Система повышения квалификации педагогических работников


Школа – это  живой организм,
чутко реагирующий на все изменения, происходящие в социальной, политической и экономической жизни страны.
Несмотря на вековые традиции, школа всегда активно включается во внедрение новых технологий.
156845123825
162560-22860Винивитина Наталья Валерьевна
Система повышения квалификации
педагогических работников
Система повышения квалификации педагогических работников призвана обеспечивать качество сферы образования в целом, «выполняя обслуживающую функцию для всех уровней системы непрерывного образования». То есть развитие систем дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, технического и профессионального, высшего и послевузовского образования напрямую связано и зависит от системы повышения квалификации, так как главной движущей силой всех уровней является потенциал педагогических кадров. В этой связи приоритет Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. — обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта и принципов устойчивого развития. Реализация этих задач в первую очередь зависит от эффективной деятельности системы повышения квалификации педагогов.
На основе анализа научно-педагогической литературы деятельность организаций повышения квалификации можно классифицировать следующим образом:
учебная деятельность — организация и проведение курсов повышения квалификации;
методическая работа — деятельность по развитию профессиональной компетентности педагогических работников в курсовой и межкурсовой период;
научно-исследовательская деятельность — проведение исследований по совершенствованию непрерывного образования педагогических работников, в том числе повышения квалификации;
развитие человеческих ресурсов организаций повышения квалификации.
Модернизация системы повышения квалификации должна способствовать качественному обновлению педагогического корпуса, формированию механизмов опережающего обновления содержания образования, созданию высокотехнологичной образовательной среды. Это невозможно представить без научного сопровождения процесса, так как в основании современного образовательного процесса лежит научная картина мира, а сама сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методы. Современная образовательная система использует научно обоснованные подходы, в которых учитываются особенности нейрофизиологической, умственной и эмоционально-волевой сферы деятельности субъектов образовательного процесса.
Роль науки в образовании заключается в том, что она охватывает все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы выступают научные смыслы, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. «Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходят встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности».
Как отметил профессор А.К. Кусаинов, для повышения качества образования необходимо вести целенаправленные научно-исследовательские работы, так как качество и уровень развития системы образования зависят от достижений педагогической науки в целом. По его словам, в области образования, как и в других отраслях знаний, должны быть проведены фундаментальные и прикладные исследования. Содержание образования, даже в сочетании с хорошей учебно-лабораторной базой, не может дать эффективного результата без новых педагогических технологий, опирающихся на достижения науки.
Мировой опыт организации науки в университетах показывает также, что современная образовательная система обязана обеспечить резкое увеличение использования инновационного потенциала науки, так как одной из приоритетных задач высшей школы во всем мире является развитие прикладных и фундаментальных научных исследований, которые служат базисом для получения новых знаний, сохранения и развития научно-педагогических школ, подготовки конкурентоспособных специалистов. Это касается и системы повышения квалификации кадров.
По определению ученых, одним из важных принципов, заложенных в основу процесса повышения квалификации, является принцип научности, который предполагает нацеленность на достижение соответствия всей системы повышения квалификации современным научным достижениям в самых различных областях.
В Казахстане деятельность организаций системы повышения квалификации не лицензируется. Тем не менее в «Типовых правилах деятельности видов организаций дополнительного образования для взрослых», утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 сентября 2013 г. №370, «проведение научных исследований, опытно-методических работ по новым перспективным направлениям дополнительного образования» определено одной из основных функций таких организаций.
Для активизации научно-исследовательской деятельности в филиалах, АО «НЦПК «Өрлеу» разработаны и внедрены в процесс «Положение об Ученом совете филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» и «Положение об организации научно-исследовательской деятельности АО «НЦПК «Өрлеу» (утверждены 27 мая 2014 г.).
Согласно указанным документам научно-исследовательская деятельность неразрывно связана с образовательной и является обязательной и важнейшей составляющей межкурсовой деятельности ППС филиалов АО «НЦПК «Өрлеу». Основными требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской деятельности, являются актуальность, теоретическая и практическая значимость научных исследований и взаимосвязь с образовательным процессом филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» по повышению квалификации педагогических работников системы образования РК.
В «Положении об организации научно-исследовательской деятельности АО «НЦПК «Өрлеу» определена основная цель научно-исследовательской деятельности: научно-методическое обеспечение образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников, а также поддержка инновационных процессов в образовательных учреждениях. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
обеспечение высокого нучно-методического уровня курсов повышения квалификации (далее-курсов ПК) педагогических кадров на основе новейших достижений фундаментальных исследований;
приоритетное развитие актуальных и практически значимых научных исследований как основы для создания новых знаний, развития кафедр, центров уровневых программ и творческих научных коллективов;
эффективное использование и развитие потенциала профессорско-преподавательского состава;
расширение сотрудничества с учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями, органами государственной власти и местного управления Республики Казахстан и зарубежных стран, проведение совместных научных исследований;
поддержка и развитие инновационных технологий в области повышения квалификации педагогических работников;
широкое привлечение к исследовательской деятельности в процессе курсовой и межкурсовой подготовки учителей, педагогов-практиков, стимулирование их активного участия в опытно-экспериментальной работе.
Научно-исследовательская деятельность, проводимая в АО «НЦПК «Өрлеу», должна привести к следующему:
совершенствование образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических работников дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, высшего педагогического, дополнительного образования, а также руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК;
внедрение инноваций и эффективных педагогических технологий в систему повышения квалификации педагогических работников перечисленных выше категорий;
развитие научного творчества слушателей, навыков исследовательской работы.
Опыт организаций системы повышения квалификации работников образования еще раз доказывает, что качество образовательной деятельности и эффективность развития профессиональной компетентности педагогов напрямую коррелируются с качеством научно-исследовательской деятельности.
Согласно Стратегическому плану действий АО «НЦПК «Өрлеу» миссией Центра определено системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество образования на основе корпоративного управления, трансляции мирового и казахстанского опыта. Одним из главных условий выполнения миссии является интеграция науки и образования для обеспечения качества повышения квалификации работников образования.
 
Список литературы
Муканова С.Д., Мухатаев А.А. Организация учебно-методической работы в системе повышения квалификации: Метод. рекомендации. — Караганда: ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, 2015. — 34 с.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. — [ЭР]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118
Кусаинов А.К. Качество образования в мире и в Казахстане. — Алматы, 2013.
Креативная педагогика. Методология, теория, практика: Монография / Под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Методические рекомендации по самооценке, оценке результативности и эффективности деятельности организации дополнительного профессионального образования и управлению качеством ДПО: Практ. пособие / Н.Н. Анискина, Л
312420-91440Попова Наталья Николаевна
учитель-дефектолог
Проект по РСВ «Моя мама» 4-класс
I.Введение
Актуальность проекта
Цели и задачи проекта
Ожидание результата проекта.
II. Презентация о маме.
Подборка и просмотр фотографий.
Мамина профессия.
Мамины увлечения.
III. Анализ собранного материала, группировка его по разным критериям.
Создание презентации.
IV. Заключение.
1.Литература.
2.Приложение (фотографии сотрудников школы, родителей, текстовой материал).
Тема исследования: «Моя мама».
Актуальность:
Мама самое дорогое слово на свете. Первое слово ребёнок произносит «мама». Мы знаем, что мама нас любит, позаботиться о нас, защитит, но что мы зноем о своих мамах. Кем они работают. Какая у них работа. Что наши мамы любят. И ещё многое другое мы решили узнать о наших мамах.
Проблемный вопрос:
Актуален ли вопрос о мамах?
Гипотеза исследования:
Несмотря на то, что мамы загружены работой по дому, они успешно трудятся на предприятиях и в госучреждениях. Мам уважают и ценят на работе. Доказательством этого служат отзывы коллег, учеников и друзей.
Цель исследования:
Узнать больше о маме, узнать её увлечения, любит ли она свою работу, что она делает на работе. Создать слайды.
Задачи:
провести опрос среди – взрослых, что они могут сказать о мамах.
познакомиться с их увлечениями.
Провести опрос о профессии, почему выбрала эту профессию, нравится ли она.
Собрать фотографии о жизни мам.
Заинтересовать учащихся в подготовке материала о маме.
Результаты исследования:
Составлены списки, какой материал надо собрать.
Составлен план работы.
Собраны фотографии, которые раскрывают внутренний мир мам.
Составлена презентация о мамах на работе и дома.
Методы исследования: анализ фотографий, материалов сети Интернет, анкетирование.
Сроки реализации проекта:
с 30 ноября 2014г по 5 марта 2015года.
История работы над проектом.
1 этап включал себя анкетирование, опрос и планирование работы над проектом.
В заключение 1 этапа проекта мы пришли к следующим выводам:
учащиеся нуждаются в дополнительной информации о жизни родителей.
у учащихся 4 класса интерес к узнаванию о жизни родителей довольно высок.
Второй этап включал в себя сбор и обработку информации о жизни мам.
На втором этапе нашего исследования выяснили, что интересы мам очень обширны, что их уважают на работе, и они любят свою работу.
Маму Азата Болотханова зовут Куляй, она работает в сельской школе учителем, она учитель казахского языка первой категории. Её уважают в школе она руководитель МО. Коллектив отзывается о своей коллеге, как об отзывчивом учителе, готовом прийти на помощь. Ученики её класса с интересом занимаются на её уроках. А дома она великолепная хозяйка у неё всегда есть чем угостить гостей, порадовать семью чем-то вкусненьким. И всё это делают мамины руки.

Маму Мелёхина Сергея зовут Ольга, она домохозяйка. Живёт в сельской местности. У неё большое подсобное хозяйство куры, коровы, свиньи. И когда глава семьи уезжает на работу в Россию она успевает делать всё сама. В даме чисто и уютно, Серёжа чисто и опрятно одет. В доме пахнет вкусной выпечкой. Когда мы всё проанализировали. Пришли к выводу, что мама Серёжи великая труженица. А Серёжа решил, что маме надо помогать как же ей бывает трудно, а он не замечает этого.
В заключение 2 этапа мы пришли к выводам:
Когда мы всё проанализировали. Пришли к выводу, что мама Серёжи и Азата великие труженицы. И мальчики решили, что маме надо помогать, как же ей бывает трудно, а они не замечает этого. А ещё, чтобы маме было приятно чаще подбирать добрые и ласковые слова, обращаясь к мамам.
Третий этап: систематизация собранных материалов, создание презентации, видеотеки, выучить добрые слова, чтобы порадовать маму, углубление темы проекта.
В заключение 3 этапа мы пришли к выводам:
Созданные нами слайды помогают больше узнать о жизни родителей и задуматься, всё ли я правильно делаю в отношении родителей или принимаю всё как должное.
Вывод:
Мы представили продукт нашего проекта:
Презентация «Моя мама»
Своими исследованиями мы подтверждаем выдвинутую гипотезу:
Что наши мамы самые красивые, самые добрые, трудолюбивые.
В ходе работы над проектом мы ответили и на проблемный вопрос:
Актуален ли вопрос о мамах? Да актуален. Мы узнали многое о мамах, мы должны быть рядом с ними интересоваться их делами, работой, как это оказывается интересно. Мы выучили много новых слов, которые мы сможем сказать маме, появился интерес, многое с мамой мы теперь делаем вместе.
194310127635
2582545164465
38544593980
19304010160Давыдова Мария Ивановна
воспитатель
Внеклассные мероприятия
В системе воспитания младших школьников огромную роль играют внеклассные мероприятия (классные часы, внеурочные занятия, игровые программы, познавательные беседы).
Именно внеклассные мероприятия выполняют воспитательную, образовательную и развивающие функции.
Кроме того, все внеклассные мероприятия несут в себе и познавательную функцию, способствуют расширению кругозора у детей.
Безусловно, подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют от педагогов дополнительных педагогических усилий, определённого педагогического мастерства.
Сегодня в современной системе социально-культурной сферы сложились следующие противоречия:
наличие мощного природного потенциала детей, требующего разнообразного проявления их активности, развития собственно детских интересов, и отсутствие реальных механизмов, способных привести в движение эти естественные потребности самопроявления.
усилить в воспитательной деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности детей, их творчества и психологической заряженности.
Название проекта
«Удивительный мир растений и животных Восточного Казахстана».
Краткое содержание проекта.
В проекте с помощью энциклопедий, иллюстрированного материала, видео и фото материалов, экскурсий, учащие исследуют флору и фауну Восточного Казахстана и приходят к выводу о необходимости охраны отдельны видов растений, и об особенностях обитания животных Восточного Казахстана.
Предмет(ы)
Окружающий мир, развитие речи предметно- практическая деятельность.
Класс(-ы)
0-4,6 классы.
Приблизительная продолжительность проекта
Сентябрь, октябрь, декабрь.
Основа проекта
Образовательные стандарты.
Проект направлен на освоение стандартов начального обучения по окружающему миру,
развитию речи, предметно- практическому обучению (Темы: Дикие, домашние животные.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшемокружении, нахождение отличительных признаков. Роль растений в природе и жизни людей,бережное отношение человека к растениям), а также углубляет знания по природоведению.
Актуальность: современная экологическая ситуация - результаты неразумной,
безответственной деятельности людей по отношению к природе.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений о растениях и животных Восточного Казахстана способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, познавательного интереса творческих способностей.
Планируемые результаты образования:
предметные: 
научаться оценивать правильность поведения людей в природе; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи природы и человека;
иметь представления об особенностях обитания животных Восточного Казахстана и по необходимости охраны отдельных видов растений.
межпредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу проекта и стремиться ее выполнять;
познавательные: 
уточнять и расширять представления о растениях и животных Восточного Казахстана находить и выделять необходимую информацию из текстов энциклопедий, иллюстраций, учебных пособий;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, поделок, макетов, подготовке сообщений.
коммуникативные:
включатся в диалог с учителем и сверстниками;
оформлять свою мысль в устной и письменной формах;
учиться работать в группе.
личностные:
проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения;
формирование у детей ответственного отношения к природе.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос Как сохранить живую природу?
Проблемные вопросы учебной темы Какие растения Восточного Казахстана нуждаются в охране?
Особенности обитания животных в Восточном Казахстане?
Учебные вопросы Как животные Восточного Казахстана приспосабливаются ко времени года?
Чем животные питаются?
Какую пользу приносят животные людям?
Какие растения есть в Восточном Казахстане?
Какую пользу приносят растения человеку?
Какие меры применяют для охраны животных и растений?
Что такое Красная книга?
План проекта Этапы проекта
Этапы проекта Действия учеников Действия педагогов
Подготовительный
(проблема, планирование, прогнозирование результатов. Стартовая презентация.
Из стартовой презентации учащиеся узнают тему проекта, узнают основные вопросы проекта. Распределение работ по
вопросам выбранных для
своего класса
Организация сбора
информации,
определение маршрута.
Деятельностный:
(непосредственная деятельность по проекту) Сбор информации по вопросам проекту. Знакомство учеников с флорой и фауной
Восточного Казахстана. Посещение библиотеки, музеев, экскурсий. Организация совместной
деятельности с детьми,
проведение познавательных
уроков соответствующей
тематики проекта.
 Подготовка экскурсий,
дидактических игр, викторин.
Завершающий
(презентация продуктов проекта и рефлексия) Самостоятельная художественная деятельность детей Создание рисунков, поделок, аппликаций, макетов, написание сочинений по увиденному, подготовка сообщений. Организация выставки
детских работ, оформление
стенда. Создание
презентаций о проделанной
работе.
Итоговый урок.
Окончательное подведение итогов проекта. Единый урок, завершающий проект. Где ученики наглядно показывают, как работали над вопросами проекта. Награждение грамотами, за активное участие в проекте.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование.
компьютер, принтер, телевизор
Технологии — программное обеспечение.
программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы,
мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе Е.Г.Речицкая «Солнечный зайчик». Владос,2000. для
подготовительного класса, школы I вида.
Е.Г.Речицкая «Солнечный зайчик». Владос,2000. для 1 класса.
Т.С.Зыкова, Е.П.Кузмичева. Развитие речи. М.,Посвещение,2006
Т.С.Зыкова, М.А.Зыкова. ОСОМ. М.Просвещение 2005 для 2
З.А.Клепинина, М.Ф.Титова. Природоведение 3-4 класс.
М.,Просвещение ,2006. для 3-4 класса. М.,Просвещение,2002.
Интернет-ресурсы /news/znachenie_rastenij_v_prirode_i_zhizni_cheloveka/2010-02-07-149
/ru/loa692.html
/29-01.html
/Rodovoe_pomeste/LES/Stati/chto_takoe_les.html
Другие ресурсы Экскурсия проводится совместно с педагогами.
-123825221615
321945210185
269240304165
Соколова Наталья Александровна
Воспитатель
-266065-10160
Курсы профессиональной переподготовки по специальности «Дефектология»
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года акцентируется внимание на формирование компетентной личности, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты.
Современный этап развития образования ставит перед учителем ряд важных задач, связанных с готовностью работать в новых условиях перестройки содержания всей системы образования. Особое значение приобретает тот факт, что педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых условиях практической деятельности, сочетать различные подходы к технологии обучения, самому использовать инновационные системы образования. Умение меняться профессионально, расти стало одним из самых значимых составляющих аспектов современного, успешного человека и просто обязательным для каждого, кто хочет быть востребованным на рынке труда и достичь желаемых высот в карьере.
За последние годы в Казахстане проведен целый ряд реформ по повышению статуса педагога, по поддержке учителя в его постоянном профессиональном совершенствовании. К активно действующим инструментам развития относится и переформатированная система повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
На базе ТОО «Центр САТР» г. Алматы с апреля 2015 по май 2016 г проводились курсы профессиональной переподготовки по специальности «Дефектология» квалификация «Логопедия», продолжительностью 650 учебных часов. Программы курсов подготовлены для учителей с учетом того, что педагоги имеют высшее профессиональное образование. Курсы завершаются итоговым экзаменом и выдачей сертификата дающим право на последующую профессиональную деятельность.
В рамках курсов я познакомилась с актуальными методиками коррекционной работы, основами анатомии, физиологии, невропатологи, нейропсихологии и других наук, относящихсяк числу специальных дисциплин и занимающих важное место в подготовке логопедов для работы в специализированных детских дошкольных и школьных учреждениях.
Особенностью обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи является необходимость осуществления дифференцированного подхода в коррекционной работе. Поэтому педагогам, работающим с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимы знания о состоянии слухового и речевого анализаторов в норме и при патологии. С этого и началось освоение курса переподготовки.
Дисциплина «Основы логопедии»  являлась для меня одной из основных профилирующих дисциплин, которая призвана вооружить  научными знаниями о возможных нарушениях речи у детей и путях их преодоления. В процессе прохождения курса  преподаватели формировали творческий подход к педагогическому (логопедическому) процессу, а также развивали профессиональные качества личности  логопеда.  Включенный в учебный план комплекс практических заданий был направлен  на актуализацию теоретических знаний, развитие творческого подхода к решению коррекционных и педагогических задач.
Основными задачами дисциплины «Основы логопедии» стали:
сообщение, обобщение, закрепление, более глубокое усвоение    теоретических знаний о научных основах логопедии, ее месте среди других наук, определение особенностей современной системы логопедической помощи;
изучение   принципов логопедии, особенностей их реализации в практической деятельности;
детальное изучение  периодов развития детской речи, задач, содержания, форм организации логопедической работы, возможностей использования инновационных технологий;
формирование  умения планировать и разрабатывать логопедические занятия при различных видах речевой патологии, умения проводить логопедическое обследование детей разного возраста;
совершенствование  навыков работы  с методической литературой, материалами научных исследований, логопедической  документацией.
Вышеуказанные знания теперь помогают формированию моих профессиональных умений организовывать логопедическую работу с учетом особенностей развития детей, структуры речевого нарушения, возраста, что позволяет реализовать  себя   в качестве грамотного специалиста на практике.
Меня научили: работать со специальной литературой; находить и анализировать профессионально значимую информацию;
подбирать  методы, приемы, средства обучения, формы работы с учетом вида речевой патологии, уровня  развития детей;
заполнять речевую карту, грамотно оставлять конспект логопедического занятия с учетом специфики учащихся; анализировать собственную деятельность (рефлексия),  изучать положительный опыт работы;  использовать на практике полученные знания.
Закон «Об образовании» Республики Казахстан  дает детям с ограниченными возможностями  право выбора места, способа и языка обучения, поэтому организаторы курсов предусмотрели необходимые для нас знания об условиях обучения детей,  как в специальной коррекционной организации, так и   условия включения их в общеобразовательную среду.
Такой курс как «Специальная педагогика» дал мне возможность получить знания (системы понятий, закономерностей) о детях  с нарушениями  психической, двигательной, интеллектуальной или эмоциональной сферах, которые ограничивают или затрудняют возможности социализации личности, ее интеграции в общество, а также трудоспособность и жизнедеятельность. Данный курс является обзорным по основным проблемам образования детей с особыми потребностями, предусматривает углубленное знакомство  с психологической и педагогической коррекцией проблем  научения (познания) и воспитания (формирования личности) ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса.
Актуальность курса обусловлена увеличением количества детей с особыми образовательными потребностями, а также необходимостью их интеграции в современном социуме.
В результате освоения содержания дисциплины я узнала:
современное положение в системе обучения, воспитания, коррекции и адаптации в общество детей с ограниченными возможностями в развитии;нормы и различные виды отклонений в развитии ребенка;
формы и методы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии;
возможности проведения коррекционно-развивающей работы в рамках учебного
предмета.У меня появились навыки:
психологического анализа особенностей детей с ограниченными физическими и психическими возможностями;организации педагогического общения с детьми с ограниченными возможностями;
специальной работы с учащимися, испытывающими затруднения в обучении (дети «группы риска»);составления методики коррекционно-воспитательной работы с этими детьми.
Учиться исследуя, самому находить ответы на вопросы, приходить к
результату, достигая цели – вот на что нацелена программа курсов.
На качество обучения и высокую результативность курсов повлияло привлечение опытных педагогов практиков. Нашими преподавателями были:
Халыкова Баглан Сызбаевна. Заместитель генерального директора центра САТР  по учебно-методической работе. Старший научный сотрудник Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Кандидат педагогических наук, доцент.
Грушевская Майя Степановна. Старший научный сотрудник Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Кандидат педагогических наук.Преподаваемые дисциплины:«Технология формирования произносительной стороны речи»«Коррекционно-педагогическая работа при системных нарушениях речи»
Ерсарина Алия Касымхановна. Заведующая Республиканской психолого-медико-педагогической консультации. Кандидат психологических наук.
Преподаваемые дисциплины:
«Психолого-педагогическая диагностика и психология детей с нарушением речи»«Коррекционно-педагогическая работа при системных нарушениях речи»
Коржова Галина Михайловна. Профессор кафедры психолого-педагогических специальностей института магистратуры и докторантуры PhD. Кандидат педагогических наук
Преподаваемые дисциплины:
«Основы логопедии»
«Логопедическая работа при дислалии»
«Логопедическая работа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи»
«Технология логопедического воздействия при общем недоразвитии речи»
Оразаева Гульжан Сериковна. Директор  Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Кандидат педагогических наук, доцент.Преподаваемые дисциплины:«Онтогенез речи и анатомо-физиологические механизмы речи»«Специальная педагогика»Айтжанова Райгуль Климовна. Врач-невропатолог Республиканской психолого-медико-педагогической консультации. Кандидат медицинских наук.Преподаваемые дисциплины:
«Невропатология»«Психопатология»
Денисова Ирина Александровна. Заведующая информационно- методического отдела Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Кандидат педагогических наук.Преподаваемые дисциплины:
«Логопедическая ритмика»«Коррекционно-педагогическая работа при системных нарушениях речи»
Карелина Ольга Борисовна. Логопед высшей категории  Национального научно-практического центра коррекционной педагогики.Преподаваемые дисциплины:«Технология формирования произносительной стороны речи»«Логопедическая работа при дизартрии»«Коррекционно-педагогическая работа при системных нарушениях речи»
Программа настолько интересная и мотивирующая к дальнейшему изучению, что постоянно стимулирует на поиск, рост, как в профессиональном плане, так и в познавательном.
24193548260
22225-5715Исинева Гульмира Макулбековна
Учитель казахского языка
«Развитие правильной речи ребёнка в семье»
(Консультация для родителей)
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Родители должны в разговоре с детьми употреблять некоторые трудные слова типа «аквариум», «тротуар». Родители следят за речью ребёнка, поправляют его в случае необходимости. Правильная речь во многом зависит от речи окружающих взрослых, чтения детской художественной литературы.
Способность произвольного запоминания, столь необходимая в обучении, развивается заучиванием стихотворений (с голоса взрослых). Ребёнок до прихода в школу должен знать на память и выразительно читать 10-15 небольших стихотворений, например: «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, «Зима» А.С. Пушкина, «В гостях у Ленина» Н. Саконской, «Ноябрь» С.Я. Маршака, «С новым годом» Е. Трутнева, «Весна» И. Токмаковой, басни И.А. Крылова.
Отгадывание загадок развивает у детей сообразительность, умение быстро отвечать действием и словом на разнообразные вопросы.
В дошкольном детстве ребёнок усваивает разговорную форму речи, а также устную речь. К 6-7 годам его речь развита уже хорошо.
Дефекты произношения групп звуков встречаются редко, но бывают случаи неправильного произношения отдельных звуков. Но и в том случае, если в речи ребёнка нет нарушения произношения звуков и слов - звуковой культуре речи необходимо по-прежнему уделять внимание. Именно теперь большое значение приобретает работа над темпом речи, дикцией и интонационной выразительностью.
Богатейший материал дадут вам потешки, скороговорки, пословицы, поговорки. Сначала взрослый чётко и выразительно произносит скороговорку. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Ребёнок её повторяет. Для упражнения в изменении силы голоса скороговорка произносится громко - тихо или шёпотом, шёпотом - громче - громко. Для развития темпа речи скороговорка произносится быстро - умеренно или замедленно.
Чтобы дети усваивали различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), можно проводить с ними различные упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах. Взрослый предлагает ребёнку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.
Ты куда завтра идёшь?
Я завтра иду в кино.
Ты когда идёшь в кино?
Я завтра иду в кино. И т. д.
Специальные упражнения заставляют ребёнка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений, чтения стихов.
Взрослый должен ставить перед ребёнком задачу, чтобы он знал, чему учится. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребёнка запомнить не только текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.
Что касается грамматической правильности речи, то морфологические ошибки едва ли не самые распространённые в этом возрасте. Например, вместо нулевых окончаний в словах сапог, девочек, берёзок и т. д. говорят сапогов, девочков, берёзков.
Как добиваться грамматической правильности речи? Надо, чтобы ребёнок сам осознал правильность той формы, которую он употребил. Например, показывается картинка с изображением одного лисёнка. Ребёнок говорит «лисёнок». На следующей картинке - два лисёнка, затем много лисят и т.д. Такие упражнения хорошо проводить играя. Ребёнок начинает осознавать свои ошибки и уже не говорит лисёнков, медвежонки и т.д. Можно провести игру «Один и много». Один лисёнок - много ..., лев -львёнок и т.д.
Можно попросить ребёнка посчитать овощи, фрукты, предметы, или провести игру «Чего не стало?» Не стало яблок, груш, слив и т.д.
Распространённой ошибкой у дошкольников является неправильное согласование существительных и прилагательных среднего рода. Для упражнения в правильном употреблении рода существительных подбираются различные картинки. Взрослый задаёт вопросы:
- «Это что?» - «Ведро»
- «Какое оно?» - «Голубое».
- «А это что?» - «Вёдра»
- «Какие?» - «Голубые».
- «На картинке много чего?» - «Голубых вёдер».
В отношении глаголов наиболее частой ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной, более лёгкой для ребёнка. Например, все дети в определённом возрасте говорят вставаю, лизаю, жеваю и т.д.
Встречаются трудности, когда начинают изменять имена существительные по падежам. Ну, на самом деле, почему столы - столов, а стулья уже стульев. «Возьмём все стулья и сделаем поезд».
Делаются ошибки и в родовых окончаниях имён существительных: лошадиха (лошадь), лошадёнок (жеребёнок), овец (баран). Типичные ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных: «Мне близко до садика идти», «Нет, мне блезее», «Какое платье хорошее!», «А моё хорошее» и т.д.
Когда ошибки в речи ребёнка носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребёнка. Те же ошибки, которые являются типичными, нужно обязательно поправлять. Если на них не обращать внимания, речь ребёнка очень надолго останется неправильной.
Нельзя смеяться над ребёнком или дразнить его, не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее - спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты, или повода для обиды.
Некоторые родители относятся отрицательно к склонности детей рассказывать различные истории и сказки, считая, что это излишне развивает фантазию. Но ребёнок нуждается в этом. Если он мало рассказывает, его нужно вызвать на такие рассказы, попросить почитать или рассказать сказку и выслушать её внимательно. Иногда следует подсказать какую-то деталь или задать несколько вопросов. Рассказывая сказку, ребёнок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то новое, своё. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были чёткими, а ритм речи не слишком быстрый, ведь мать и отец не просто говорят - они дают детям материал для подражания. Когда вы разговариваете с ребёнком, не говорите зря. Когда очень много говорят с ребёнком, он устаёт от этого и уже не слушает. Речь взрослого в таком случае становится чем-то вроде звуков постоянно включённого радио - их уже не замечают.
Это относится и к более старшим детям. Так мама напоминает своему сыну-первокласснику: «Сейчас 2 часа, в 3 надо садиться за уроки, а пока поиграй». Через несколько минут мама замечает, что сын очень увлёкся своим конструктором, и забеспокоилась: «Ну вот, тебя потом не оторвёшь, а тебе скоро за уроки браться». На протяжении часа мать несколько раз заговаривала о том, что «скоро надо за уроки браться», а когда она объявила, что уже пора, сын не обратил на её слова никакого внимания. Поэтому не тратьте слов напрасно, говорите ребёнку только то, что нужно и когда нужно.
Информация, которая даётся детям, не всегда должна даваться в готовом виде. Нужно, чтобы ребёнок попытался сам догадаться кое о чём, а для этого необходимо задавать ему наводящие вопросы. Активность ребёнка - основное условие его полноценного развития.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.107950-37465Соколова Дарья Игоревна
Учитель начальных классов
Отчет о прохождении курсов
«Самопознание»
В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле». 
В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех… И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.
В период с 14 по 19 марта 2016 года я прошла обучающий курс по программе «Научно – методические основы преподавания предмета «Самопознания», на которых я узнала, что «Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно - духовным смыслом образовательный процесс. Через предмет «Самопознание» важно раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром, т.е  универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит - счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.
Преподаватель Коровина С. Н. рассказала нам, что с 2015 года была внедрена обновленная программа нравственно - духовного образования, целью которой является  повышение роли и значимости нравственно - духовных основ национальной системы образования. Произошли изменения в философии преподавания предмета «Самопознание». Этому свидетельствуют слова Ш. А. Амонашвили: «Наша задача – всех тех, кто работает с педагогами, – повернуть учителя в сторону духовности, научить его думать и работать по-другому. А это очень не просто. Для этого нужны и наше стремление, и добрая воля учителя».
Не изменившись сам, не осмыслив программу, не поняв глубину преподавания дисциплины «Самопознание» мы не можем учить других. Все свои полученные знания на курсах  и ходе самообразования  я стараюсь передать своим ученикам.
     Как известно, успех нравственно-духовного образования обусловлен, прежде всего, единством цели, принципов, задач, содержания и условий осуществления преподавания.
Как известно, духовно-нравственная глубина урока – одно из условий выявления нравственно-духовных ценностей у детей. Урок «Самопознание» один из важных уроков, к нему нужно серьезно готовиться, продумывать каждый этап урока, как говорят:  «детям света, нужны учителя Света». А кто, как не учитель, является носителем Света, Любви, Духовности. В.А.Сухомлинский писал: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Мы учим нравственности детей, а сами зачастую поступаем безнравственно на глазах у своих учеников и не придаем этому особого значения. Мы учим детей говорить ласково и не грубить, и тут же отчитываем провинившихся, не стесняясь в выражениях. Учитель не только должен хорошо знать свой предмет, но и сам практиковать общечеловеческие ценности, жить согласно им, быть ими. Трансформация характера ребенка произойдет, если учитель предан своему делу и у него чистые намерения.
107950210820
15684532385
10795064770
189230129540Извекова Марина Владимировна
Учитель-логопед
Дисфункция сенсорной интеграции у детей
Сенсорная интеграция это обработка сенсорной информации – способ и процесс обнаружения, передачи, распознавания и анализа ощущений в ЦНС, а также интеграции, объединяющей конечную обработку сенсорных стимулов и их осознание.
Сенсорная интеграция является бессознательным процессом, происходящем в головном мозге;
наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться;
позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.
Нарушение сенсорной интеграции.
Термином «нарушение сенсорной интеграции», «дисфункция сенсорной интеграции» обозначается комплексное расстройство. Дети с ним неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, координации.
Нарушения сенсорной интеграции у каждого ребенка выражается по-своему. Даже у типично развивающихся детей время от времени проявляются некоторые из его симптомов. Установить нарушение сенсорной интеграции можно, только если подобных симптомов много и проявляются они почти постоянно.
У детей c нарушением сенсорной интеграции обычно одно или несколько чувств недостаточно развиты или же наоборот – чрезмерно чувствительны.
Изучение и систематизация расстройств сенсорной деятельности у детей сопряжены со значительными трудностями. Они вызваны широким клиническим спектром сенсорных дисфункций, отсутствием единых подходов к их диагностике, различиями в способах оценки эффективности лечения и малой осведомленностью специалистов.
Уровень распространенности нарушений сенсорной обработки в детской популяции составляет 19,7% среди детей от 1,7 до 7 лет (по данным исследования 2005-2009 гг. Садовская Ю. Е.)
Основные факторы риска нарушений сенсорной обработки
Генетические факторы.
Пре- и перинатальные факторы, включая возраст,
соматические и гинекологические болезни матери,
характер предыдущих беременностей (аборты, выкидыши, антенатальная гибель плода),
патология течения беременности, родов.
Средовые факторы
тип взаимодействия/воспитания – дистанцированность и эмоциональная холодность матери,
регламентированность в проявлении чувств, негативное или безразличное отношение к ребенку),
эмоциональная депривация,
социальная депривация,
режим, продолжительные госпитализации без матери,
члены семьи с тяжелым психическим заболеванием, проживающие совместно;
культуральный фактор.
Сенсорные расстройства у детей дошкольного возраста
1. Нарушения работы вестибулярной системы:
1.1.Сниженная активность вестибулярной системы.
1.2. Повышенная активность вестибулярной системы.
2.Нарушения работы проприоцептивной системы (схема тела и двигательное планирование).
3. Нарушения развития тактильной сенсорной системы:
3.1.Тактильная гиперчувствительность.
3.2.Тактильная гипочувствительность.
4.Нарушения вестибулярно-билатеральной интеграции.
5.Нарушения зрительного восприятия.
6.Нарушения слухового восприятия.
Синдром сенсорной защиты
Сенсорная защита возникает вследствие нарушений сенсорной модуляции. Модуляция – процесс самоорганизации нервной системы. Нервная система модулирует сама себя, усиливая одни сигналы и ослабляя другие. Любой сенсорный или двигательный процесс включает комплексную организацию возбуждающих факторов – чтобы нужные сообщения дошли до цели, а также подавляющих факторов – чтобы сократить число ненужных импульсов.
Ребенок с нарушением сенсорной модуляции испытывает дискомфорт, так как сенсорные сигналы определенной модальности (например, тактильные, слуховые) оказываются для него слишком сильными. При этом возникает синдром сенсорной защиты - устойчивое стремление к избеганию подобных раздражителей, вследствие чего дети испытывают эмоциональные проблемы и нарушается социальное поведение.
Сенсорная защита встречается в слуховой, зрительной, вестибулярной, обонятельной, вкусовой или тактильной модальностях. Моновариант сенсорной защиты наблюдается крайне редко, подавляющее большинство защитных реакций сочетается с тактильной защитой в 75% всех случаев.
Синдром сенсорной защиты (ССЗ) часто сочетается с другими психоневрологическими расстройствами, такими, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром дискоординации, дислексией, дисграфией, дислалией, нарушениями сна и др.
Признаки тактильной сенсорной защиты:
лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает у ребенка страх, тревогу, агрессию;
страшится или даже избегает находиться близко к другим людям , ровесникам (например, в раздевалке , в строю); вынужденно находясь среди других детей, или рядом с малознакомыми взрослыми, ребенок с тактильной сенсорной защитой может проявлять неадекватную агрессию, стремится спрятаться, убежать.
любит быть в ограниченном пространстве;
не любит причёсываться, подстригаться;
избегает прикосновения к определённым материалам;
отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.;
избегает игры с участием рук;
избегает/ не любит» игры: с песком, с грязью, водой, клеем, осклизлым материалом, пеной и т.д.;
2-3-летки могут предпочитать ходить голышом и постоянно стягивают одежду;
боится осмотра врачей;
чрезвычайно капризен в еде;
ребенок реагирует не только на чужие прикосновения, но и на собственный страх перед ними.
Принципы работы с ребенком, имеющим тактильную гиперчувствительность
Несмотря на заметные различия между гипер– и гипосензитивностью, работа по их преодолению имеет общие черты. Основной задачей является расширение сенсорного опыта ребенка.
В те моменты, когда ребенок чувствует себя надежно защищенным, особенно общаясь с близкими ему людьми, он может сам искать тактильных ощущений, например, объятий. Приятные тактильные ощущения организуют нервную систему и помогают ослабить отрицательные реакции.
Быстрое и легкое прикосновение обычно возбуждает нервную систему сильнее, чем ясно ощутимое давление, не сопровождаемое движением. Давление, как правило, успокаивает нервную систему. Терапия тактильной гиперчувствительности основана на принципе: ощущения от сильного давления помогают модулировать тактильные процессы, вызывающие дистресс.
Тактильные ощущения намеренно вызванные самим человеком мозг интерпретирует иначе, чем чужие прикосновения.
Если мы поможем ребенку следовать своему внутреннему стремлению при выборе вида активности, он, как правило, будет делать то, что полезнее всего для его нервной системы.
Можно предложить множество занятий с самыми разными тактильными стимулами, но лишь тогда, когда ребенок будет готов модулировать и интегрировать эти сигналы.
Вестибулярная стимуляция также способствует модуляции тактильной системы. Задания, стимулирующие тактильную сферу, желательно совмещать с заданиями, включающими движение и сильное давление.
Занятия по снижению тактильной гиперчувствительности
Установление доверительного контакта с ребенком с помощью игр, которые он любит, используя его увлечения; затем в игру постепенно вводятся различные тактильные ощущения. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры. Можно предложить множество занятий с самыми разными тактильными стимулами – кисточкой, одеждой, губками, бальзамом, мешочками с рисом, фасолью, кукурузой, песком, емкостями с различными наполнениями, тактильными ковриками и т.д.
Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка кладут между подушек). Используя поглаживания важно работать всей ладонью, а не кончиками пальцев: поглаживания должны быть крепкими, растирающими.
Игры, где надо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать. Ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с разными материалами (шариками в сухом бассейне, песком, камешками, крупой, подушками, водой разной температуры).
Если ребенок избегает прикосновения к новым предметам, целесообразно использовать знакомые, любимые игрушки, их можно например, прятать под одежду ребенка и искать.
Упражнения и игры, стимулирующие вестибулярную систему: качания, вращения, перекатывания, и т.д. Во время занятий с ребенком важно следить за признаками гиперстимуляции и перевозбуждения.
Гравитационная неуверенность.
Наши отношения с силой тяжести являются самым важным источником чувства безопасности.
Гравитационная неуверенность – нарушение работы вестибулярной системы, характеризуется повышенной чувствительностью к вестибулярным сигналам. Гравитационная неуверенность сама по себе не мешает обучению, препятствием для обучения может стать нервное напряжение, вызываемое этим состоянием. Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх, тревогу, или нервное напряжение, когда он находится в непривычной позе, пытается принять ее, или кто-то другой контролирует его движения и положение тела.
При гравитационной неуверенности ребенок постоянно ожидает поддержки от взрослых. Ребенок с гравитационной неуверенностью может боятся спускаться или подниматься, избегает качелей, каруселей, не может наклонятся назад в положении сидя; ему становится легче, если он держит голову по возможности неподвижно, все время следя за тем, чтобы она не принимала необычного положения, стремится чтобы его ноги всегда находились внизу; во время поездок на машине очень не любит извилистых дорог, резких поворотов; избегает игр, предполагающих непредсказуемые перемещения окружающих, избегает прыгать с высоты.
Гравитационная неуверенность часто встречается у детей, имеющих другие, более серьезные неврологические нарушения.
Принципы работы с детьми с гравитационной неуверенностью.
Самое важное – осознать реальность проблемы и уважать реакции ребенка на разные ситуации. Считать реакции ребенка расстройством поведенческой или эмоциональной сферы – значит только усугублять ситуацию. Необходимо провести консультации с родителями и педагогами.
Ребенок с гравитационной неуверенностью более других нуждается в поддержке взрослого, поощряя такого ребенка важно акцентировать внимание на его, даже небольших, достижениях; вводить жесткие требования недопустимо. Любые движения, пугающие ребенка, лучше сначала делать совместно.
В занятиях полезно использовать мягкие возвратно-поступательные движения; при выполнении действий, не вызывающих страха, ребенку полезно прикрывать глаза, это помогает «настроится» на ощущение положения своего тела в пространстве. При движении или лазании полезна дополнительная нагрузка весом.
Занятия по снижению вестибулярной гиперчувствительности
Подъем по наклонным поверхностям сочетать с надавливанием на бедра; (это помогает лучше, чем просто держать ребенка за руку).
Раскачивание на качелях (или на руках у взрослого) можно проводить в положении с опорой на живот/грудную клетку, так чтобы ноги касались земли. Можно посадить ребенка на колени и качаться вместе.
Прыжки с возвышений (высота постепенно увеличивается).
Игры с большим мячом (например, положить ребенка грудью /животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, затем за голеностопные суставы и мягко раскачивая; руки в этом случае остаются свободными для опоры перед собой).
Традиционные игры с потешками, такие как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет» и т.д.
Синхронное хождение с взрослым (ребенок встает лицом к взрослому, ступнями опирается на ступни взрослого, руками держится за руки взрослого; голова и туловище в этом случае слегка отклонены назад. Наклон постепенно увеличивается за счет разгибания локтей).
«Падания» на руки взрослого, стоя к нему лицом, и затем спиной. Когда ребенок готов к этому, можно предложить «падать» с закрытыми глазами.
Прыжки с закрытыми глазами с небольших возвышений. В начале занятий взрослый удерживает ребенка за руки.
«Толкания». Ребенок бежит к взрослому (расстояние не более 2-3 метров), взрослый мягко отталкивает ребенка. Задача ребенка - удержать равновесие. Сначала отталкивать ребенка нужно примерно в области живота, легким движением, постепенно перенося движение выше, так как при этом центр тяжести смещается и равновесие удерживать сложнее.
Хождение по скамье (можно проводить как игру «Перейди через пропасть»).
Перелезание через стулья (2 стула ставятся спинками друг к другу, упражнение хорошо проводить с 2-я детьми, при этом им нужно помогать друг другу).
Качание в гамаке. Гамак должен быть подвешен «петлей», и охватывать тело ребенка.
Билатеральные нарушения
Функциональная связь полушарий формируется в период младенчества. Период ползания является важнейшим этапом для ее формирования. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.
Формирование парной работы полушарий мозга в двигательной сфере у здоровых детей находится в состоянии постоянного поступательного развития. Дефицитарность межполушарного взаимодействия обязательно отражается на двигательной сфере ребенка. Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.
У детей билатеральными нарушениями часто наблюдаются проблемы с двусторонними заданиями, такими как хлопки в ладоши, подпрыгивания, прыжки; часто можно увидеть трудности с умениями самопомощи, например, застегивание и завязывание шнурков; дети путают лево-право после 5 -6 лет; избегают пересечения средней линии тела и имеют трудности с выбором доминантной руки. Как правило, у них бывают также нарушения работы вестибулярной и проприоцептивной сенсорных систем.
Принципы работы с ребенком, имеющим билатеральные нарушения
Соблюдается примерная следующая последовательность:
поочередные движения правой и левой руки;
синхронные движения двух рук;
учится фиксировать одну руку на предмете/объекте, а другой (предположительно ведущей, по его выбору) совершать активные целенаправленные действия;
учится пересекать среднюю линию тела;
учится осуществлять не синхронные движения двух рук для выполнения какого-либо действия.
Например:
простые пальчиковые игры;
ловить мяч;
хлопать в ладоши;
собирать пирамидку, доставать предметы, нанизывать крупные бусины и колечки;
рвать бумагу, катать колбаски из пластилина;сложные пальчиковые игры, игры с ладошками («Ладушки»); застегивать пуговицы.
В занятиях с ребенком важно также использовать упражнения, стимулирующие и развивающие вестибулярную сенсорную систему. (Создание «оси» тела – перекатывание, вращение, например игры «Карусель», «Бревнышко»).
Литература:
Концепция вестибулярного анализатора. Тринус К.Ф. Обзор. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2011 – 2 – 66-72.
Сиротюк А.Л.Коррекция обучения и развития школьников. М., 2001.
Ковязина М.С., Балашова Е.Ю., Казакова Е.А. Особенности межполушарного взаимодействия в двигательной сфере у детей в норме и при отклонениях в развитии // Журнал прикладной психологии.
Садовская Юлия Евгеньевна. Нарушение сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Москва, 2011 г .
Э.Д.Айрес . Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития. Теревинф, 2009г.
http://www.sensorysmartparent.com/SSavoid.html
-5842086995
23495096520
165103175Понкратьева Ольга Владимировна
Учитель истории и географии
Конспект урока по географии «Разнообразие живых организмов »
Цель урока:знать классификацию живых организмов, территории их распространения, взаимовлияние живых организмов в природных сообществах: степь, лес (и горы), озеро и река.
Задачи урока:
Коррекционно образовательная: Повторить определение «биосфера», компоненты биосферы.
Изучить разнообразие видов живых организмов. Рассмотреть биологическое разнообразие живых организмов степей, лесов, рек, озёр, водохранилищ Казахстана.
Коррекционно-развивающая: продолжать формирование у учащихся навыков работы с графической наглядностью, географической картой, развивать память, речь, внимание, слуховые анализаторы учащихся, обогащение словарного запаса. развитие связной устной диалогической и монологической речи.
Коррекционная (компонент развитие речи): коррекция звукопроизношения (контроль за соблюдением орфоэпических норм). Развитие слухового восприятия. Развитие грамматически правильной устной речи.
Коррекционно –воспитательная: прививать учащимся познавательный интерес к изучению географии, умение работать коллективно, индивидуально.
Методы: словесный, наглядный, коррекцционный.
Тип урока: урок практического применения знаний. Урок – путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: Презентация MS PP, видеофрагменты «Животные степи», «Животные леса», «Озеро Маркаколь», карточки с заданиями, иллюстрации «Животные лесов и степей».
Словарь урока: Биосфера, живые организмы, животные, растения, грибы, бактерии, птицы, люди.
Ход урока.
Оргмомент
Звучит фоновая музыка
Дорогие ребята, сегодня у нас с вами урок - необычный, я предлагаю вам отправится в путешествие на красивом лайнере (слайд № 1). Мы сможем закрепить наши знания, а так же узнаем много нового и интересного- ведь посетим и рассмотрим красоты степей, лесов и гор, озер и рек Казахстана (слайд № 2, 3). Но в начале, скажите, что вы пожелаете друг – другу? Учащиеся проговаривают пожелания друг – другу пожелания.
Итак, в добрый путь!!
Метод: словесный. Коррекционный приём (для Карины) : чтение с губ.
Целеполагание
Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужно приобрести билет, а чтобы сделать это нужно выполнить задания. Я предлагаю вам выполнить упражнение по карточкам.
Работа со словарём урока
1.Упражнение «Вставь пропущенную букву»
2 Чтение словаря урока.
Б а к т е р и и Ж и в о т н ы е Р а с т е н и я Г р и б ы П т и ц ы Ж и в ы е о р г а н и з м ы
Ч е л о в е к
Оценивание каждого этапа - формативное. Задание выполнено правильно
допускаешь ошибки, будь внимателен! - затрудняется выполнить задание.
Актуализация опорных знаний учщихся.
- Ребята, вы приобрели билеты и отправляемся в путешествие.
Первая станция – «Живые организмы на Земле».
На этой стации вас ждут задания:
Карина - написать на карточке определение к термину «Биосфера» - «Живая оболочка Земли»
Нурай - подписать на карточке расшифровку термина «Биосфера»
«Биос» - «жизнь», «Сфера» - «оболочка».
Гулим - заполнить класстер «Состав биосферы».
Бактерии,
Грибы,
Мхи и лишайники
Растения
Деревья
Животные
Рыбы
Насекомые
Человек
станция «Степи Казахстана».
-Мы отправляемся на следующую станцию. Мы путешествуем по Казахстанским степям.
Какие животные обитают в степях?
Зашита домашнего задания. (на листе А3 наклеены изображения животных степи и написано краткое описание природы степей).
Задание для закрепления - «Заполни пробелы». Нужно на карточке дописать пропущенные названия животных.
Физминутка - «Дыхание вольной степи» - дыхательная гимнастика.
Видеофрагмент «Животные степи»
станция «Леса и горы Казахстана».
Зашита домашнего задания. (на листе А3 наклеены изображения животных лесов и гор и написано краткое описание природы).
Видеофрагмент «Животные - Заилийский Алатау». 2 минуты
Задание для закрепления «Найди и исправь ошибку» - взаимопроверка. Нужно вычеркнуть животных, которые обитают не в горах и лесах.
станция «Озёра и реки Казахстана».
Задания: показать на физической карте Казахстана - Каспийское, Аральское моря, озеро Зайсан, Бухтарминское водохранилище.
Зашита домашнего задания. (на листе А3 наклеены изображения видов рыб БВ и озера Зайсан и написано краткое описание природы).
Задание для закрепеления: кроссворд «Рыбка».
Видеофрагмент «Бухтарминское водохранилище» 3 минуты
Итог урока: Ребята, мы успешно совершили путешествие по Казахстану. Я хочу отметить активное участие кадой из вас на уроке. Подведём итоги урока. По выставленным карточкам (треугольник, круг, прямоугольник) выставляется оценка за урок.
Рефлексия:
«Круг радости» - учащиеся встают в круг и говорят по цепочке чем был интересен и полезен урок.
Звучит фоновая музыка В завершении - по кругу произносим фразу «Мы любим и умеем учиться !».
-7175534925
-12185651906905