Сценарий проведения мероприятия, посвященного неделе литературы (для учащихся начальных классов) к презентации Длинный путь книги


Сценарий проведения
мероприятия, посвящённого Неделе Литературы
(для учащихся начальных классов)
Цель: познакомить обучающихся с историей возникновения книги, её эволюционным развитием.
Задачи:
1. Сформировать знания о роли литературы в современном обществе.
2. Воспитывать любовь к литературе, чтению, бережное отношение к книге.
Оборудование: мультимедиа (презентация), сундучок с "волшебными" предметами, пословицы, каждая из которых напечатана на отдельном листе бумаги.
Ход мероприятия:
- Дорогие ребята! Наше мероприятие хочу начать с загадки.
Послушайте, пожалуйста.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Правильно, это книга!
Книгу, всем понятную,
Умную, занятную,
Мальчики и девочки -
Все читать хотят!
- Скажите, вы догадались, чему посвящено наше мероприятие?
Верно, литературе.
Ребята, а что такое литература?
Это стихи, рассказы, сказки, поэмы. В переводе с латинского слово "литература" означает "написанное".
А для чего нам нужны книги?
Да, книга - это источник знаний. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги помогают нам совершать путешествие в будущее, и даже узнать о том, что было раньше, в глубокой древности, когда люди еще жили в пещерах. Людям во все времена хотелось рассказать о тех или иных событиях, поделиться с другими своими открытиями, переживаниями, мыслями. А как все это передать? Ведь книги появились не сразу. Прежде чем появиться обычным книгам, тем, к которым привыкли мы с вами, книга прошла свой длинный - длинный путь.
Оказывается, что и тогда, когда не было письменности, люди "рисовали" книги.
на камнях (это были древние письмена).
Слайды № 2 и 3
на костях животных
Слайд № 4
на глиняных дощечках
Слайды № 5 и 6
на папирусе
Слайд № 7
(папирус - это растение, которое растет возле реки Нил. Его рубили на куски, нарезали полосами.)
Затем
на пергаменте
Слайды № 8 и 9
(его делали из шкуры животных: коз, овец, телят).
на берестяной дощечке
Слайды № 10
(это письмо на коре березы).
Когда появилась письменность, люди стали "собирать" свои произведения в книги, которые состояли уже не из 1-2, а из множества страниц.
Человечество всегда стремилось к познанию. И другом человеку на этом пути была книга. В книгах можно найти всё, что каждый из нас любит. Например, любит человек мечтать, фантазировать, он читает фантастику. Любит технику - значит читает книгу о машинах, самолётах, вертолётах. Любитель животных может многое узнать из книг о жизни зверей, птиц, насекомых.
Книг очень много в мире. Среди них встречаются очень необычные, например, такие:
Слайд № 12
Каменная книга
Слайд № 13
Самая большая книга
Слайд № 14
Самая маленькая книга
Слайд № 15
Самая высокая книга
Слайд № 16
"Дырявая" книга
Слайд № 17
Книга "для запекания"
Слайд № 18
Книги - светильники
Слайд № 19
Книги - скульптуры
Слайд № 20
Деревянные книги
Слайд № 21
Книга из листьев цветов
Слайд № 22
Текстильная книга
2. Конкурс "Найди пословицы о книгах, о чтении".
Ребята, наш народ сочинил много пословиц о пользе чтения, о книгах. Сейчас мы с вами попытаемся их найти из множества других пословиц.
- Хорошо. А теперь давайте прочтём их для всех ребят. Молодцы!
Скажите, а кто пишет книги? Верно, писатели и поэты. Писатели сочиняют рассказы, поэмы, романы, повести, а поэты - стихи. Книги пишут, как для детей, так и для взрослых. Скажите, а каких детских писателей и поэтов знаете вы? Давайте вместе вспомним их.
Слайды № 24 и 25
Александр Сергеевич Пушкин. Знаменитый, величайший писатель, который написал много произведений как для детей, так и для взрослых. Для детей были написаны: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о царе Салтане", "Сказка о Золотом петушке", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", "Сказка о попе и работнике его Балде" и многие-многие другие.
Слайды № 26 и 27
Корней Иванович Чуковский - детский писатель. Он написал много стихов: "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино горе", "Телефон", "Путаница", "Бибигон" и другие.
Слайды № 28 и 29
Агния Львовна Барто. Всем известны её стихи "Мишка", "Наша Таня", "Козлёнок", "Зайка", "Лошадка" и другие. Со стихами А.Барто мы знакомимся, будучи совсем маленькими.
Слайды № 30 и 31
Сергей Владимирович Михалков - русский писатель, автор текстов Гимна Советского Союза и Гимна Российской Федерации. Для детей Михалковым были написаны произведения "Дядя Стёпа", "А что у вас?", "Мы с приятелями", "Песенка друзей", "Котята" и многие другие. Им были написаны сценарии к мультфильмам.
Слайд № 32
Эдуард Николаевич Успенский - российский писатель, автор детских книг. Самые известные его произведения: "Чебурашка и крокодил Гена", "Трое из Простоквашино", "Гарантийные человечки" (фиксики), которые впоследствии стали ещё и мультфильмами.
Слайд № 33
Виталий Валентинович Бианки - российский писатель, который создал очень много произведений о природе, потому что сам её очень любил. Среди них: "Лесная газета", "Мастера без топора", "Кто чем поёт" и многие другие.
Слайд № 34
Николай Николаевич Носов - детский писатель, написавший такие известные рассказы как "Незнайка", "Живая шляпа", "Фантазеры", "Заплатка" и многие другие.
3) Конкурс "Хорошо ли ты знаешь книги?
Ребята, сейчас мы с вами проверим, хорошо ли знаем литературные произведения. Я буду читать отрывки из них, а вы - называть героев, автора.
а) "Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, Государыня Рыбка ..." ("Сказка о рыбаке и рыбке", А.С.Пушкин);
б) "Прогулялась я по полю,
И купила самовар.
А потом на мне женился
Храбрый, маленький комар". ("Муха-Цокотуха", К.Чуковский)
в) В детстве все над ним смеялись,
И прогнать его старались.
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён! (Г.Х.Андерсен "Гадкий утёнок")
г) Скок-поскок, скок-поскок -
Через море и лесок.
По пути нашел - жар-птицу
И красавицу - девицу,
Ну, а глупого царя
Обмануть сулил не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Всем известный ... (Горбунок, Ершов Пётр)
д) Гармошка в руках,
На макушке фуражка.
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Портрет у друзей
Получился отменный,
На нём Чебурашка,
А рядом с ним ... (Гена, Э.Успенский)
е) Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой вам подтвердит:
Это - доктор ... (Айболит).
ж) Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино, Л.Тостой)
4) Конкурс "Волшебный сундучок". (На столе стоит сундучок, в нём - отгадки).
Сейчас мы с вами постараемся угадать, какие предметы находятся в нашем волшебном сундучке. Без этих предметов не происходили бы чудеса.
а) Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвёшь лепесток -
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернётся к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонёк? (цветик-семицветик)
б) Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, её узнай-ка.
Стоит только расстелить -
Всех сумеет накормить.
Много всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут? (скатерть-самобранка)
в) Он с виду кажется простым,
А ведь бывает золотым,
Не зря его Тортилла
На дне пруда хранила (золотой ключик)
г) Отправляется в полёт
На ракете - самолёт
Не простой - расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой. (ковёр-самолёт)
д) Если ты её наденешь,
Можешь хоть куда идти,
И при этом неприятель
Не сможет тебя найти. (шапка-невидимка)
е) Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ. (игла)
ж) Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод. (клубок)
з) В руки я её возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придёт,
В старину нас унесёт. (волшебная палочка)
Молодцы, ребята, вы доказали, что действительно знаете произведения и хорошо знакомы с книжными героями. Скажите, пожалуйста, чтобы прочитать книгу, в каком состоянии она должна быть? (её нельзя мять, вырывать листы, пачкать, загибать страницы) .Предлагаю вам посмотреть сценку под названием "Книги и мальчик".
5. Сценка "Книги и мальчик".
На сценку выходят 3 ученика (две "Книги" и 1 "Небрежный ученик").
1-я книга: - Скажи мне, как твои делишки?
2-я книга: - Ох, милая, мне стыдно говорить:
Ребята не читают,
Обложки вырывают.
Да, что обложки!
Вырывают ведь листы!
И делают из них кораблики, плоты!
1-я книга: - Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери?
Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
2-я книга: - Опять загнул мои листы!
Мой переплёт не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
Мальчик жалеет книги, берёт их за руки:
Теперь знакомы ваши муки.
Простите, уж не будет дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
За книжки брался я!
- Спасибо вам, книги, что дарите нам знания. Обещаем всегда беречь вас, содержать в чистоте.
Мальчик : Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Книга - лучший спутник мой и друг!
Ребята, читайте книги, любите книги, берегите их!!!