, интересным.
Формы проведения урока географии( экскурсии, уроки на местности, проекты…) и формы организации учебной деятельности( коллективная, групповая, индивидуальная) вызывают интерес школьника, активизируют их познавательную активность.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного процесса
Результаты моей образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению.
Показателями этого является неумение учащихся работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
С целью разрешения обозначенных проблем я обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес» и разработке системы работы, направленной на ее формирование. Необходимо отметить, что положение о необходимости развития у школьников познавательного интереса не ново. Я.А.Коменский, рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
К.Д.Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он утверждал, что внешний механизм «приневоливания» не достигнет нужного результата. Учения, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике желание учиться, без которого он далеко не уйдет. К.Д.Ушинский считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересней, но не превращать эту работу в забаву. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Общая теория интереса в отечественной психологии разработана такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А.Гордон, С.Л.Рубинштейн и др.
Обобщенный взгляд на проведенные данными авторами исследования позволяет сделать вывод о том, что в самом общем виде познавательный интерес представляет собой личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Как учителю географии мне наиболее интересны исследования Г.И Щукиной, поскольку разработанная ею концепция имеет, на мой взгляд, неоспоримые достоинства: целостность и практико-ориентированность.
Основными положениями концепции выступают:
особая роль деятельности при формировании познавательного интереса, стадии его развития (любознательность, любопытство, познавательный интерес, теоретический интерес);
принципы активации познавательных процессов: условия развития познавательного интереса (личность учителя, содержание учебного материала, методы и приемы обучения).
Однако, в отличие от автора, определяющего две группы условий, я считаю очень важным учитывать такой дополнительный фактор, как выбор средств и форм организации учебного процесса.
Кроме того, в отличие от Г.И.Щукиной, определяющей в качестве условия формирования личности учителя, я придерживаюсь позиции, предполагающей учет особенностей социальных взаимодействий трех видов: учитель-ученик; учитель-группа детей; ученик-ученик.
И, наконец, вносимые мною изменения проявляются в умении наполнять географическим содержанием общедидактические положения теории формирования познавательного интереса Г.И.Щукиной.
Графически система формирования у учащихся познавательного интереса на уроках географии может быть представлена следующим образом:
содержание географии

особенности социальных взаимодействий
Х взаимодействий
формы обучения
средства обучения
методы обучения
интерес
Б





Большое влияние на формирование познавательного интереса оказывает содержание географии, которое я строю с учетом межпредметных связей. В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется не одинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П.Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н.Федорова, Д.М.Кирюшкин). С моей точки зрения, межпредметные связи призваны синтезировать отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности. Они отражены в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции.
Интересно то, что понятие: межпредметные связи позволяют не только создать целостную картину явления, события, мира и т.д., но и объяснить ее, в результате мир становится понятным и научно обоснованным.
Межпредметные связи позволяют актуализировать субъектный опыт к, ранее приобретенные знания на других предметах и в повседневной жизни становятся востребовательными на уроках географии, учитель реально показывает значимость этих знаний, тем самым формируя у школьников желание их, пополнять и расширять.
Взгляд на ранее изученное явление с другой позиции, появление альтернативных точек зрения с одной стороны, способствует возникновению целостного представления об изучаемом объекте, с другой стороны стимулирует желание самостоятельно пополнить эти представления, тем самым инициируется процесс самостоятельного познания.
Используемые мною межпредметные связи могут быть представлены как система, состоящая из трех уровней.
1 уровень надпредметные связи
Например, понятие биосфера изучается всеми дисциплинами естественно-научного цикла, его усложнение происходит от шестого класса к одиннадцатому. При формировании этого понятия, я использую знания, полученные детьми на уроках:
биологии (учение Н.И.Вернадского;вещественном составе биосферы; понятие «эволюция») и т.д.;
химия (круговороты веществ в природе)
11уровень:кумулятивные связи (взаимодополнение знаний из различных областей).
Например, построение графика, хода температур в процессе изучения географии требует знаний из математики (система координат, положительные и отрицательные числа). Выявление приспособленности растений и животных к различным природным условиям возможны при сформированности у учащихся таких биологических понятий как корневая система, образ жизни, метаморфоз.
111уровень: межпредметные связи о мета-объектах.
Для создания их образа требуются ЗУНы многих наук.
В качестве примера приведу краткий конспект урока географии. На котором происходит формирование у шестиклассников научного представления о вулкане.Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж.Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась, и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал…
Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».
За тем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и тетрадях учащихся.
Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана ВЕЗУВИЙ. В рассказе вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К,Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С.Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана.
Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической карты (номенклатуры).
Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан».
Домашнее задание носит творческий и дифференцированный характер.
Его обязательный минимум предполагает знакомство с пара
графом учебника и оформление контурной карты.
Творческий блок предлагает учащимся изготовить макет вулкана.
Следующий компонент представленной системы, направленной на формирование познавательного интереса: методы и методические приемы.
Необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Рассказ учителя об интересном случае жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются найти ответы на вопросы. Следующая стадия-наличие познавательного интереса – проявляется в стремлении к прочному усвоению знаний предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале, это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно-следственных связей, которые приводит к пониманию картины мира.
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности), словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность. Специфику выбора методов обучения в зависимости от этапов формирования познавательного интереса представлены мной в таблице.
Этап Цель Методы Влияние на развитие познавательного интереса Особенности использования Примеры из практики
1 Формирование любопытства и любознательности Приоритет игровых методов -школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, активизируют субъективный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение
-особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса:
активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности -игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;
-игра служит для создания мотивации к изучению курса «География» и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;
Элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддерживать любознательность школьников. -деловая игра(размещение завода в гипотетическом районе);
-составление ребусов, кроссвордов
- действие за другого( турист, путешественника)
2 Формирование познавательного интереса Опора на проблемный метод с использованием элементов игры -вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» знаний стимулирует активную умственную деятельность;
- реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность -применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи проблемных вопросов, заданий, ситуаций - вопросы и задания парадоксального практического межпредметного, причинно-следственного характера
3 Формирование устойчивого познавательного интереса Опора на метод проектов с использованием элементов проблемного и игрового методов - развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;
-развитие познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи, для решения которой требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных творческих, коммуникативных умений -применяется при сформированном познавательном интересе
-предполагается высокая степень самостоятельности -творческие проекты;
-исследовательские проекты;
-практико-ориентированные проекты
С целью формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием.
Прием «Разминка»
Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключаться с предыдущего урока на урок географии.
Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.
Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:
Назовите крайние точки материка
Назовите горы на востоке Северной Америки
Какую реку называют «великой обманщицей»
Определите безлесную природную зону субарктического пояса .Прием «Удивляя других, удивляйся сам»
Цель: эмоциональное стимулирование познавательного процесса.
Описание работы – рассказ, иллюстрации, вопрос парадоксального характера
Например, диалог учителя с учениками
-Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г.Поттере. Вы помните, как звали страшного змея?
-Василиск.
-Оказывается, такое животное действительно существует!
3.Прием «Исправление ошибок»
Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательного процессов (мышление, внимание, воображение).
Описание работы –текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.
4.Прием «Составь рассказ»
Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.
Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.
Пример: тема «Гидросфера»: волны, цунами, река, озеро, водопад.
5, Прием «Эссе, сочинение, рассказ»
Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательного процессов.
Пример : учащиеся получают задания:
-описать один день, проведённый в тайге, пустыни, влажном экваториальном лесу;
-написать эссе на тему: «Будем же людьми!» (11 кл)
6.Прием «Творчество»
Цель: развитие творческих способностей, ведущей модальности (визуальной, аудиальной, кинсететической), создание атмосферы увлеченности.
Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.
Пример: -изготовление макета материка, вулкана, айсберга.
- изготовление картины Солнечной системы;
-оформление коллекции горных пород;
-создание фотоальбомов, учебных фильмов.
7.Прием «Играя, учись»
Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.
Описание работы
-использование игр- упражнений.
Пример: игра « Третий лишний»
8.Прием «Причина – следствие»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.
Описание: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбика и объяснить установленную связь.
Пример: волны - землетрясение
Океанические течения - Луна
Цунами-ветер
Приливы и отливы - постоянные ветры
9. Прием «Логическая цепочка»
Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий, событий.
Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.
Пример: Расположите предложения в логической последовательности.
На восточном берегу Австралии выпадает много осадков
Влагу приносит ветер с Тихого океана
На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса
Одним из важных компонентов, направленных на формирование познавательного интереса является выбор средств и форм обучения. Сложные научные понятия, географические явления осваиваются детьми гораздо более эффективно в случаях, когда они, помимо словесной формы, преподносятся и в графическом виде.
В учебном процессе я использую рисунки и схемы, выполненные как мною , так и учащимися.
Как показывает анализ образовательной практики, использование рисунка является мощным фактором формирования познавательного интереса детей поскольку, являясь актуальной деятельностью детства, активизирует самостоятельность, делает работу интересной и увлекательной. Кроме того создание учебного рисунка предполагает обращение к дополнительным источникам знаний, привлечение сведений, полученных на других уроках, что в конечном итоге, так же способствует формированию познавательного интереса.
Одним из основных средств обучения на уроках географии является карта. Система разнообразных заданий, предполагающих обращения к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично – поисковом и исследовательском. Например: репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры». Определи географическое положение объекта», «Покажи на карте какой-либо географический объект». Отличие частично - поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать на карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: « найдите по заданной характеристике или контору географический объект на карте».
И, наконец, третий - исследовательский уровень состоит из заданий типа: « На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе».
Планируя уроки, я стараюсь, чтобы используемые формы обучения сочетание со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиться положительных результатов по формированию познавательного интереса. На мой взгляд, наиболее приемлемой является групповая форма работы, поскольку она позволяет:
Обеспечить режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
Исключить пассивную позицию ребенка на уроке
Самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;
Получать опыт определенного социального поведения.
Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принципами, которыми я руководствуюсь, являются:
Принятие ребенка таким, какой он уже есть
Справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;
Естественное и свободное поведение учеников и учителя;
Выдержанность учителя;
Снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;
Спокойное отношение к ошибкам детей;
Стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;
Создание ситуации успеха.
Как показывает моя практика, знания, приобретенные и контролируемые, самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации: развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Подводя, итоги своей педагогической деятельности по развитию познавательного интереса школьников на уроках географии я выделяю следующие положительные результаты. Данные по мониторингу по выявлению уровня развития познавательного интереса школьников и мотивации обучения, следующие на начало учебного года 2010-211 выраженный интерес к изучению предмета составлял 49%, а на конец учебного года 60%. Уровень положительной мотивации на уроках географии на начало учебного года составлял 63%, а на конец уч.года 84%. Необходимо отметить активное участие учащихся в неделе естественных наук. Дополнительный эффект проявляется в продуктах деятельности учеников. Ими созданы поделки, приборы, учебные кинофильмы, дидактические материалы, которые позволяют пополнять информационную базу и оформить кабинет.
Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению.
Анализируя сложившуюся ситуацию в образовании на современном этапе, документы о перспективах развития образовании, собственную педагогическую деятельность думаю, что содержание предмета географии, применение комплекса элементов, используемых методов и методических приемов и преимущественно групповая формам работы позволяют формировать очень важную на сегодняшний день социальную компетенцию, связанную со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах. Исходя из этого, перспективой своей работы считаю формирование социальной компетенции школьников посредством наработанной системы преподавания.