Взаимодействие ДОУ и Школы. Консультация для учителей начальных классов об особенностях работы с детьми с ФФНР

Взаимодействие ДОУ и Школы.

Консультация
для учителей начальных классов

«Особенности работы с детьми с ФФНР»

Учитель – логопед
МАДОУ «д/с № 99 «Дулкын»
Куршева Е.В.


Фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

В 2013-14 уч.году мной обследованы 373 ребёнка, посещающих ДОУ № 5, 90, 99. Из них только ____ детей имеют логопедическое заключение «Речь в норме». Все остальные дети имеют речевые нарушения разной степени выраженности (ОНР, ФФНР). Все эти дети в дальнейшем идут в массовую школу, где будут испытывать серьёзные затруднения в овладении письменной речью.
Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены
(О - У, свистящие – шипящие, мягкие – твёрдые согласные; звуки, схожие по артикуляционным признакам: Ч-Щ, Ц-С и т.д.), пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- выделение звука из ряда заданных слогов, звуков,
- выделение звука в составе слова, определение его позиции в слове,
- выделение звука из ряда заданных слов,
- различение слов – паронимов,
- выделение звука из состава словосочетаний, фраз, текстов.
Формирование фонематических противопоставлений
- выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух,
- выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи.
3. Формирование фонематического анализа и синтеза.
- выделение первого гласного звука в начале слова,
- определение последовательности звуков в слове.
- определение количества звуков в слове,
- анализ и синтез обратного слога,
- выделение последнего согласного в конце слова,
- выделение ударных гласных звуков,
- анализ и синтез прямого слога (почему согласный звучит мягко или твёрдо? Потому что рядом стоит гласный звук, он даёт команду быть.твёрдым (или мягким),
- деление слов на слоги (с опорой на схемы),
- составление слоговой схемы слова,
- звуко – слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных,
- преобразование слов путём замены звуков.
4. Формирование фонематических представлений.
5. Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

У младших школьников с ФФНР необходимо формировать звуко – буквенные связи, а точнее связь фонемы с графемой. С этой целью выкладываются звуковые схемы слов, используются буквы разрезной азбуки, записываются буквы, слоги, слова в тетради.
Важно, чтобы учитель владел навыками звуко – буквенного анализа. Ошибки учителей: - смешение понятий «звук» - «буква»;
- неверный анализ акустических признаков звука (н-р, звук [А] – гласный, твёрдый; звук [И] – гласный, мягкий (Пример с Максимом), показ в фонетическом разборе слова звука [Я], которого в речи не существует (Пример с Егором).
- в связи с билингвизмом (русско – татарским) учитель может аграмматично произносить слова, что влечёт за собой нечёткие фонематические представления у школьников. (Пример с Даяной «причепка»)


Литература:

1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. / Ж-л «Логопедия» № 1-2, 2003. – с.28 – 30.

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – с.601- 613.

Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – с.153.











15