План по самообразованию Сенсорное развитие у детей 3-4 лет


МБОУ «Татаробашмаковская СОШ».
ПЛАН
профессионального самообразования
Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
воспитателя
Рахимовой Зарифы Тахировны на 2015-2016уч. год
Астрахань
2015 г.
Проблема : Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
познавательный интерес к НОД кружка;
подготовка атрибутов для игр, НОД.
Подготовительный этап:
Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.
Подготовка атрибутов для НОД, игр.
Основной этап:
Перспективное планирование игровых занятий по кружковой работе на период учебного года (сентябрь 2015г. по май 2016г.)
Заключительный этап:
1.Диагностика детей по сенсорному развитию в 1 младшей группе на окончание учебного года 2015 -2016г.
2.Подведение итогов проекта (работы кружка).
3.Подготовка презентации по фотографиям.
4.Оформление стенгазеты для родителей по итогам.
5.Заметки на работу кружка на следующий учебный год, перспективное планирование.
Содержание работы
№ Содержание работы Сроки
1 Теоретический этап.
Изучение методической литературы по данной проблеме:
-Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
-Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»
Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» - Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду»
Изучение статей в журналах:
- «Воспитатель ДОУ»,
- «Дошкольное воспитание»,
 - «Ребенок в детском саду»  
 
В течение года
 
 
 
 
В течение года
2 Практический этап.
Изучение опыта педагогов ДОУ
Использование методики в НОД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»
Проведение нетрадиционного собрания «Путешествие в страну Сенсорику»
Разработка и утверждение проекта: «Мир на кончиках пальцев.»Разработка перспективного плана по сенсорному развитию детей 2 младшей группы
Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы»
Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»
Изготовление игр по сенсорному развитию  
Сентябрь.
В течение года.
В течение года
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
 Март
В течение года
 Апрель
Май
Перспективное планирование кружковой работы на (2015-2016г.)
Сентябрь .Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный.Дидактическая игра «Спрячь мышонка».
Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».
Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»
Интегрированная НОД: «Найди такой же по цвету и форме».
Октябрь .«Спрячь зайку от лисы» - цвет.
«Кто где спит» - форма.
«Игра с мячами» - величина.
Интегрированная НОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.
Ноябрь
Окраска воды – цвет.
Какой формы предметы в нашей группе.
Построим башню.
Интегрированная НОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.
Декабрь
«Украшение для ёлочки» - цвет.
«Новогодние елочки» - величина.
«Составные картинки» – форма.
Лото «цвет и форма».
Январь
Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.
Дидактическая игра «Магазин» - форма.
Дидактическая игра «Кто выше» - величина.
Февраль
Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.
Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.
«Построим башню» - величина.
Интегрированная НОД «Радуга» - цвет и величина.
Март
Игровые поручения – цвет и величина.
Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.
Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.
Интегрированная НОД «Платочек для мамы» - форма.
Апрель
Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.
Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.
Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.
Дидактическое упражнение«Как звери выбирали себе место».
Май
Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.
Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».
Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
познавательный интерес к НОД кружка;
подготовка атрибутов для игр, НОД.
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- совершенствование предметно-развивающей среды.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.