Урок русского языка в 5 классе на тему «Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные».


Русский язык. 5 класс. (УМК Рыбченковой Л. М.).
§ 6. «Согласные звуки и обозначающие их буквы. Непроизносимые согласные. Твердые и мягкие согласные».
Задание № 1: спишите словосочетания в столбик, пропущенные гласные подчеркните, корень выделите; рядом запишите проверочные слова:
(1) Изв...стил родителей, (2) уг...стил шоколадом, (3) соед...нил провода, (4) пос…дел от старости, (5) расч…щал двор, (6) сож…леть о потере, (7) уд...вишь друзей, (8) прибл...жаться к дому.
Новая тема: Непроизносимые согласные в корне.
К/з: Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной в корне, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо:
Поздний (опоздать), устный (уста).
Но: опасный – опасен, чудесный – чудеса.
Задание № 2: от данных существительных образуйте прилагательные; в прилагательных выделите корень:
(1) Без листа; (2) грусть; (3) доблесть; (4) злость; (5) ужас; (6) честь.
Ключ:
(1) Без листа - безлистный; (2) грусть - грустный; (3) доблесть - доблестный; (4) злость - злостный; (5) ужас - ужасный; (6) честь - честный.
Задание № 3: спишите, распределяя слова на 2 группы: 1) непроизносимая согласная в корне; 2) проверяемая согласная в корне; для каждой пропущенной согласной подберите проверочное слово (запишите его рядом в скобках):
(1) Мес…ность, (2) сторо…ка, (3) извес…ный, (4) островки, (5) поздно, (6) счастливый, (7) легкий, (8) резкий, (9) тростник, (10) вязкий, (11) сердце, (12) салазки, (13) здравствуй, (14) пловцы, (15) звездный, (16) робкий.
Ключ:
№ Непроизносимая согласная в корне Проверяемая согласная в корне
1 Местность (место) сторожка (сторожить)
2 известный (известие) островки (островок)
3 поздно (опоздать) легкий (легок)
4 счастливый (счастье) резкий (резок)
5 тростник (трость) вязкий (вязок)
6 сердце (сердечко) салазки (салазок)
7 здравствуй (здоровье) пловцы (плавать)
8 звездный (звезда) робкий (робок)
Задание № 4: спишите, вставляя пропущенные буквы; в словах с пропущенными буквами выделите корни:
(1) Здра(?)ствуй, со(?)нце да утро веселое. (2) Над каштанами не чу(?)ствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опас(?)ностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свис(?)нул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шес(?)твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз(?)цы мужичок. (6) Она подала новое яс(?)тво.
Ключ:
(1) Здравствуй, солнце да утро веселое. (2) Над каштанами не чувствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опасностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свистнул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уздцы мужичок. (6) Она подала новое яство.
Д/з: упражнение № 44.
Задание № 1: спишите словосочетания в столбик, пропущенные гласные подчеркните, корень выделите; рядом запишите проверочные слова:
(1) Изв...стил родителей, (2) уг...стил шоколадом, (3) соед...нил провода, (4) пос…дел от старости, (5) расч…щал двор, (6) сож…леть о потере, (7) уд...вишь друзей, (8) прибл...жаться к дому.
Задание № 2: от данных существительных образуйте прилагательные; в прилагательных выделите корень:
(1) Без листа; (2) грусть; (3) доблесть; (4) злость; (5) ужас; (6) честь.
Задание № 3: спишите, распределяя слова на 2 группы: 1) непроизносимая согласная в корне; 2) проверяемая согласная в корне; для каждой пропущенной согласной подберите проверочное слово (запишите его рядом в скобках):
(1) Мес…ность, (2) сторо…ка, (3) извес…ный, (4) островки, (5) поздно, (6) счастливый, (7) легкий, (8) резкий, (9) тростник, (10) вязкий, (11) сердце, (12) салазки, (13) здравствуй, (14) пловцы, (15) звездный, (16) робкий.
Задание № 4: спишите, вставляя пропущенные буквы; в словах с пропущенными буквами выделите корни:
(1) Здра(?)ствуй, со(?)нце да утро веселое. (2) Над каштанами не чу(?)ствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опас(?)ностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свис(?)нул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шес(?)твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз(?)цы мужичок. (6) Она подала новое яс(?)тво.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите словосочетания в столбик, пропущенные гласные подчеркните, корень выделите; рядом запишите проверочные слова:
(1) Изв...стил родителей, (2) уг...стил шоколадом, (3) соед...нил провода, (4) пос…дел от старости, (5) расч…щал двор, (6) сож…леть о потере, (7) уд...вишь друзей, (8) прибл...жаться к дому.
Задание № 2: от данных существительных образуйте прилагательные; в прилагательных выделите корень:
(1) Без листа; (2) грусть; (3) доблесть; (4) злость; (5) ужас; (6) честь.
Задание № 3: спишите, распределяя слова на 2 группы: 1) непроизносимая согласная в корне; 2) проверяемая согласная в корне; для каждой пропущенной согласной подберите проверочное слово (запишите его рядом в скобках):
(1) Мес…ность, (2) сторо…ка, (3) извес…ный, (4) островки, (5) поздно, (6) счастливый, (7) легкий, (8) резкий, (9) тростник, (10) вязкий, (11) сердце, (12) салазки, (13) здравствуй, (14) пловцы, (15) звездный, (16) робкий.
Задание № 4: спишите, вставляя пропущенные буквы; в словах с пропущенными буквами выделите корни:
(1) Здра(?)ствуй, со(?)нце да утро веселое. (2) Над каштанами не чу(?)ствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опас(?)ностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свис(?)нул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шес(?)твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз(?)цы мужичок. (6) Она подала новое яс(?)тво.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите словосочетания в столбик, пропущенные гласные подчеркните, корень выделите; рядом запишите проверочные слова:
(1) Изв...стил родителей, (2) уг...стил шоколадом, (3) соед...нил провода, (4) пос…дел от старости, (5) расч…щал двор, (6) сож…леть о потере, (7) уд...вишь друзей, (8) прибл...жаться к дому.
Задание № 2: от данных существительных образуйте прилагательные; в прилагательных выделите корень:
(1) Без листа; (2) грусть; (3) доблесть; (4) злость; (5) ужас; (6) честь.
Задание № 3: спишите, распределяя слова на 2 группы: 1) непроизносимая согласная в корне; 2) проверяемая согласная в корне; для каждой пропущенной согласной подберите проверочное слово (запишите его рядом в скобках):
(1) Мес…ность, (2) сторо…ка, (3) извес…ный, (4) островки, (5) поздно, (6) счастливый, (7) легкий, (8) резкий, (9) тростник, (10) вязкий, (11) сердце, (12) салазки, (13) здравствуй, (14) пловцы, (15) звездный, (16) робкий.
Задание № 4: спишите, вставляя пропущенные буквы; в словах с пропущенными буквами выделите корни:
(1) Здра(?)ствуй, со(?)нце да утро веселое. (2) Над каштанами не чу(?)ствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опас(?)ностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свис(?)нул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шес(?)твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз(?)цы мужичок. (6) Она подала новое яс(?)тво.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите словосочетания в столбик, пропущенные гласные подчеркните, корень выделите; рядом запишите проверочные слова:
(1) Изв...стил родителей, (2) уг...стил шоколадом, (3) соед...нил провода, (4) пос…дел от старости, (5) расч…щал двор, (6) сож…леть о потере, (7) уд...вишь друзей, (8) прибл...жаться к дому.
Задание № 2: от данных существительных образуйте прилагательные; в прилагательных выделите корень:
(1) Без листа; (2) грусть; (3) доблесть; (4) злость; (5) ужас; (6) честь.
Задание № 3: спишите, распределяя слова на 2 группы: 1) непроизносимая согласная в корне; 2) проверяемая согласная в корне; для каждой пропущенной согласной подберите проверочное слово (запишите его рядом в скобках):
(1) Мес…ность, (2) сторо…ка, (3) извес…ный, (4) островки, (5) поздно, (6) счастливый, (7) легкий, (8) резкий, (9) тростник, (10) вязкий, (11) сердце, (12) салазки, (13) здравствуй, (14) пловцы, (15) звездный, (16) робкий.
Задание № 4: спишите, вставляя пропущенные буквы; в словах с пропущенными буквами выделите корни:
(1) Здра(?)ствуй, со(?)нце да утро веселое. (2) Над каштанами не чу(?)ствовалось хозяйского глаза. (3) Тысячи опас(?)ностей ожидают одинокого путника в тайге. (4) Я оделся, взял ружье, свис(?)нул собаку и пошел вниз по речке. (5) И шес(?)твуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведет под уз(?)цы мужичок. (6) Она подала новое яс(?)тво.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------