Использование пиктограмм в работе с детьми — аутистами


Накова Алина Эриковна
ФГАОУ ВПО "Северо - Кавказский федеральный университет"Использование пиктограмм в работе с детьми - аутистами.
Пиктограмма (от лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Пиктограммы широко используются в системе образования. Их удобно использовать в дошкольных учреждениях как коррекционного, так и не коррекционного типа. Для пиктограмм используются черно – белые изображения, заменяющие слова.
Работа с детьми аутистами довольно сложная и кропотливая. Существуют различные методики для работы с данной категорией детей, но наиболее удачной оказалось использование пиктограмм.
Существует несколько уровней развития коммуникации с помощью применения пиктограмм. На первом уровне пиктограммы используются для проявления ребенком своих жизненных потребностей и желаний. У детей с РАС часто присутствует младенческий способ (крик, плач) проявления своих витальных потребностей. Поэтому именно на первом уровне следует познакомить ребенка с картинками, а когда он начнет проявлять интерес – научить выбирать специальные обозначения в ответ на вопрос «Что тебя беспокоит?» или «Чего ты хочешь?». На этом уровне используются пиктограммы отвечающие потребностям ребенка (гулять, спать, пить, есть и т.д).
На втором уровне коммуникации ребенку позволяют сделать выбор одного объекта из нескольких. Например: «Чтобы ты съел сейчас? Яблоко или грушу?» На данном уровне существенно увеличивается словарный запас, ребенок начинает использовать пиктограммы «ДА», «НЕТ», «ХОЧУ», «НЕ ХОЧУ».
Важно заметить, что на первом и втором уровнях у ребенка в основном расширяется словарь существительных. И лишь на третьем этапе ребенок способен внести в свой словарный запас глаголы и некоторые прилагательные. Число осваиваемых ребенком пиктограмм возрастает до 400, а то и более.
Четвертый уровень можно назвать переломным. Продолжается обогащение словарного запаса, появляются первые местоимения и наречия. Педагог разрезает и раскладывает пиктограммы, а ребенок уже самостоятельно выстраивает правильную последовательность. Таким образом, происходит «зарождение» первых предложений. Ребенок начинает самостоятельно конструировать фразы путем выбора необходимого символа.
Подводя итоги можно сказать, что использование пиктограмм в работе с детьми аутистами облегчает у них развитие когнитивной функции, а также подготовку к письму и чтению. В системе работы с детьми с РАС пиктограммы применяются в организации предметно-развивающей среды, для организации и проведения физкультминуток, пальчиковой гимнастики и т. д. Использование метода пиктограмм развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Литература.
1. Башина В.М. Ранний детский аутизм.
2. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми.
3. Шипицина Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом.
4. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. «Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам» .
-977901703705-97790-375285