Проект Любимый край — на век любимый + Конспект занятия


Проект "Любимый край"
Вид проекта: среднесрочный (1неделя)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, воспитатель по обучению детей татарскому языку, логопед.
Актуальность. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых. Отмечается высокий темп умственного развития.
Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Цель проекта:
•формирование у детей ключевых компетенций;
•воспитание любви к родному краю, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
•воспитание чувства гордости за город, в котором живем;
Развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность
Задачи:
•формировать представления детей о родном крае и родном городе;
•закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
•воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей;
•формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
•воспитывать чувство гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательное отношение к людям другой национальности.
Ожидаемые результаты – сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города. Умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме города.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап - реализация проекта.
Тематический план работы по ознакомлению детей
подготовительной к школе группы с родным краем
Тема Содержание занятия
по развитию речи Связь с другими
видами деятельности Сроки выполнения
1 2 3 4
«Мой город» (путешествие по фотографиям и иллюстрациям) Рассказ педагога по татарскому языку(местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).
Знакомство с легендами Азнакаевского района.
О горе Чатыр тау.
Слушание песен о Азнакаево
Экскурсия в краеведческий музей.
Изготовление панно из природного материала «Герб Татарстана» .
Рисование на тему «Мой город»; « Мой дом».
Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»
Рассматривание схем, улиц
Изготовление рисунка постройки, чертеж.
Разучивание стихов и песен о городе
Схемы «красота нашего города» «город для детей» 1 день
Я люблю свой район, где я живу» Беседа о профессиях людей.. Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).
Рассматривание фотографий.
Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада Пеший поход в лес.
Составление схемы (дорога из дома в детский сад).
Викторина «Что ты знаешь
о природе Татарстана».
Оформление альбомов о городе Азнакаево и о ее природе
Д.И « Угадай,где я» нахожусь»
«заколдованный город»
2 день
«Наша
Родина - Татарстан» Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина».
Беседа о флаге, гербе Татарстана. Прослушивание гимна.
Народные игры Рисование на тему «МояРодина».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах. 3день
Знаменитости Азнакаево и Азнакаевского района Беседа о знаменитостях, Посещение музея изобразительных искусств.
Рассматривание карты города, рассказ воспитателя о достопримечательностях городов края.
Рассказы детей о родном крае.
Чтение стихов и пение песен. Викторина «Писатели и поэты Татарстана».
Рисование по татарским народным сказкам.
Рисование горы Чатыр тау 4 день
Азнакаево раньше и сейчас Семейная экскурсия по городу.
Выставка рисунков
Изготовление макетов района, города 5 день
Работа с родителями
Папки- передвижки;
Изготовление фотоальбомов: «Мой город», «Профессии наших родителей»
Составление семейных фотоальбомов
«День открытых дверей»
Анкетирование «Люби и знай родной край»
Конкурс семейных газет «Наша дружная семья»
Экскурсии по памятным местам города
Совместный КВН «Любимый город»
Целевые прогулки:
По близлежащим улицам.
В детский парк.
Знакомство с оздоровительным центром «Дельфин»
Главная достопримечательность района гора Чатыр тау
Экскурсии:
Экскурсия в выставочный зал.
Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия по аллее героев
Экскурсия в школу искусств.
Экскурсия в библиотеку
Экскурсия к вечному огню
Экскурсия в мечеть
Экскурсия в лес
Экскурсия в ледовый дворец
Беседы o городе «Чем славитсяАзнакаево?».
Улицы, по которым мы ходим».
Музей города.
Гора Чатыр тау
Что обозначает эмблема города Азнакаево
Что где находится(планы, схемы)
Встречи с интересными людьми:
Встреча с тренерами хоккейного клуба «Алтын алка»
Встреча с молодыми певцами города (Салават Минниханов, Булат Зиганшин)
Встреча с инспектором пожарной охраны
Викторины:
«Знатоки родного города»
Праздники:
80-летие Азнакаевскому району
«Нам весело живется» (День рождения детского сада)
Чтение художественной литературы:
В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
Н. Россохина. На этой большой планете… (о Рузаевке)
Барузули «кто построил этот дом»
Н.Забила. Путями-дорогами.
В. Степанов. Наш дом.
Рассматривание иллюстраций из серии «Строители», «Мой город»
Оформление альбомов : «Мы живем в самом красивом городе Татарстана».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Наша улица –прошлое и будущее».
Изготовление коллажа «Моя магистраль»
Рисование «Что мы видели в музее?»
Сюжетно-ролевые игры:
«На стройках города».
"Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
«Мы строители»
«Парикмахерская»
«Семья»
«Детский сад»
Конкурсы, выставки:
Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).
Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».
Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» города
Третий этап – презентация проекта. Праздник « Край родной навек любимый»(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).
Приложение.
Тема: «Путешествие по городу» подготовительная группа
.
Цель: - Расширять и углублять знания детей о родном крае, о достопримечательностях нашего города; закреплять знания о гербе; вызвать интерес к истории Азнакаево.
-На основе расширения знании об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь и бережное отношение к природе родного края.
-Продолжать совершенствовать речь; развивать умение составлять рассказ из личного опыта, формировать правильную воздушную струю.
-Развивать двигательную активность; воспитывать организованность, дисциплинированность.

Ход занятия
Перед занятием проводится психологический этюд «Ласковушка».
Воспитатель: Посмотрю на ваши лица с кем бы мне здесь подружиться?
Я Регина Даниловна, а ты?
Дети: Я Танюшка хохотушка
Я- Илюза длинная коса и т.д.
Воспитатель: Здравствуйте милые детки, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю в путешествие. Хотите? (да)
-Давайте мы с вами все оденем рюкзаки и пойдем (дети одевают рюкзаки и спускаются в физкультурный зал)
1 . Вход в физкультурный зал.(пеший поход в лес)
Инструктор: -вход через «туннель»
-ходьба по кругу
-бег
-преодоление препятствий
-перестроение в 3 колонны
. В лесу встречает Лесовичок.
Лесовичок: Это я - седой старик
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Дети: Здравствуй старичок- лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребятки. Зачем пожаловали?
Дети: Мы в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой родного края.
Лесовичок: Ребятки, вижу, как вы любите свой родной город, а пословицы вы знаете о родном крае?
Дети: 1.Тот свой край не любит, кто его природу губит.
2.Иди в родной край, там и под елкой рай
3.И хлеб по своей стороне скучает
4.Нет в мире краше Родины нашей
5.Человек без Родины, что соловей без песни.
Лесовичок: Много пословиц знаете вы о родном крае. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.
Упражнение на дыхание
" Ветерок" (" домашний логопед" Инна Светлова)
Лесовик раздает детям по одному листочку, привязанную к карандашу .Дети делают глубокий вдох и при выдохе дуют на листочек.
Лесовичок: Ой, какие вы молодцы. Со всеми заданиями вы справились.
Инструктор: Пора прощаться с лесовиком, ребята. Давайте поблагодарим его за все. А нас впереди еще ждет много интересного.
(ходьба по кругу, дети убирают рюкзаки.)
Звучит песня о родном крае, городе.
Воспитатель: Ребятки, мы с вами ходили в прекрасный, волшебный, осенний лес. Там мы хорошо занимались, дышали свежим воздухом,
наблюдали за осенними листьями и одновременно слушали песню. Ребятки, кто же мне скажет, о чем пелось в этой песне?
Дети: Пелось в этой песне о нашем родном городе, в котором мы родились. О Городе Азнакаево.
Воспитатель: Какие же вы у меня умные, внимательные. Да и в правду, в этой песне говорится о нашем городе.
Воспитатель: А кто мне скажет, как называют жителей, живущих в городе Азнакаево?
Дети: Азнакаевцы.
Воспитатель: Значит и мы тоже с вами Азнакаевцы.
Как вы думаете, у городов есть свой возраст? Вот, например, мне 30 лет. Рината, тебе сколько лет? Данил, а тебе?
Оказывается, ребятки и у городов есть возраст, как у всех людей. И у всех городов он разный. Как вы думаете нашему Азнакаевскому району сколько лет?
Ответы детей
Воспитатель: Мы уже знаем, что у Азнакаевского района очень богатое прошлое и сегодня мы продолжим знакомиться с достопримечательностями нашего района. Посмотрите, дети на карту. Следующее путешествие будет в Азнакаевский краеведческий музей.
( ходьба по кругу)
Встречает детей в "музее" воспитатель по обучению татарскому языку
Гульназ Рафаиловна)-Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь увидеть вас в нашем музее. В музее произошли некоторые изменения.
Обратите внимание, что нового вы там видите?
-Мы видим нефтяную качалку.
-Правильно. В нашем районе процветает нефтяная промышленность. Поэтому Азнакаевский район называют ???? «черного золота» и страной «желтого золота».А что же такое-«черное золото»?
-Это-нефть, которая добывается в нашем районе.
-Тогда как понимать «желтое золото»?
-И еще с давних времен у нас развито земледелие. Ведь пшеницу называют «желтым золотом».
-На что еще вы обратили внимание?
-На герб.
-Верно, это герб нашего Азнакаевского района. Посмотрите, какая птица там нарисована?
-Сокол.
-Да, сокол - обозначает, что наш город рвется к вершинам. А какие цвета вы там видите?
-Белый цвет- чистота. Зеленый цвет- это наша природа, здоровье. Красный цвет-символ труда, силы, красоты. Черный цвет-это прорывающийся фонтан нашего района ,нефть. Желтый цвет- сельское хозяйство.
-Ребята, какие знаменательные места нашего города вы еще посетили?
-Музей, бассейн, парк им.Ишкаева, мечеть, аллея героев.
-Вот вы сказали- аллея героев. А что вы там видели?
-Там поставлены памятники героям социалистического труда. Например, Хасанов, Грин, Булатова и т.д.
-Хорошо. Значит третье богатство нашего района- это люди. Наш район славится своим талантливым народом: И.Гилязов, Н.Иксанова, М.Галиев, З.Фархутдинова и т.д.
А сейчас послушайте стихотворение Г.Губайдуллиной «Азнакаем»
(Дети рассказывают стихотворение)
-Спасибо ребята. А еще про какое знаменитое место нашего района мы не упомянули?
-Чатыр-тау.
-Да, гора «Чатыр-тау» считается самым высоким в Татарстане. На память о музее я хочу подарить вам эмблему нашего района. Досвидания!
Воспитатель: Ребятки, скажем спасибо, попрощаемся и пойдем дальше. Посмотрите на карту. Куда мы с вами сейчас пойдем?
Дети: В бассейн
Воспитатель: Да ребята, сейчас мы с вами пойдем в оздоровительный центр «Дельфин»,но мы пойдем не обычным ходом.
Инструктор: Перестроение в 2 колонны. "Чья колонна быстрее" (Эстафета спасательным кругом)
Звучит музыка шум моря.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Мы с вами посещали оздоровительный комплекс "Дельфин". Что вы видели там?
Дети: Тренажерный зал, зал для танцев, гимнастик, аэробики, теннисную площадку, бассейн.
Логопед: А что вам больше всего запомнилось?
Дети: Вода в бассейне
Логопед: Вот вы сказали бассейн. А кто мне скажет, бассейн какой?
Дети: Прямоугольный, глубокий, мелкий и т.д.
Логопед: А вода в бассейне какая?
Дети: Теплая, прозрачная, холодная, приятная
Логопед: Молодцы, ребятки. Сейчас я с вами хочу поиграть.
(Игра на дыхание с водой.)
Логопед: Спасибо, ребятки, с этим заданием вы тоже отлично справились. Но теперь нам пора возвращаться в детский садик. Там нас уже наверное заждались.
(детей встречает воспитатель)
Воспитатель: Ребятки , у нас сегодня было необычное путешествие по нашему району. Где мы с вами побывали?
Дети: В бассейне, в осеннем лесу, в музее. И нам в музее подарили эмблему нашего Азнакаевского района.
Воспитатель: Что же вам запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Какие достопримечательности нашего района вы знаете?(Ответы детей)
Воспитатаель: Молодцы, ребятки. Вы многое узнали о нашем городе, о нашем районе и я хочу вам предложить сделать эмблему нашего города. В музее вам рассказали, что означают эти цвета на этой эмблеме. Сделаем мы его необычным способом: с помощью ниток, которые мы с вами изготовили заранее. Приступаем к работе. Коллективная работа детей.
-Молодцы ребята. Ой, посмотрите, здесь кто-то оставил корзину. Тут еще и письмо лежит: «Дорогие ребята! Я оставил вам лесное угощение- грибочки. Будьте здоровыми, умными и послушными. Досвидания, Лесовичок.