Приемы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе


Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение словарных слов. Повышение грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки и уметь их предусмотреть и исправить. Важно чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.
На уроках русского языка в начальной школе особую роль занимает словарная работа. Чтобы ребенок смог овладеть русским языком практически, ему нужно знать определенные слова, т.е. пополнять свой словарный запас. Уже в 1 классе, на каждом уроке, в результате бесед, диалогов, рассказов обучающиеся знакомятся с новыми словами. Повторяют, закрепляют, и применяют их в своей жизни. В своей практике я в начале каждого урока использую словарные диктанты, которые занимают 2 – 3 минуты, но они позволяют держать в памяти обучающихся трудные слова; проверять, как обучающиеся усвоили их и работать индивидуально над допущенными ошибками. На уроках стараюсь использовать разнообразные приёмы, методы и способы, которые позволят обучающимся запоминать и грамотно писать словарные слова. При запоминании правописания словарных слов необходимо проговаривать их чётко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая по слогам, учитель пишет слово, разделяя его на слоги.
В работе со словарными словами можно использовать индивидуальные словарики, изготовленные самими учащимися. В них необходимо соблюдать такие правила записи: На каждой строчке пишется только одно слово; Каждое слово пишется с прописной буквы; Запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм (карандашом другого цвета). Рядом пишется это же слово, разделённое на слоги.
Словарики окажут помощь только в том случае, если ученики будут вести их аккуратно, работать с ними систематически, а учитель будет периодически их проверять. Изучение словарных слов хорошо сопровождать иллюстративным материалом (картинками), который поможет учащимся полнее понять смысловое значение слов.
Последовательность работы над новым словом.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определённая последовательность в работе:
1) восприятие слова на слух;
2) выяснение его лексического значения;
3) зрительное восприятие слова (первичное по карточке);
4) вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласных или других орфограмм, которые нужно запомнить;
5) деление слов на слоги и для переноса;
6) запись слова в тетрадь с подчёркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить;
7) подбор родственных слов, запись их с подчёркиванием нужной орфограммы;
8) составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом;
9) запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем).
Приведу примеры таких упражнений:
1.Выписать из словаря слова на тему «Овощи» (Горох, капуста, картофель, морковь, огурец, помидор), «Животные» (Заяц, медведь, корова), «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.2.Игра «Собери слово»
На доске напечатаны слоги. Прочитать слоги, из слогов каждой строки составить и записать словарные слова:
(ши-ма-на)-машина, (буз-ар) арбуз, (па-ло-та)-лопата.
3.Загадываю загадки, отгадками служат словарные слова.
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети?……(петух)
Кто стальные сапоги
Натянул на две ноги
И шагает по болоту
Ищет трудную работу.
Валит лес, корчует пни
Без работы ни, ни. ни!
(Трактор)
4. Выписать из словаря слова на тему «Птицы» (Воробей, сорока, ворона, петух) и др.
5.Игра «Угадай слово». Учитель показывает карточку, на которой напечатан первый слог слова. Обучающиеся должны вспомнить и записать словарные слова, начинающиеся на этот слог.
-ло- (лопата)
-Мо- (Молоко, мороз, молоток)
-ка - (капуста)
6. Заменить предложение одним словарным словом:
-Название языка, на котором мы говорим. (Русский)
- Человек, совершающий поездку в каком – либо виде транспорта. (Пассажир)
- Дорога, с высаженными по обеим её сторонам деревьями. (Аллея)
7. Картинный диктант.
Дан предмет. Обучающиеся называют этот предмет, записывают слово, называют орфограмму, которую необходимо запомнить, подчёркивают её, ставят знак ударения.
8.Составление предложения со словарным словом. Учащиеся составляют предложения с заданным словарным словом, подчеркивают нужную орфограмму.
9. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда, б.лот.
10. Прочитайте слова, назовите «лишнее» слово, объясните свой выбор.
Орёл малина самолёт
Комар дуб поезд
Муха сирень автобус
Учитель понимает , что систематическая словарная работа на уроках русского языка вызывает у обучающихся интерес к словарной работе, помогает обогащать словарный запас, вырабатывает орфографическую грамотность, развивает речь, внимание, формирует уважение к русскому языку в целом.