Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации. География 5 — 6 класс. Линия УМК Полярная звезда В.В. Николина. Учебное занятие Влага в атмосфере.


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Валикова Светлана Викторовна

Район
Автозаводский

Место работы
МБОУСОШ №58

Должность
Учитель географии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет
География

Класс
5-6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)
Линия УМК «Полярная звезда», авт. В.В. Николина.

Тема учебного занятия
Раздел: «Атмосфера- воздушная оболочка Земли». Тема занятия: «Влага в атмосфере».

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.
Форма организации УВП: организационно – деятельностная. Обобщение полученных знаний и применение их на практике.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия
Урок проводится согласно тематическому планированию в разделе: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» по теме: «Влага в атмосфере». № урока 9. На её изучение отводится один час. По данному разделу изучено три темы. Обучающиеся знакомы с составом и явлениями, происходящими в литосфере, гидросфере (после изучения разделов «Литосфера», «Гидросфера»). Знают каков состав и строение атмосферы, какое она имеет значение для человека, причинно- следственные связи изменения температуры воздуха с высотой, широтой, в результате близости или удаленности от океана, структуры подстилающей поверхности и изменения угла падения солнечных лучей. Овладели знаниями давать определения понятиям, определение температуры воздуха при помощи термометра, вычисления среднесуточных температур и амплитуды их колебания. Обучающиеся объясняют понятие атмосферное давление, от чего оно зависит? Почему дует ветер и какой он бывает, освоили пошаговую структуру построения розы ветров. Впервые познакомились с «Климатической картой» и условными обозначениями на ней. Изучая тему «Влага в атмосфере» обучающиеся на основе собственных наблюдений делают выводы о том, что происходит с водой в атмосфере, выделяют отличительные свойства влажного и сухого воздуха, разных видов облаков, причин выпадения осадков их количества и видов. Находят на физической карте самые «мокрые», «сухие» места на Земле, овладевают способом решения задач на вычисление относительной влажности воздуха и принципами действия простейших метеорологических приборов.

Учебная задача
Открыть способ
Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию
Овладеть теоретическим знанием в области и способами его прикладного использования
Учебные задачи
- Вовлечь учащихся в образовательную коммуникативную организационно – деятельностную ситуацию, направленную на формирование и оценку способствующих освоению систематизирующих знаний и оценку навыка рефлексии, в т.ч. первичному ознакомлению с понятиями ( абсолютная, относительная влажность воздуха, облака их виды, атмосферные осадки); выявление особенностей и явлений изучаемых объектов, процессов и явлений, а также связей между ними ( изменение свойств воздуха с высотой); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
- Овладеть теоретическими знаниями в области географии, направленными на формирование сотрудничества (работа в парах при заполнении таблицы, ведение, анализ календаря погоды) и разделение ответственности за конечный результат.


Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель
Уровень
Базовый («обучающийся научится»)
Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)
Обучающиеся научатся объяснять процессы и явления, происходящие с водой в атмосфере.
Обучающиеся получат возможность научиться проводить с помощью приборов измерения количества осадков, влажности воздуха, направления и скорости течения водных потоков; читать климатическую карту создавать простейшую климатическую карту по собственным наблюдениям .

Цель – способ (метапредметный результат)
Обучающиеся откроют способ овладения навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности на основе уже полученных знаний и умений.
Обучающиеся получат возможность формировать умение ставить вопросы, выдвигать гипотезы и обосновывать их, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, выполнять практические и познавательные задания, осуществляя познавательную рефлексию.

Цель – ценность (личностный результат)
Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность коммуникативной компетентности в образовательной, исследовательской и других видах деятельности, сформируют представление о значимости знаний в области географии.
Обучающиеся получат возможность для формирования познавательной и информационной культуры, развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами и техническими средствами информационных технологий.

Исходное состояние обучающихся:
- имеют опыт.;
- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)
- могут определять.;
- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;
- могут планировать, проектировать, моделировать;
- могут контролировать, оценивать и т.д.
Обучающиеся
- имеют опыт работы с учебником схемами, диаграммами, географическими картами, дополнительными источниками географической информации; самостоятельно приобретать новые знания.
- знают о составе, строении, основных географических процессах и явлениях, происходящих в географических оболочках, в т.ч.и атмосферы (изменение температуры воздуха, давления, направления и скорости ветра); умеют устанавливать причинно –следственные связи некоторых явлений и процессов, происходящих в природе (причины колебания температуры в течение суток, причины и следствия разницы в атмосферном давлении на разных участках Земли); дают определения понятиям (атмосфера, ветер и т.д.); знают теорию учебного материала.
- могут показывать, обозначать, определять ГП географических объектов на тематических картах; работать с климатической картой, используя специальные условные знаки (изотермы, изобары, и т.д.), создавать простейшие географические карты.
- могут прогнозировать последствия каких – либо природных явлений, и воздействие человека на природу (изменение состава атмосферы или климата на Земле под в результате деятельности человека); выдвигают гипотезы и пытаются их доказать; сравнивают (ГП объектов, температуру и давление на разных территориях Земли)
- могут проектировать простейшие схемы природных процессов с их взаимосвязями, давать описание их образов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы (применение термометра, флюгера, барометра, ведение календаря, наблюдения за погодой, построение розы ветров), создавать письменные тексты, схемы, таблицы, устные сообщения, сопровождаемые презентацией.
- могут контролировать, оценивать свою деятельность, используя приобретённые знания и умения в практической деятельности (Пр р. «Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра»); работают, как в группах, так и самостоятельно, давая адекватную оценку себе и одноклассникам, рефлексивно – оценочный метод (« Сегодня на уроке я ставлю себе (своему товарищу) оценку ).

Формы оценки планируемых результатов
Предметный результат
Метапредметный результат
Личностный результат


- Знатют, что происходит с водой в атмосфере.
- Отличают влажный воздух от сухого.
- Определяют причины образования облаков; приводят их простейшую классификацию.
- Выделяют на карте территории с наименьшим и наибольшим количеством осадков (определяют причины).
- Имеют представления о видах осадков, о правилах работы с осадкомером.
- Умеют давать определение понятиям (абсолютная влажность, относительная влажность, атмосферные осадки, облачность).
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; формирование умений вести самостоятельный поиск, анализ; развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи
Формирование познавательной культуры, в т. числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, доступными инструментами при соблюдении норм и правил поведения в группе.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку





Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение
Основная литература
Дополнительная литература
Интернет - ресурсы
ЭОРы


- Учебник по географии 5 -6 класс/ В.В. Николина и др.:М.: Просвещение,- Академический школьный учебник «Полярная звезда»;
- Рабочая тетрадь «Мой тренажер»;
- Проектные и творческие работы;
- Атлас и контурные крты.

- Рабочие программы к линии учебников;
- Большой универсальный атлас мира.
- Поурочное планирование 5-6 класс;
- «Конструктор» текущего контроля.
- ФГОС география 5-6 класс.
- Презентации, видео уроки по линии учебников;
- Интеракт.карты
- Электронное приложение к учебнику;
- Учебные диски.


Техническое обеспечение
Интерактивное оборудование, глобус физический, климатическая карта, школьная метеостанция с метеооборудованием.




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)











1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
Предъявление учителем своей индивидуальности
Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества
Создание комфортной психологической атмосферы урока


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале
Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.


1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»
Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся
















2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата
Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).
Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности
Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
Построение системы конкретно-практических задач
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу
Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)
Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения



Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся
(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный
1.1. Вхождение в контакт
1.1. Организационный момент.
Приветствие.
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы тихонечко садитесь.
И работать не ленитесь.
Наша тема : «Гидросфера»
Завершилась, как не жаль
И теперь, зовет нас вдаль
Атмосфера – оболочка









- Воздушная оболочка Земли


1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
1.2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Повторяем изученный материал о атмосферном давлении и ветре.

- Тестовые задания (например, ветер, резко меняющий свое направление по сезонам называется)



- Объясните, почему высота столбика ртути в барометре уменьшается при подъёме вверх и увеличивается при спуске.

- Работа в группе 4 человека. Задание: построить розу ветров по данным календаря погоды.
- Другая группа – оценивают результат, анализируют, доводят информацию до класса.
- Пока идет работа в группах, учащиеся работают с карточками. Примерные вопросы: какое атмосферное давление на вершине горы Эверест, если у подножья оно нормальное; указать стрелкой направление ветра, если АД распределяется: С – 731 мм.рт.ст. и т. д.
- На физической карте показать территорию России, где возникают муссоны и рассказатькак они образуются.






- Давление
- Ветер
- Муссон



- С увеличением высоты давление уменьшается


- Строят розу ветров
- Дают оценку









- Работают с картой


1.3. Создание проблемной ситуации
1.3. - На Земле взаимодействуют четыре оболочки, которые состоят из различных компонентов природы.
- Приведите примеры присутствия воды в каждой оболочке.
- Давайте представим, что воды в оболочках нет. Приведите гипотезы того, что могло бы произойти.
- Называют оболочки, компоненты природы





- Обучающиеся вступают в диалог, приводя гипотезы, доводы, доказательства.







2. Операционно – исполнительский
2.1. Целеполагание и планирование
2.1. - Что может происходить с водой в атмосфере?
- Как вы думаете, какую тему сегодня мы будем изучать?


- Влага в атмосфере


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
2.2. - Вы знаете, что зимним морозным днём изо рта идёт пар. Учёные говорят, что водяной пар невидим.
- Какой вопрос у вас возникает?
- Верно ли с научной точки зрения, что в морозную погоду виден водяной пар.
- В каких состояниях может находится вода в атмосфере.
- Какие виды осадков различают
- Используя данные своих наблюдений, информацию учебника дайте описание видов облаков.


- Почему




- Отвечают и последовательно приходят к определению понятий атмосферные осадки, облака и их классификация


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
2.3. - Водяной пар находится повсюду, но его нельзя увидеть и почувствовать. Однако, он даёт о себе знать. Когда и где?
- Что мы видим над носиком кипящего чайника?
- Что такое влажность воздуха. Какая она бывает?
- С помощью какого прибора определяют влажность воздуха. На чём основан принцип его действия?
Физкультминутка





- Отвечают, дают определения понятиям абсолютная и относительная влажность воздуха, гигрометр(определяют принцип работы)


2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
2.4. Обучающимся предлагается работа в парах по карточкам:
- Определить Относительную влажность воздуха, если при t +12C в 1 м3 этого воздуха содержится 1г водяного пара.
- Какой воздух содержит больше водяного пара: тот, который сформировался над поверхностью Чёрного моря, или тот, который сформировался над поверхностью Карского моря? Почему?
- по радио диктор сообщил, что влажность воздуха достигает 90%. Что это означает Как вы отреагируете на этот факт?
- Используя календарь погоды, проанализируйте, какая облачность наблюдалась в течение месяца в вашей местности.
- Работая в группах, заполнить таблицу

Абсолютная влажность
Относительная ввлажность

Что показывает



В каких единицах измеряется



Что влияет на изменение величины влажности







- Отвечают всему классу. Класс анализирует и даёт оценку.

- Ответ дают, работая с климатической картой (Чёрное, Карское моря, Гавайи, Черапунджи)






- Анализируют состояние облачности в своей местности.



- Заполняют таблицу, делают выводы.


3. Рефлексивно – оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
Подводятся итоги урока.
На листочках продолжим фразу:
На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой на уроке я доволен/недоволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Я ставлю себе за урок 2,3,4,5
- Изобразите на смайликах своё настроение.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов







рисуют


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
Мои достижения по теме
Я знаю
Я умею
Мне интересно








Домашнее задание
- Запомнить определения основных понятий темы;
- Ответить на вопросы рубрики «Запомните» устно;
- Найти на карте в атласе и подписать на контурной карте географические объекты, выделенные в тексте параграфа особым шрифтом.


Заполняют таблицу





записывают















ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации
Сценарий учебного занятия по предмету



ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715