Приоритетные направления в работе КР


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
I. Направление «Здоровье»
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физическое и психическое здоровье).
Выполняя программу «Здоровье» классный руководитель:
    сотрудничает с медицинским персоналом школы или города для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся;
    сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников;
    использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
    организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы, так и вне ее;
    организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом;
    формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и о своем здоровье).
Функции классного руководителя по направлению «Здоровье»
1. Изучение физического и психологического здоровья учащихся (особенностей развития детей на различных возрастных этапах, отклонения в здоровье, их влияние на учебную деятельность ученика и его личностное развитие, причины детских недомоганий) и разработка совместно с администрацией школы программ коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
2. Изучение различных методик диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических консилиумах и административных советах (санитарно-гигиенические требования к уроку, дозировка классных и домашних заданий, количество времени на выполнение домашних заданий).
4. Проведение совместно с медицинскими работниками школы и социально-психологической службой просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснения последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
6. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т. д.), которые могут стать в классе традиционными.
7. Тесное сотрудничество с учителями физической культуры и привлечение их к участию в тематических консультациях для детей и родителей по проблеме сохранения физического здоровья детей.
8. Сотрудничество с внешкольными учреждениями по предупреждению детского нездоровья (медицинскими учреждениями; спортивными клубами; секциями; психологическими центрами и т. д.).
II. Направление «Взаимодействие»
Очень важное направление в работе классного руководителя – это организация взаимодействия в системах:
        учитель – ученик;
        ученик – ученик;
        учитель – ученик – родитель.
Целью в организации этой работы является передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей, позитивного и негативного опыта поколений. Помочь понять личностный смысл общения, связанный с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. Под личностным смыслом нужно понимать индивидуализированное отношение к тем объектам, ради которых разворачивается вся деятельность классного руководителя. Мы должны научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты:
       изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
       обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности;
       обучение умению проявления эмпатии, созданию положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению аналитических и рефлексивных умений во взаимодействии;
       организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия;
       обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, встреч, дискуссий, часов общения;
       изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики;
Функции классного руководителя по направлению «Взаимодействие»
1. Проведение диагностики взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблемы взаимоотношений и их коррекция.
2. Изучение адаптации учащихся к школе, классу (при переходе на новую ступень обучения: начальная школа, средние классы, старшая школа).
3. Регулярные диагностические исследования положения учащихся в коллективе; взаимоотношений со сверстниками с последующей коррекцией.
4. Использование игровых форм работы для изучения традиций мирового сообщества по организации взаимодействия и понимания сосуществования различных культурных и мировоззренческих установок.
III. Направление «Нравственность»
Развивая у ребенка знания о своих физических качествах, умение общаться, необходимо также большое внимание уделять развитию нравственных качеств.
Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей; формирования у учащегося понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Что может сделать классный руководитель, работая в данном направлении?
       Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
       Воспитывать умение бороться и выживать в экстренных ситуациях, приводя примеры выживания других людей в подобных ситуациях.
       Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
       Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
       Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении.
       Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе.
Функции классного руководителя по направлению «Нравственность»
1. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Регулярное проведение классных часов на данные темы на всех возрастных этапах.
2. Изучение ценностного ориентационного единства класса, уровня эксцентричности и т. д.
3. Создание на мероприятиях атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности.
4. Формирование у детей потребности оказания помощи больным и слабым, желания заняться благотворительностью.
IV. Направление «Интеллект»
Очень значимым направлением в работе классного руководителя является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса (в широком смысле).
Целью работы классного руководителя в данном направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
Как построить работу в этом направлении?
       Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
       Совместно с педагогами определить методы, приемы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока.
       Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения; использовать результаты изучения при организации внеклассной работы.
       Организовать профилактическую и консультативную помощь семье.
       Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
       Привлекать внешкольные учреждения к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Функции классного руководителя по направлению «Интеллект»
1. Ведение интеллектуального паспорта класса.
2. Определение причин отставания в учебной деятельности учащихся.
3. Создание в классе групп для дополнительных занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях.
4. Организация и проведение консультаций-собеседований с учащимися и мини-консилиумов с педагогами по результатам успеваемости.
5. Посещение уроков.
6. Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать свое мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать).
7. Использовать активные формы работы (конкурсы эрудитов, викторины, интеллектуальные игры, игры-путешествия, конференции, защиты проектов, идей, интеллектуальный театр).
8. Сотрудничать с учителями-предметниками для реализации данного направления и создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и достижений.
9. Решать проблемы профориентации с учетом их возможностей.
V. Направление «Досуг»
Огромное значение для ребенка имеет степень вовлечения в жизнь класса.
Цель работы классного руководителя в данном направлении –это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. Главные качества, которые должны развиваться у воспитанников, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
Классному руководителю необходимо обратить внимание:
       На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
       Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т. д.
       На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей.
Функции классного руководителя по направлению «Досуг»
1. Изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.
2. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе и отвечать за выполнение этого плана.
3. Предоставление родителям информации о деятельности внешкольных и школьных учреждений; демонстрация родителям достижений детей.
4. Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности.
VI. Направление «Семья»
Семьи, из которых приходят в школу ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. Это влияет на здоровье ребенка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьей невозможно, и когда процесс воспитания ребенка в школе идет вне сотрудничества с семьей, это приводит к печальным результатам.
Цель: привлечение семей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе.
Для работы классному руководителю необходимо:
       изучать семьи учащихся;
       организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
       организовывать совместное проведение досуга детей и родителей;
       поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать ее проявление окружающим.
Функции классного руководителяпо направлению «Семья»
1. Изучение семей своих учеников (стили семейного воспитания; положение детей в семье; условия жизни и т. д.).
2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых планируются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
3. Проведение индивидуальных бесед с учетом назревшей необходимости.
4. Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя.
5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
Для реализации такого подхода (то есть по различным направлениям) изучение личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые определяются с одной стороны основными общепсихологическими принципами, с другой – конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психологического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики производится  путем сопоставления этих результатов с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью установления динамики в развитии.
3. Изучение важно не само по себе, а должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
4. Изучение должно быть комплексным и охватывать все основные стороны психического развития ученика.
5. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей.
6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
7. Диагностика должна охватывать всех учащихся; проводиться систематически.