Внеклассное мероприятие по трудовому обучению для старшеклассников. Сборка лопаты для снега.


Тема: «Конкурс мастеров».
Цель: Профессиональная ориентация учащихся.
Задачи:
Развитие взаимопомощи учащихся;
Формирование регулятивных УУД в процессе работы при изготовлении лопаты для снега.
Развитие коммуникативных УУД в процессе совместной работы по изготовлению лопаты для снега.
Закрепление навыков работы шуруповёртом, молотком, наждачной шкуркой.
Развивать бережное отношение к хозяйственному инвентарю.
Оборудование и инструменты:
шурупы 50х3.5, гвозди 40х2,5, сверло ∅ 3мм, шуруповёрт, молоток, клещи, наждачная шкурка на тканевой основе, наждачная шкурка на деревянной колодке, щётка-смётка, полоски жести, рабочие перчатки.
Участвуют две команды:
1 команда – «Умелые »,
2 команда – «Мастеровые».
Команды составлены из учащихся 7-10 классов, в каждой команде по 5 человек.
Ход мероприятия:
Вступительная беседа:
Здравствуйте, дорогие ребята! Если вы решите стать столяром, тогда вам предстоит выполнять сложные работы. Вы узнаете о свойствах металла и древесины, ознакомитесь с инструментами, приспособлениями и станками, овладеете приёмами труда для изготовления полезных изделий для школы, дома и т.д. Вы освоите ремонтные работы, научитесь читать простейшие чертежи. Всё это поможет вам постепенно включиться в посильный труд на благо нашего общества.
Вот и подошёл к концу этот учебный год. Настало время подвести итоги обучения по предмету «Трудовое обучение» (столярное дело), посмотреть, чему ребята нашей школы научились на уроках труда в этом учебном году. Поэтому сегодня мы проводим «Конкурс мастеров» для старшеклассников.
Но прежде чем приступить к выполнению практических заданий, мы проверим знания наших учащихся по столярному делу. Для этого им нужно будет ответить на загадки о столярных инструментах:
Итак, объявляется Конкурс загадок:
1. Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт –
Тонкий что–нибудь прибьёт.
(Молоток и гвоздь.)
2. Посмотри, как я верчусь,
Это значит – я тружусь.
(Сверло, Дрель.)
3. У них всегда тяжёлый труд:
Деталь удержат и зажмут.
(Тиски.)
4. Пошёл по деревяшке,
Посыпались кудряшки,
(Рубанок.)
5. По секрету скажу вам, не хвастая:
Я стальная, злая и зубастая.
(Пила.)
6. Сам худ, голова с пуд, как ударит, крепко станет.
(Молоток.)
7. По деревянной речке
Плывёт кораблик новый.
Свивается в колечки
Дымок его сосновый.
(Рубанок, фуганок)
8. Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска:
Знать не вкусная доска.
(Пила.)
9. У конька, у горбунка –
Деревянные бока.
У него из- под копыт
Стружка белая летит.
(Рубанок.)
10. Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела – ела дуб, дуб,
Поломала зуб – зуб.
(Пила.)
11. Плывёт корабль не по реке
А по не струганной доске,
За ним не пена бурлящая,
А стружка летящая.
(Рубанок.)
12. У него есть патрон, но это не ружьё.
(Коловорот, шуруповёрт, дрель, сверлильный станок)
13. У него есть подошва, но это не ботинок.
(Рубанок.)
14. Старший «брат» рубанка.
(Фуганок.)
Итак, жюри подвело итоги, команда, которая ответила быстрее и больше правильных ответов получает 2 балла, проигравшая 1 бал.
Как вы знаете, в нашей местности зимой выпадает много снега, который необходимо регулярно убирать с лестниц, пожарных выходов, дорожек и тротуаров. Поэтому нам необходимо изготовить лопаты для снега. Кроме того, хотелось бы сказать, что каждая лопата для снега стоит в магазине 500 руб., сегодня наши ребята сделают две лопаты для снега и таким образом сэкономят для школы 1000 руб., которые можно будет потратить на закупку материалов для ремонта школы.
Прежде чем команды приступят к выполнению практических заданий, посмотрите на образец лопаты для снега, которую необходимо будет изготовить каждой команде.
Лопата состоит из лотка и ручки. Лоток состоит из колодки и щита. Кроме того необходимо выполнить соединение ручки с лотком с помощью шурупов в двух местах, а также усилить соединения с помощью жестяных полосок.

Все задания будут оцениваться по двухбалльной системе:
- один балл получает проигравшая команда;
- два балла получает команда – победитель.
I. Первое задание
Необходимо соединить фанерный щит с колодкой лопаты с помощью шурупов.
Т.Б.! при работе шуруповёртом:
- не отвлекаться при работе;
- шурупповёрт устанавливать точно по центру шлица шурупа;
- в начале работы шуруповёрта запрещается сильно давить на него и давать большие обороты;
- шуруповёрт при работе держать двумя руками.
II. Второе задание
Необходимо соединить ручку лопаты с лотком.
Для этого необходимо сначала просверлить отверстия под шурупы, а затем выполнить соединения ручки и лотка в двух местах с помощью шурупов.
Т.Б.! при работе шуруповёртом – аналогично предыдущему заданию.
III. Третье задание
Необходимо усилить соединения ручки лопаты с лотком с помощью жестяных полосок.
Т.Б.! при работе молотком:
- в начале работы необходимо гвозди забивать лёгкими и точными ударами молотка;
- не отвлекаться при работе молотком;
- запрещается сильно бить молотком по гвоздю, держать при этом гвоздь рукой;
- при работе с жестью необходимо работать в рабочих перчатках;
IV. Четвёртое задание
Необходимо скруглить торец ручки лопаты наждачной шкуркой.
Т.Б.! при работе наждачной шкуркой:
- в начале работы необходимо пользоваться наждачной шкуркой на деревянной колодке;
- работать лучше в рабочих перчатках;
- запрещается сдувать пыль, и убирать пыль и опилки рукой, для этого необходимо пользоваться щёткой смёткой.
V. Пятое задание
Зачистить ручку лопаты с помощью наждачной шкурки.
Т.Б.! при работе наждачной шкуркой – аналогично предыдущему заданию.
VI. Подведение итогов.
Итак, жюри подвело итоги всех конкурсов и объявило результаты.
Ребята сегодня показали свои знания и умения. Можно с уверенностью сказать, что ребята многому научились за этот год, и каким бы ни получился сегодня результат, Мы увидели, как дружно работали команды. Как болельщики переживали и поддерживали своих друзей – одноклассников. Победила дружба!
Зрители и болельщики хлопают и поздравляют победителей.