Программа курсы по выбору Металлообработка(токарное дело) 7 класс


Структурное подразделение «Центр сетевого взаимодействия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Утверждаю
Директор МОУ «Лицей № 12»
______________Е.М.Плаксина

Рассмотрена и принята
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 30.08. 2016г.


Утверждаю
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №6»
_____________ И.Н.Ерохина
приказ № 1-295 от 31. 08. 2016г.




«Средняя общеобразовательная школа №6»



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
курса по выбору
по профилю «Металлообработка»
(токарное дело)
7 класс

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик программы:
Пантюхина Любовь Александровна - учитель





г. Железногорск 2016г.


Пояснительная записка
к рабочей программе курса по выбору по профилю «Металлообработка» (токарное дело)

Рабочая программа курса по выбору составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования и адаптирована применительно к специфике структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» с использованием Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 151902.04 «Токарь–универсал», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 821 от 02.08.2013 г., зарегистрированный Министерством юстиции (рег. № 29543 от 20.08.2013 г.).

Цели обучения:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
освоение технологических знаний, умений, навыков по профилю « Металлообработка» (токарное дело).
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.
Задачи обучения:
развитие познавательного интереса обучающихся к профессии «Токарь», приобретение знаний, умений, навыков по токарной обработке машиностроительных материалов;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.






Требования к уровню подготовки обучающихся формируемые в процессе изучения курса по выбору
по профилю «Металлообработка» (токарное дело)


Обучающиеся должны знать ( понимать):

правила оказания первой медицинской помощи, пожарную и электрическую безопасность;
санитарные требования к гигиене труда и производственной санитарии;
правила безопасности труда при выполнении токарных работ;
устройство токарного станка и управление им;
устройство, назначение измерительных и режущих инструментов;
технологию выполнения основных токарных операций;
чтение рабочих чертежей и эскизов;
машиностроительные материалы;
технологию изготовления токарных изделий;

Обучающиеся должны уметь(владеть способами деятельности):

оказывать первую медицинскую помощь ;
соблюдать правила безопасности труда;
организовать рабочее место;
пользоваться измерительным инструментом и контролировать качество выполненных работ;
читать чертежи и эскизы простых деталей;
выполнять несложную работу на токарном станке;
правильно выбирать резцы для обработки поверхностей;
обрабатывать наружные цилиндрические и торцовые поверхности;
экономно расходовать материал, электроэнергию;
бережно обращаться с инструментом;


Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.









Место рабочей программы в образовательном процессе

Содержание программы курса по выбору по профилю «Металлообработка» (токарное дело) предоставляет молодым людям
возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и
является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда техносфера опосредует взаимодействие
людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Программа курса по выбору по профилю «Металлообработка» (токарное дело) рассчитана на 34 часа, занятия (уроки) проводятся 1
раз в неделю по 1 часу. Основная часть учебного времени отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и
навыками. 13 часов – теоретическое обучение и 21 час – практические занятия. Все практическое обучение направлено на освоение
различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые
результаты обучения, планируемые результаты.
При проведении уроков используются следующие методы: проблемно-поисковые, исследовательские, практические, игровые,
словесные, метод проектов, методы контроля и самоконтроля.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, парной, групповой форм работы.



На основании приказа Комитета образования и науки Курской области №________ от___________ и на основании плана работы
образовательного учреждения проводится воспитательная деятельность, направленная на воспитание и социализацию обучающихся в
соответствии с основными направлениями воспитательной компоненты:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное и духовное воспитание;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
социокультурное и медиакультурное воспитание;
культуротворческое и эстетическое воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
формирование коммуникативной культуры;
экологическое воспитание.










Структура рабочей программы курса по выбору по профилю «Металлообработка» (токарное дело)

Учебно- тематический план


п/п
Разделы и темы
Кол-во часов


Курс по профилю «Металлообработка»
34


Теоретическое обучение
13


1
Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.
1


2
Основы гигиены труда и производственной санитарии.
1


3
Основные сведения о токарной обработке
1


4
Выполнение токарных операций.
4


5
Машиностроительные материалы.
3


6
Контрольная работа
3



Практическое обучение

21

1
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.

1

2
Обучение управлению токарным станком.

1

3
Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительными инструментами.

1

4
Обучение безопасным приёмам работы на токарном станке.

6

5
Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

12












































Содержание курса по выбору профиль «Металлообработка» (токарное дело)
Теоретическое обучение – 13 часов

Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность и электробезопасность. Оказание первой доврачебной медицинской
помощи. – 1 ч.
Общие сведения о структурном подразделении «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6». Требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих участках базового предприятия. Основные правила и инструкции по безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, их выполнение и соблюдение. Причины пожаров и меры их предупреждения. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Оказание первой доврачебной медицинской помощи.

Основы гигиены труда и производственной санитарии -1 ч.
Общие понятия о санитарии и гигиене труда. Санитарные требования к производственным помещениям и рабочим местам.

3. Основные сведения о токарной обработке – 1 ч.
Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка.

4. Выполнение токарных операций. - 4 ч.
Главные и вспомогательные движения. Чтение рабочих чертежей и эскизов. Отрезание заготовок и протачивание канавок. Обработка отверстий и применяемые инструменты. Виды резьбы.


5. Машиностроительные материалы. – 3 ч.
Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны и стали, их маркировка и применение. Цветные металлы и твёрдые сплавы их классификация, маркировка и применение. Термическая и химико-термическая обработка металлов и сплавов.

6. Контрольная работа - 3ч.














Практическое обучение – 21 часов


Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. - 1ч.
Рабочее место токаря. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их соблюдение и выполнение.

Обучение управлению токарным станком. – 1 ч.
Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки. Смена режущего инструмента путем поворота резцедержателя.

Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительным инструментом. – 1 ч.
Назначение контрольно – измерительных инструментов (линейка, штангенциркуль, микрометр, шаблоны, угломер). Способы
измерения. Измерение образцов деталей.

Обучение безопасным приемам работы на токарном станке. – 6 ч.
Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне. Установка и закрепление резца в резцедержателе. Освоить безопасные приёмы работы при обработке цилиндрических поверхностей, обработке плоских торцовых поверхностей и уступов, при отрезании и вытачивании канавок, при сверлении и рассверливании сплошных отверстий и ступенчатых отверстий, при нарезании внутренней и наружной резьбы.

Освоение основных приёмов работы при токарной обработке. – 12 ч.
Приёмы обработки цилиндрических поверхностей. Обтачивание гладких цилиндрических поверхностей заготовки с ручной и механической подачей резца. Основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей. Получение конической поверхности при обработке торцовой поверхности. Приёмы получения фаски. Приёмы умений и навыков нарезания наружной резьбы.









Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Оценки обучающимся выставляются обычно в конце занятия, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций и индивидуально-возрастных особенностей. При этом обучающиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал.

Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.






Проверка и оценка практической работы обучающихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных
операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции
выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены
большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.


Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.








7 класс (34 часа ) Курсы по выбору (токарное дело)
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока.
Раздел
Количество часов
Тип
Вводимые понятия
Практическая часть
Домашнее задание
Дата урока



Т
П
всего




План
Факт

1
Тема: Введение. Безопасность труда, пожарная безопасность.
Электробезопасность, оказание первой доврачебной помощи.



1





1


Вводный
Пожарная безопасность, огнетушители,
Напряжение, сила тока, заземление
Меры безопасности при пожаре. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.






2
Тема: Основы гигиены труда и производственной санитарии.

1


1

Изучение нового материала
Общие понятия о санитарии и гигиене труда.

Ознакомление обучающихся с санитарными требованиями к производственным помещениям и рабочим местам труда.




3
Тема: Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности
Зачёт


1

1
Контроля и проверки

Рабочее место слесаря
Основные правила и инструкции по безопасности труда, их соблюдение и выполнение




Основные сведения о токарной обработке 1

4

Тема: Виды токарных станков. Назначение токарно-винторезного станка.



1



1
Изучение нового материала
Токарно - винто-резный станок, лоботокарный, револьверный, карусельный
Управление токарно-винторезным станком.
Отработать смену режущего инструмента путём поворота резцедержателя.




5


Тема: Приобретение навыков по измерению деталей контрольно-измерительными инструментами, их назначение и правила пользования.


1

Практикум
Линейка, штангенциркуль микрометр,
шаблоны, угломеры
Отработать способы измерения деталей измерительными инструментами





6

Тема: Правильный выбор рабочего положения у станка при различных видах обработки.




1


1

Практикум


Отработать положения обучающегося у станка при различных видах обработки.




Выполнение токарных операций 4

7
Тема: Установка и закрепление заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне.

1


1
Практикум


Правила установки и закрепления заготовок в трёх кулачковом самоцентрирующемся патроне.





8
Тема: Главные и вспомогательные движения. Чтение чертежей и эскизов

1




1
Изучение нового материала
Вращательное и поступательное движения, чертёж, эскиз, диаметр, радиус
Чтение чертежей




9
Тема: Установка и закрепление резца в резцедержателе.

1


1
Практикум
Резцедержатель
.
Правила установки и закрепления резца в резцедержателе.






10
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке


1


1
Практикум
Наружная и внутренняя цилиндрическая поверхность

Приёмы обработки цилиндрических поверхностей



.


11
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке



1

1
Практикум
Торец, уступ

Основные приёмы обработки плоских торцовых поверхностей и уступов





12

Тема: Отрезание заготовок и протачивание канавок.


1


1

Изучение нового материала

Отрезной резец, галтельный резец

Основные приёмы отрезания заготовок и протачивания канавок.





13

Тема: Обработка отверстий. Инструменты
применяемые при обработке отверстий.



1



1

Изучение нового материала

Свёрла, зенкеры и развертки.

Освоить основные приёмы сверления и рассверливания.





14
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



1
1
Практикум

Рассверливание сплошных отверстий, получение ступенчатых отверстий.




15
Тема: Виды резьбы.

1


1
Изучение нового материала
Метрическая, дюймовая, трубная, дюйм
Приспособления для крепления плашки и метчика




16
Тема: Использование режущего инструмента для нарезания резьбы на токарном станке.

1
1

Практикум
Плашка, метчик, резьбовой резец
Основные приёмы нарезания внутренней и наружной резьбы.





17
Тема: Конструкционные машиностроительные материалы. Металлы и сплавы. Чугуны их свойства, маркировка и применение.

1


1
Изучение нового материала
Железо, углерод, сплав, маркировка, чугун,
Свойства материалов: физические, химические, механические и технологические. Применение чугунов.





18
Тема: Цветные металлы и твёрдые сплавы.
Их свойства, маркировка и применение.

1

1
Изучение нового материала
Бронза, латунь, алюминий, дюралюминий
Применение цветных металлов и твёрдых сплавов





19
Тема: Химико-термическая обработка металлов и сплавов.

1

1
Изучение нового материала
Отжиг, закалка, отпуск

Химико-термическая обработка металлов и сплавов




20

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.





1
1
Практикум
Плашка, метчик,
Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности






21

Контрольная работа





1



1

Контроля и проверки








22

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.



1


1

Практикум

Фаска


Освоить основные приёмы получения конической поверхности




23
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1
1
Практикум

Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности





24
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1

1
Практикум


Приобретение умений и навыков при нарезании резьбы при изготовлении шпилек




25
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1

1
Практикум


Освоить основные приёмы получения конической поверхности.




26
Контрольная работа
1


1
Контроля и проверки






27
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1

1
Практикум


Освоить основные приёмы получения конической поверхности




28
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1
1
Практикум

Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности





29
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1

1
Практикум

Приобретение умений и навыков при нарезании резьбы при изготовлении шпилек





30

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1

1

Практикум



Освоить основные приёмы получения конической поверхности




31
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1
1
Практикум

Освоить основные приёмы получения цилиндрической поверхности





32

Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.


1

1

Практикум


Приобретение умений и навыков при нарезании резьбы при изготовлении шпилек




33
Тема: Освоение основных приёмов работы при токарной обработке.

1
1
Практикум


Освоить основные приёмы получения конической поверхности





34
Тема: Подготовка к итоговой аттестации
Контрольная работа

1


1
Контроля и проверки









Всего:
13
21
34

















Ресурсное обеспечение программы
Список литературы
базовый учебник:
«Технология». Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков) под редакцией
В. Д. Симоненко - Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
основная литература:
Программы для средних общеобразовательных учреждений «Трудовое обучение. Технология. 1-4 классы. 5-11 классы» под редакцией
Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко - Москва, «Просвещение», 2008г.

Дополнительная литература:
1. Методическое пособие «Технология» Индустриальные технологии»
Тищенко А.Т.. Издание второе, доработанное. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010г.
2. Вереина Л.И. Справочник токаря. Москва 2010 г
3. Алексеев В.С., Токарные работы. Москва, Альфа-М, Инфра-М, 2009 г
Чернов Н.Н., Токарь, учебное пособие, Ростов-на-Дону, 2009 г

Технические и электронные средства обучения

наглядные средства (плакаты, таблицы и коллекции по разделам):
– «Устройство токарно-винторезного станка»;
– «Токарные резцы»;
– «Контрольно-измерительные инструменты»;
– «Машиностроительные материалы»;
– «Токарные операции».
информационно-коммуникационные средства:
- Электронные библиотеки и базы данных по основным разделам технологии.
- Интернет- ресурсы по основным разделам технологии.
- Видеофильмы по основным разделам и темам программы, по современным направлениям развития технологий, материального производства и сферы услуг.
контрольно-измерительные материалы:
- Тесты для проверки знаний по темам.
15