Воспитательная работа с трудными детьми


Доклад «Воспитательная работа с трудными детьми»
Обучающиеся я с отклоняющимся поведением нередко называют трудными и педагогически запущенными. Понятие «Трудные подростки» в педагогике получило широкое распространение. Наряду с этим, часто говорится о педагогически запущенных подростках, которые нарушают моральные и правовые норму поведения и далеко не всегда поддаются общепринятым мерам воспитательного воздействия, особенно в первый период работы с ними.
Трудный подросток - совсем не обязательно нарушает порядок. Большие затруднения испытывают педагоги и воспитатели с детьми, которые плохо учатся, но установленного порядка не нарушают. Есть подростки замкнутые, необщительные, с которыми очень трудно найти общий язык. Очень сложно работать с обучающимися с психологическими чертами характера, с другими отклонениями в деятельности нервной системы и психики.
Так что подходить ко всем детям с отклоняющимся поведением нельзя. Понятие «педагогически запущенный» имеет свой смысл. Отклонения в поведении немалого числа обучающихся обусловлены невниманием к их воспитанию, безнадзорностью, а то и просто моральным влиянием со стороны окружающих их лиц.
Трудный подросток — результат прежде всего неправильного воспитания. Даже, если у него не совсем в порядке нервная система или психика — это тоже следствие каких-то ошибок, неблагоприятных условий воспитания. Неправильным воспитание может быть не только в семье. Но и в учебном заведении. Его наиболее частые проявления: неверный подход к ребенку со стороны педагога, плохо знающего возрастную и психологическую психологию, или просто предвзято относящегося к учащемуся; отсутствие со стороны педагога должного педагогического такта, противопоставление его другим его сверстникам («Ты плохой, а посмотри, какие вокруг хорошие!», неправильное использование мер педагогического воздействия, в частности поощрений и наказаний, противоречия между словами и поступками педагогов и многое другое. Безусловно, истоки отклоняющегося поведения чаще всего находятся в семье. Техникум не всегда видят эти истоки и поэтому не принимают должных мер. Чтобы разработать педагогически целесообразную стратегию перевоспитания трудного подростка, над прежде всего выявить его индивидуальные особенности и комплекс породивших отклоняющееся поведение причин, а уже потом на этой основе принимать соответствующие меры.
Как известно, человек формируется в общении. Маленький ребенок, а потом и подросток становятся полноценной личностью только в общении со сверстниками, со взрослыми. У большинства трудных обучающихся такого общения со взрослыми не было и нет, и не просто общения, а такого, которое вызывает у подрастающего человечества положительные переживания.
Поэтому взрослые в представлении такого ребенка не только не являются его опорой и наставниками, не говоря уже — друзьями, защитой, но, наоборот, в них он видит врагов. Недоброжелателей. Не доверяет им. Не считается с ними. Возникает барьер между подростком и взрослым, который мешает им найти общий язык, должное взаимопонимание.
Трудные подростки не только недоверчиво относятся к людям. Бывает, что равнодушие, а то и недоброжелательное отношение взрослых ожесточает подростков, делает их злобными. Отрицательное отношение к конкретным людям они неправомерно обобщают и переносят на многих людей вообще. Но эта особенность поверхностна. А по существу, любые, в том числе трудные подростки остро ощущают потребность в заботе, тепле, лавке, только стесняются этого и скрывают такую потребность под личиной равнодушия, грубости, дерзости. Поэтому наряду с любыми другими формами перевоспитания, совершенно необходимо индивидуальное шефство над трудными детми. Опыт учебных заведений показал, что наставник независимо от своего положения, возраста и профессии должен быть настоящим другом трудного подростка. Самым близким для него человеком. Отношения между ними должны быть доверительными, теплыми, подлинно дружескими.
У подростков, не получивших должного воспитания, нет многих необходимых знаний о нравственном поведении и тем более соответствующего опыта. Вместе в с тем аморальные поступки не всегда обусловлены незнанием норм и принципов нравственности, отсутствием должных нравственных представлений и понятий. Поэтому в процессе перевоспитания необходимы и нравственное просветление учащихся, и организация опыта нравственного поведения. Лучше всего, это осуществляется в коллективной, трудовой и общественной деятельности. Здесь воспитываются личная ответственность и ответственность за своих товарищей и их дело, дисциплинированность, умение планировать свои действия и предвидеть их результаты, формируется воля, настойчивость целеустремленность.
Учитывая сказанное, необходимо серьезное внимание уделить воспитанию у трудных подростков таких гуманитарных качеств, как доброта, внимание к людям, стремление прийти к ним на помощь, разделить их переживания, воспитать у подростков тактичное отношение к людям. Эти качества прежде всего воспитываются в деятельности, целью которой является забота о человеке, забота о больных товарищах, участие в благоустройстве общежития, забота и внимание ребят старших курсов над первокурсниками.
С вопросами о дефектах нравственного развития трудных подростков тесно связано приобщение многих из них к курению и алкоголю. В последние годы заметно выросло число несовершеннолетних употребляющих наркотики и токсичные вещества. Все это отражается на здоровье, алкоголь разрушает также личность подрастающего человека, ослабляет его волю, под влиянием алкоголя подросток теряет чувство самоконтроля и может совершить преступление. Еще более пагубны последствия употребления наркотиков и токсичных веществ. Большинство наиболее тяжких преступлений (убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений) совершается подростками в состоянии алкогольного опьянения, либо с целью достать средства для приобретения наркотиков и токсических веществ. Подросток употребляет алкоголь или наркотики, не потому, что это доставляет ему, особенно в первое время, удовольствие. Он стремится подражать старшим, выглядеть взрослым.
Под влиянием алкоголя и наркотиков подростки чувствуют себя свободнее, раскованнее. Уходят от жизненно значимых для них проблем. В профилактике таких нравственных отклонений наряду с антиалкогольной пропагандой и борьбой с курением решающую роль играет формирование у учащихся здоровых духовных потребностей, всяческое развитие их разумных интересов, организация содержательного досуга.
Учеба и производственная деятельность — главные сферы, в которых формируется личность учащегося профтехучилища. На особенности поведения и деятельности подростков прежде всего в этих сферах и должно быть обращено внимание педагогов.