Итоговая практико-значимая работа Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса Ерощенко Светланы Николаевны, учителя музыки МБОУ, Щёлковской гимназии, слушателя курсов повышения квалификации 2016 г.

ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла





Итоговая практико-значимая работа
Рабочая программа по предмету «Музыка»
для 6 класса

Ерощенко Светланы Николаевны,
учителя музыки МБОУ, Щёлковской гимназии,
слушателя курсов повышения квалификации 2016 г.

«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)»
Инвариантный кафедральный модуль 72 час.



Куратор курса – И.А. Переверзева,
старший преподаватель




Москва 2016
Оглавление

Введение 3
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса
1. Пояснительная записка...5
2. Календарно-тематическое планирование.....7
Заключение.....37
Используемая литература.....39



























Введение


В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
В итоговом проекте моей задачей стало обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе теоретических и практических курсовых занятий.
На основе материалов лекций и практических занятий при изучении содержания рабочей (авторской) программы и УМК «Музыка» для основной школы, используя новые термины и понятия, характеристики и пути формирования УУД, были составлены: пояснительная записка, а также проектирование календарно-тематического планирования в 6 классе.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В результате написания проекта мне удалось разработать рабочую программу по предмету «Музыка» для 6 класса с требованиями ФГОС и распределить УУД в предложенных уроках.
Всё это и обусловило необходимость разработки программы с учетом универсальных учебных действий.
Тема работы является актуальной.
Цель итоговой работы:
разработать рабочую программу основного общего образования по предмету «Музыка» для 6 класса с учетом требований ФГОС, на основании рабочей программы авторов - Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.


Задачи итоговой работы:
Изучить и проанализировать нормативные документы и методическую литературу по данной теме.
Составить пояснительную записку к программе «Музыка» и разработать календарно-тематическое планирование для 6 класса.
Проанализировать и систематизировать профессиональные компетенции учителя музыки, приобретённые в процессе изучения программы курса «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки» (в условиях реализации ФГОС ООО).
Адаптировать программу к календарному плану 6 класса в 2016 - 2017 учебном году.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса

1. Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Музыка»

№ п/п
Название раздела
Содержание раздела


Общая характеристика
предмета «Музыка»
Предмет «Музыка» для 5-7 классов в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.


Цели и
задачи предмета «Музыка»
Цель:
формирование и развитие музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
приобщение к музыке; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
развитие общей музыкальности и эмоциональности,
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, эмпатии и восприимчивости;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
освоение жанрового и стилевого многообразия;
воспитание музыкального вкуса учащихся, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности. Изучение музыки, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом становление активной жизненной позиции, успешную социализацию растущего человека, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Значение предмета заключается в расширении музыкального кругозора. Важным является установление внутренних связей музыки с литературой, историей и изобразительным искусством, в понимании процессов образного и драматургического развития


Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» изучается в 6 классе в объёме – 35 ч. в год, 1 раз в неделю. (35-й час выносится во внеурочную деятельность)


Планируемые результаты
изучения предмета
Иметь представления о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений; называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, анализировать произведения, развивать образный строй музыкальных произведений;
Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности;
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
Осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов.
Определять стилевое многообразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох.


Технологии преподавания предмета «Музыка»
Технологии развития процессов восприятия; технологии формирования певческой культуры;
технологии детского музицирования; технологии становления ассоциативно-образного мышления;
технологии проектно-исследовательской деятельности; технологии здоровьесбережения;
информационные технологии; технологии диагностики.


Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью школьников
Программа предполагает широкий спектр внеурочной деятельности: углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности; способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»; организация досуга учащихся в свободное от учебы время.


Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов
Видеоряд; анимация; синтезированный зрительный ряд; дикторский текст; звуковые фонограммы музыкальных произведений; литературный ряд; творческие (интерактивные) задания для учащихся; видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки. Электронная «Энциклопедия классической музыки», «Музыкальные инструменты», аудиоэнциклопедия «Симфонический оркестр», DVD-диск « Композиторы».


Структура тематического планирования
Раздел I «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17часов)
Раздел II «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)


Материально-техническое обеспечение предмета
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Компьютер.
Экран.
Проектор.
5. Презентации.
6. Фортепиано.
Наглядные пособия.1.Портреты композиторов. 2.Альбомы с демонстрационным материалом.


Методическое обеспечение предмета «Музыка»
Примерная программа основного общего образования Искусство.
Примерная программа учебного предмета Музыка 5-7 классы
Рабочая программа учебного предмета Музыка
Учебник «Музыка» 6 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Рабочая тетрадь «Музыка» 6 класс (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
Методическое пособие «Методика работы с учебниками «Музыка» 5-6 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс».
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МР3)
«Уроки музыки. 5-6 классы» (авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

2. Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»


№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Художественно-педагогическая идея урока, раздела
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)





Понятия
Предметные
результаты
УУД
Личностные результаты











I полугодие «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)

1


Удивительный мир музыкальных образов.
Старинный русский романс»
Стр. 6-9
Прослушивание:
Романсы
А. Гурилева,
П. Булахова,
А. Обухова
М. И. Глинки,
А. Балакирева.
Познакомить с жанром камерной музыки - романс.
Определение музыкального образа.

Романс, интонация, музыкальная и поэтическая речь. Музыкальный образ, вокальная музыка, вокал, инструментальная музыка.


Знать и развивать традиции русской песенной культуры Классификация музыкальных жанров: вокальная, инструментальная музыка.
Личностные: формирование эмоционального, осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений, на основе понимания их интонационной природы; осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Регулятивные: самостоятельно отличать интонацию романса и речи.
Познавательные: наблюдать за развитием музыкальных образов.
Коммуникативные: знать, понимать особенности мелодической линии и воплощение стихотворных текстов.
Воспринимать музыкальный образ, как отражение жизненных явлений средствами музыки.
Речевая декламация и романс - это связь прошлого и настоящего.


2


«Песня-романс. Мир чарующих звуков»
Стр. 10-13


Прослушивание:
А. Варламов
«Красный сарафан»
М. И. Глинка «Жаворонок»


Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия
Мелодия, аккомпанемент, рефрен, диалог, композитор, поэт, исполнитель, слушатель, лирические образы.
Песня-романс.

Четко понимать специфику и особенности романса:
лирический, драматический, эпический.
Воспринимать вокальную музыку, как процесс становления
музыкального образа в сознании слушателя.
Владеть навыками музицирования в исполнении песен.

Личностные: формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы;
осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
Регулятивные: самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа, воплощать характер песен о Родине в своем исполнении.
Познавательные: различать какие качества души русского человека запечатлены в музыкальных образах романса.
Коммуникативные: находить поэтическое и музыкальное выражение главной мысли романса.
Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. Знать известные русские романсы.

3



«Два музыкальных посвящения»
Стр. 14-23


Прослушивание:
М. И. Глинка «Я помню чудное мгновенье»,
«Вальс-фантазия»

Познакомить с шедеврами музыкального романса.

Содержание, форма, особенности, контраст, реприза, вступление, кода, фразировка, ритм, оркестровка, вальс, романс.
Уметь определять музыкальную форму романса, передающую тонкие душевные переживания.

Личностные: понимание единства деятельности: композитор – исполнитель – слушатель;
исполнять песни своего родного края,
определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Регулятивные: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений
Познавательные: уметь определять форму романса
Коммуникативные: знать поэтические эпиграфы, раскрывающие смысл романса, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса. Понимать особенности воплощения стихотворных текстов в вокальной музыке и интерпретации образов вокальных произведений.

4



«Уноси моё сердце в звенящую даль»
Стр. 24-25


Прослушивание:
С. В. Рахманинов «Островок»,
«Сирень»


Расширить понятие: мир образов, романсов и песен.


Выразительность, изобразительность.
Приемы развития.
Образы покоя.



Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.



Личностные: понимание единства деятельности: композитор – исполнитель – слушатель;
исполнять песни своего родного края,
определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении.
Регулятивные: самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса, ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Познавательные:
знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.
Коммуникативные: знать приемы развития музыки в романсе.
Выявлять различные музыкальные интонации, понимать особенности стиля композитора.
Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении с природой.


5


«Музыкальный образ и мастерство исполнителя».
Стр. 26-29

Прослушивание:
Произведения в исполнении
Ф. И. Шаляпина из оперы
М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.Шаляпина
Раскрыть красоту музыки оперы и мастерство Шаляпина-певца, научить чувствовать красоту оперного искусства.

Ария, песня, речитатив,
рондо, бас.


Уметь передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.


Личностные: эмоционально откликаться на содержание музыкального произведения
Регулятивные: высказывать суждения о средствах и формах воплощения главной идеи произведения,
самостоятельно выявлять связь музыки, театра, живописи (в творчестве Ф. И. Шаляпина)
Познавательные: поиск новой информации,
понимать красоту и правду в искусстве.
Коммуникативные: расширять музыкальную компетентность
Проявлять интерес к русскому исполнительскому искусству. Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.




6



«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов».
Стр. 30-37
Прослушивание:
М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно»,
М. Мусоргский «Плывет лебедушка»,
М. И. Глинка «Романс Антониды»,
«Марш Черномора»
Познакомить с духовно-эстетическими ценностями отечественной культуры: обрядами и РНП.


Диалог, приемы развития, куплетная форма, народные напевы, хор в опере, жанры народных песен, повтор интонации, народные напевы, контраст интонаций.
Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее. Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Личностные: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,
выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Регулятивные:
самостоятельно различать диалог в РНП
Познавательные:
знать, как при помощи интонаций раскрывается образ.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении и высказывать свою точку зрения,
разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно».
Понимать и любить русские народные обряды, на основе изучения русских народных песен, понимание обрядовых традиций в жизни русского народа.


7


«Образы песен зарубежных композиторов.
Искусство прекрасного пения».
Стр. 38-39


Прослушивание:
Музыка Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта,
М. И. Глинки,
Н. А. Римского-Корсакова.

Знакомство с вокальным стилем бельканто и выявление средств выразительности разных видов искусства.
Бельканто,
Баркарола
Мастерство исполнителя,
Романс-фантазия.
Воспитание музыкального и общего культурного кругозора. Уметь различать становление музыкального образа.

Личностные: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.
Регулятивные: формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальные темы до становления музыкального образа в целом, самостоятельно сравнивать мелодические линии музыкальных произведений
Познавательные:
знать музыкальные термины.
Коммуникативные:
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление,
разучивание песни М. И. Глинки «Венецианская ночь»
Расширять музыкальный кругозор.
Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;


8

«Старинной песни мир.
Песни Франца Шуберта».
Стр. 40-47

Прослушивание:
Ф.Шуберт
«Форель»,
«Аве, Мария»,
«Серенада № 4»,
«Лесной царь»

Познакомить с творчеством композитора Франца Шуберта.

Образы песен, жанры песен, сходство, контраст, выразительность, изобразительность, контраст интонаций, развитие образа, форма, серенада, баллада.
Определять основную мелодику музыкальных произведений Ф.Шуберта.

Личностные: понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
Регулятивные:
самостоятельно сравнивать язык произведений: литература, музыка и живопись.
Познавательные: совершенствование умений и навыков интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа,
знать музыкальные термины, различать эпические,
драматические музыкальные образы в вокальной музыке,
Коммуникативные:
отличать пейзажные зарисовки в музыке
Ф. Шуберта.
Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта. Оценивать характерные черты творчества зарубежных композиторов.
Развитие способности ориентироваться в богатстве и разнообразии музыкальных и литературных жанров.

9

«Образы русской народной и духовной музыки»
Стр. 48-49

Прослушивание:
Н. А. Римский-Корсаков оперы «Садко», РНП, «Снегурочка»,
П. И. Чайковский
«Концерт № 1»
Знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте.

Народные инструменты, напев, наигрыш, инструменты симфонического оркестра.


Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

Личностные: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Регулятивные:
знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.
Познавательные:
работа с разворотом учебника, знать народные музыкальные инструменты.
Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки на человека,
уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.
Постижение мира духовных ценностей музыкального искусства своей страны.
Гордиться русской народной песней.


10

«Русская духовная музыка».
Стр. 50-53
Прослушивание:
Знаменный распев
Произведения С. В. Рахманинова, П. Чеснокова.
Дать представление о духовной музыке
Знаменный распев, партесное пение,
a capella,
тропарь, стихира, величание, молитва, литургия.
Понимать значение духовной музыки.
Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.


Личностные: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Регулятивные:
самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.
Познавательные:
владеть знаниями музыкальных терминов.
Коммуникативные: расширение словарного и эмоционального запаса, разучивание духовного произведения.
Постижение мира духовных ценностей музыкального искусства своей страны.
Уважать традиции духовной музыки.

11

«Духовный концерт»
Стр. 54-57


Прослушивание:
М. С. Березовский «Не отвержи мене во время старости»
(из «Духовного концерта»)

Дать представление о духовном концерте, на основе концерта М.Березовского.


Хоровое многоголосие, духовный концерт, полифония.

Знать особенности русской духовной музыки XVIII века.
Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
умение эмоционально и осознанно относиться к религиозной музыке.

Личностные: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Регулятивные:
самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.
Познавательные:
определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.
Коммуникативные: углублять знание жанра хорового концерта, уметь размышлять о музыке, делать интонационно – образный анализ музыкального произведения.
Понимать и уважать традиции русской духовной музыки; особенности народного и религиозного искусств.



12

«Фрески Софии Киевской»
Стр. 58-61


Прослушивание:
В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской» - фрагменты.


Углубить понятия, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

Арфа. Фреска. Симфония, музыка в народном духе, повтор, вариантность, живописность музыки, контраст образов, варьирование.

Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.
Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Личностные: познание разнообразных сторон жизни человека через музыкально-художественные образы.
Регулятивные:
соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения,
самостоятельно определять средства выразительности, влияющие на характер музыки.
(темп, регистр, динамика, ритм)
Познавательные:
владеть знаниями музыкальных терминов.
Коммуникативные: знать приемы раскрытия музыкальных образов.
Уважать и любить историю Родины. Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.

13

«Перезвоны»
«По прочтении В. М. Шукшина»
Стр. 62-65
Прослушивание:
В. Гаврилин «Перезвоны» Молитва
- фрагменты из симфонии – действа.
Выявление связи музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов
Контраст, сопоставление,
хор-солист,
молитва, вокализ, песня без слов,
благовест, трезвон, набат, перезвоны.

Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов.

Личностные: познание разнообразных сторон жизни человека через музыкально-художественные образы.
Регулятивные:
самостоятельно определят главные интонации музыкального произведения.
Познавательные: музыкально – ритмические движения во время звучания, пластическое интонирование.
определять контраст инструментального и вокального начала.
Коммуникативные: формирование самоуважения и эмоционально – положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, выполнение творческого задания.
Понимание значения колокола в церковных обрядах и в русской музыке. Уважение и любовь к истории Родины. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.


14

«Образы духовной музыки Западной Европы».
Стр. 66-69

Прослушивание:
И. Бах «Токката ре минор»,
«Фуга № 2»
Познакомить с особенностями полифонической музыки.


Стиль барокко, жанры: токката, фуга, хорал,
развитие темы, полифония.
Контрапункт,
Канон, орган, светская и духовная музыка.
Знать особенности полифонической
Музыки Западной Европы.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке.

Личностные: углубление понимания значения музыкального жанра опера, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Регулятивные:
самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.
Познавательные:
сравнивать темы токкаты и фуги.
Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням.
Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.
Знать значение колокола в церковных обрядах.


15

«Небесное и земное в музыке И. Баха. Хорал»
Стр. 70-71
Прослушивание:
И. Бах «Хорал»
«Рождественская оратория»
«Проснитесь, голос к Вам взывает»,
«Хорал № 4».
Познакомить с творчеством И.Баха.
Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека
Хорал, полифония, хор, орган, контрапункт.


Уметь определять многоголосие музыки Баха.


Личностные: размышлять и
выражать свою позицию относительно прослушанной музыки.
углубление понимания значения музыкальных произведений И.С.Баха.
Регулятивные:
самостоятельно отличать характер музыкальных тем музыкального произведения.
Познавательные:
отличать светскую и духовную церковную музыку.
Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням.
Знать значение колокола в церковных обрядах. Понимать и любить шедевры духовной полифонической музыки.



16

«Образы скорби и печали»
Стр. 72-79


Прослушивание:
Дж. Перголези «Стояла мать скорбящая»,
В. Моцарт «Реквием»
Фортуна правит миром.
Стр.76-79
Прослушивание
К. Орф «Кармина Бурана»

Дать представление об образе печали в религиозной музыке.
Познакомить с творчеством
К. Орфа. Образы скорби и печали в духовной музыке. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала.

Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора.
Сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма.
Знать особенности музыкального языка западноевропейской музыки (кантата, реквием)
Уметь сравнивать мелодии кантаты Карла Орфа с древнерусскими напевами, с хоралами И.С.Баха.
Личностные: познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения; эмоциональный отклик на музыку.
Регулятивные:
самостоятельно определять главные интонации музыкального произведения, полифонический склад музыки.
Познавательные: сравнивать темы, части кантаты, знать голоса хора
Коммуникативные: знать приемы раскрытия музыкальных образов.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.
Уважительное отношение к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

17

«Авторская песня: прошлое и настоящее».
Стр. 80-87
Прослушивание:
«Гаудеамус»,
Д. Тухманов «По волнам моей памяти».
Авторские песни
А. Розенбаума,
М. Светлова,
В. Высоцкого,
Ю. Ким,
Б. Окуджавы
Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях.



Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор.


Знать историю становления авторской песни.
Умение совершенствовать навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Личностные: знать особенности жанра авторской песни; выявление связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Регулятивные:
самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты и т.д.
Познавательные: знать жанры и особенности авторской песни.
Коммуникативные:
самостоятельное выполнение творческого задания.
Расширять музыкальный кругозор.
Формировать художественный вкус.
Умение ориентироваться в разнообразии жанров музыкального искусства.



II полугодие «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)

18

«Джаз-искусство - ХХ века».
«Спиричуэл и блюз»
Стр. 88-93
Прослушивание:
Джазовая музыка,
спиричуэлы,
Дж. Гершвин,
Д. Эллингтон,
И. Миллас.
Познакомить с истоками джазовой музыки.
Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, тембр, импровизация, ритм, джазовая обработка.
Знать историю становления джаза и блюза. Узнать характерные черты джазовой музыки.
Личностные: углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей.
Регулятивные:
самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.
Познавательные: формирование словаря музыкальных терминов и понятий,
находить главные музыкальные темы в импровизациях джаза.
Коммуникативные: разучивание песни., коллективное музицирование
Отдавать предпочтения тем или иным жанрам джазовой музыки.
Знать и любить джазовую музыку.

19

«Вечные темы искусства и жизни».
Стр. 96-97


Познакомить с различными жанрами инструментальной музыки. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки

Музыкальные произведение, вокальные, инструментальные программные и не программные произведения.

Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы
(сходство-различие; повтор-контраст).
Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.
Личностные: уметь вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Регулятивные:
знать основные жанры музыки: песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.
Познавательные:
знать уметь отличать камерную музыку и симфоническую,
Коммуникативные: знать жанры камерной музыки: (баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра).
Расширять музыкальный кругозор. Понимать своеобразие и специфику художественных образов камерной и симфонической музыки.
Знать выдающихся исполнителей симфонической и камерной музыки.

20

«Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»
Стр. 98-103

Прослушивание:
Фредерик Шопен – фортепианная музыка.

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная, инструментальная.

Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез.


Знать строение фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.
Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Способность соотносить переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке.
Личностные:
умение эмоционально, образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения, сопоставлять средства музыкальной, художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
Регулятивные:
распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена.
Познавательные: эмоционально откликаться на музыкальные шедевры Ф. Шопена.
Коммуникативные: знать жанр музыки - ноктюрн.
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Расширять образно-эмоциональный диапазон своих музыкальных познаний.

21

«Ночной пейзаж. Ноктюрн»
Стр. 104-107

Прослушивание:
А. П. Бородин «Ноктюрн»
(«Квартет № 2»),
Ф.Шопен
«Ноктюрн – Фа минор».

Дать представление о музыкальном жанре - ноктюрн.


Ноктюрн, квартет, повтор, контраст.

Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. Анализировать различные трактовки одного и того же музыкального жанра, аргументируя интерпретацию замысла композитора.

Личностные:
умение эмоционально - образно воспринимать, характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
Регулятивные:
самостоятельно определять особенности камерной музыки.
Познавательные: эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.
Коммуникативные: четко определять средства музыкальной выразительности, помогающие понять содержание музыки.
Расширять образно-эмоциональный диапазон своих музыкальных познаний.
Ценить музыкальные шедевры.



22

«Инструментальный концерт».
Стр. 108-113


Прослушивание:
А. Вивальди «Времена года»
И.Бах «Итальянский концерт».


Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Антонио Вивальди.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт.


Иметь представление о построении камерной инструментальной музыки.


Личностные: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; петь темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
Регулятивные:
самостоятельно определять части инструментального концерта А. Вивальди
(быстро-медленно-быстро).
Познавательные: работа с учебником,
вспомнить жанр духовного концерта.
Коммуникативные: знать форму построения первой части концерта,
использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Ценить актуальность старинной музыки.



23

«Космический пейзаж»
Стр. 114-119


Прослушивание:
Чарльз Айвз «Космический пейзаж»
Э. В.Артемьев «Мозаика».



Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Познакомить с творчеством композиторов XX века Ч.Айвза и Э.Артемьева.


Выразительность, изобразительность, тембр, колорит, гармония, синтезатор, мозаика.


Понимать оригинальность
музыки и особенную манеру её изложения.


Личностные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам кантаты.
Регулятивные:
оценка воздействия художественного образа,
самостоятельно составлять музыкальный образ.
Познавательные:
осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.
Коммуникативные:
уметь находить сходство и различие в композициях
(Космос и Вселенная).
Интересоваться современной электронной музыкой.
Ориентироваться в средствах музыкальной композиции.



24

«Образы симфонической музыки.
Г. В. Свиридов «Метель»
Стр. 120-127
Прослушивание:
Г. В. Свиридов «Тройка», «Вальс»,
«Весна и осень»,
«Романс»,
«Пастораль»,
романс Н. Зубова «Не уходи»
Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.


Романс, диалог, музыкальная пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразительность, изобразительность, интонация.

Понимать значение симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Различать звучание различных музыкальных инструментов, понимать определение программной музыки


Личностные:
развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.
Регулятивные:
самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.
Познавательные: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.
Коммуникативные: отличать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературных сочинений.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Глубоко вдумываться в музыкальные образы
Г. В. Свиридова.



25

«Образы симфонической музыки».
«Над вымыслом слезами обольюсь»
Стр. 128-131
Прослушивание: Г.Свиридов «Военный марш», «Венчание»
Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях.
Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.



Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония.


Знать интонации музыкальных иллюстраций.


Личностные:
развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы.
Регулятивные:
самостоятельно определять полифоническое ведение голосов.
Познавательные:
знать отличие пьес лирических и драматических
Коммуникативные: выполнить творческое задание.
Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
Гордиться творчеством
А. С. Пушкина.


26

«Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»
Стр. 132-137


Прослушивание:
В. Моцарт Симфония № 40,
П. И. Чайковский «Моцартиана».

Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.


Симфония, контраст образов, тембры инструментов, динамика, сюита, обработка, интерпретация, трактовка.


Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям.
Умение выявлять особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. А. Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы.

Личностные: размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.
Регулятивные:
самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане».
Познавательные: понимать стилевые особенности музыки В.А.Моцарта
и П.И. Чайковского,
Коммуникативные: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского, использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Уметь оперировать терминами и понятиями в пределах изученной темы.
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.


27

«Программная увертюра».
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт».

Стр. 138-141



Прослушивание:
Л. Бетховен увертюра «Эгмонт»


Классицизм в западноевропейской музыке.
Познакомить с жанром программной увертюры.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра.
Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода;
контраст, конфликт.


Уметь отличать увертюры к операм, спектаклям, кинофильмам, от увертюры программного жанра.


Личностные: проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.
Регулятивные:
работа с учебником, самостоятельно отличать главные темы увертюры.
Познавательные: знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.
Коммуникативные: знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.
С уважением относится к современным интерпретациям.



28

«П.И.Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Стр. 142-149

Прослушивание:
П. И. Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» - фрагменты.
Познакомить с более глубоким проявлением взаимосвязи музыки и литературы.


Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов.

Знать этапы разработки разделов сонатной формы.

Личностные: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.
Познавательные: знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.
Коммуникативные: читать
трагедию У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров.
Развивать в себе патриотическое отношение к Родине.

29

«Мир музыкального театра. Балет».
С. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта»
Стр. 150-153
Прослушивание:
С. С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» - фрагменты.

Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.


Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем.
Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, живописи, хореографии, декорации и танца.
Личностные: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение
Регулятивные: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.
Познавательные: знать значение контраста музыкальной темы.
Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном и письменном виде, работа в творческих тетрадях.
Осмысление взаимодействия искусств.
Уважительно относится к классическим шедеврам музыки и литературы. Интересоваться балетом.
Знать ведущих мастеров русского балета

30

«Мюзикл.
Л. Бёрнстайн «Вестсайдская история»
Стр. 154-155


Прослушивание:
Л. Бёрнстайн мюзикл «Вестсайдская история» - фрагменты.


Дать понять, как одно литературное произведение может быть воспроизведено не только в балете, но и в мюзикле.

Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл.

Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения.



Личностные: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений, проявлять творческую инициативу.
Регулятивные: анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений,
самостоятельно находить виды мелодий речитативной и песенной.
Познавательные: узнавать фрагменты, олицетворяющие эмоциональное состояние героев.
Коммуникативные: знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.
Понимание эмоционального воздействия музыки на человека.


31

Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»
Стр. 156-157


Прослушивание:
К. В. Глюк «Орфей и Эвридика» - фрагменты.

Познакомить с творчеством немецкого композитора
К. Глюка на основе оперы «Орфей и Эвридика»


Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия.

Понимать, что сюжет древнего мифа положенного на музыку показывает связь времен и талант композитора.


Личностные: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Регулятивные: самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.
Познавательные: знать основные понятия и термины.
Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки,
творческое задание.
Уважать и понимать оперное искусство.
Размышлять и выражать собственную позицию о прослушанной музыке.
Любить современное искусство, посещать театр.

32

«А. Журбин рок-опера «Орфей и Эвридика»
Стр. 158-159


Прослушивание:
Фрагменты
рок-опера
А. Журбина «Орфей и Эвридика»


Дать представление о рок - опере.


Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист.


Знать, что жанр рок-опера воплотил новыми средствами вечную тему жизни – тему любви и силу искусства.


Личностные: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.
Регулятивные: самостоятельно определять, какую роль в рок - опере играет хор (участник действия)
Познавательные: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов, знать жанры музыки входящие в состав рок - оперы.
Коммуникативные: уметь сравнивать образы рок - оперы Журбина и образы оперы К. Глюка.
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя
Любить современное искусство, посещать театр.



33

Образы киномузыки.
«Ромео и Джульетта» в кино XX века».
Стр. 160-161
Прослушивание:
Музыка из отечественных и зарубежных кинофильмов
(Н. Рота,
Л. Армстронга,
Е. Дога)
Продолжить тему воплощения сюжета трагедии Шекспира на примерах музыки из кинофильмов
Киномузыка, вокальная музыка, инструментальная музыка, лейтмотив, тема.

Получить представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.


Личностные: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
Регулятивные: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.
Познавательные:
если не знать англ. язык, будет ли понятен музыкальный и кино-образ героев.
Коммуникативные: знать, кого из героев характеризует повторяющаяся музыкальная тема.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Закрепление умений эмоционального восприятия музыки, осознание роли музыки в жизни людей
Повышать музыкальный кругозор.



34

«Музыка в отечественном кино».
Стр. 162-163
Прослушивание:
С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский»,
И. О. Дунаевский «Дети капитана Гранта» увертюра.
Фрагменты из кинофильма «Цирк»,
Е. Дога - «Вальс», песня
М. Таривердиев «Мгновения»
Познакомить с различными жанрами киномузыки.

Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино.
И. Дунаевский «Дети капитана Гранта» увертюра, песня
М. Таривердиев «Мгновения»

Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства (кино в частности)


Личностные: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением, произведениями других видов искусства.
Регулятивные: самостоятельно осуществлять суждения о музыкальных фильмах.
Познавательные: понимание воплощения музыкальных образов средствами кино,
знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.
Коммуникативные: творческое задание.
Проявлять интерес к самостоятельным занятиям музыкальным творчеством.
Интересоваться шедеврами русского и зарубежного музыкального кино.
Любить и ценить киноискусство.
Закрепление умений эмоционального восприятия музыки.

35

«Исследовательский проект»
Стр. 164-165

Прослушивание:
Музыкальные произведения, использованные в течение года.
Подбор литературного и музыкального материала для проекта.
Проект, выбор темы, музыкальный образ, истоки, направления, сюжет, суждения, мнение.
Знать правила составления и разработки исследовательского проекта.

Личностные:
владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Регулятивные: самостоятельно защищать разработанный проект.
Познавательные: расширять свой музыкальный кругозор.
Коммуникативные: творческое задание.
Расширять музыкальный кругозор. Проявлять интерес к самостоятельным занятиям музыкальным творчеством.

Заключение


В процессе работы над данным проектом мною была изучена и проанализирована рабочая программа по предмету «Музыка V-VII классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, изучена структура рабочей программы по предмету.
Я пыталась создать документ, включающий в себя основные положения ФГОС основного общего образования, который оказал бы помощь в написании рабочей программы учителям музыки, не прошедшим подобные курсы.
Одной из важных задач, которые стояли передо мной в процессе написания проекта, показать полученные умения и навыки при проектировании рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе.
Теоретические знания, фрагменты музыкально-практической деятельности, новые понятия, нацеленность на готовность формирования универсальных учебных действий, терминология были получены и разъяснены в доступной форме в процессе учебной деятельности на занятиях.
При составлении рабочей программы по предмету «Музыка» в основной школе, я постаралась использовать полученные знания. Считаю, что именно они обеспечивают у учащихся стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в образовательно-воспитательном процессе основной школы.
Чем больше на уроке объем музыкальных впечатлений, учащийся «пропустит через себя», тем быстрее развивается музыкальный слух, память и тем больше он запомнит. Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Учащиеся приобретут способность ориентироваться в музыкальных явлениях, научаться понимать роль музыки в жизни человека.
Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева в 6 классе основной школы. В результате написания итоговой работы, на основании изученных документов мне удалось понять и изложить структуру рабочей программы, классифицировать универсальные учебные действия. Мной создана рабочая программа по музыке для 6 класса основной школы.
Использование данного проекта в работе учителей музыки в 6 классе основной школы, позволит достичь важной задачи в реализации УУД – «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня учащихся посредством воспитания музыкой. Проект не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, входящих в инвариантную часть учебного плана общеобразовательного учреждения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.
Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает их познавательные интересы и способствует расширению музыкального кругозора.
В процессе изучения материалов курса мной приобретены информационно-коммуникационные, инновационные профессиональные компетенции.
Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.
Учителям музыки, создающим рабочие программы по предмету, я рекомендую использовать в своей работе методическое пособие «Планируемые результаты обучения». Авторы О.В. Ибрагимова, Д.В. Корнев, И.А. Переверзева, Г.П. Сергеева, О.Н. Чернилевская.


Используемая литература

Закон Российской Федерации «Об образовании»
(от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ). – С. 5-6.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5-6.
.Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г., Хиленко Т.П., Шевелева Н.Н., Яковлев Д.Е. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе: методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – С. 5-6.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – С. 5-6.
Примерные программы по учебным предметам. - М.: Просвещение, 2011. С. 5-6.
Рабочие программы по предмету «Музыка». 5-7 классы. /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011. – С. 5-6.
Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001.С. 5-6.
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, учебное пособие, М. ГОУ Педагогическая академия, 2010
Рабочие программы по предмету «Музыка». 1 – 4 классы. – М., 2011. – С. 5-6.
Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учебное пособие/ В.П. Анисимов – М.: Владос, 2004. – С. 5-6.
Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – С. 5-6.
Рабочая программа. Музыка. 1 – 4 классы /Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2011. – С. 5-6.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год. Интернет-сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [дата обращения: 20.02.2014]









13PAGE 15


13PAGE 14715




15