Презентация часа нравственности Путешествие в страну вежливости


Час нравственности «Путешествие в страну вежливости».
(Для учащихся 5 – х классов)
«Поведение – это зеркало, в котором каждый
показывает свой облик».
И. Гете.
Цель: Формирование внутренней культуры детей. Воспитание
уважения к окружающим.
Задачи: 1. Расширять представления детей о правилах этикета.
2. Развивать умение правильно оценивать себя и других.
3. Формировать навыки культурного поведения в
повседневной жизни и опыт нравственных
взаимоотношений в коллективе.
Оборудование: 1.Лотерейные билеты с номерами от 1 до 10 (по
количеству мальчиков в классе). По ходу игры
мальчики тянут билеты с номерами заданий,
учитель читает по книге задания, а мальчики
выполняют упражнения по этикету.
2.Презентация.
3.Карта «Страна вежливости».
4. Письмо от Феи.
5. Рисунки деревьев, листья (желтые и зеленые).
Ход урока.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дети, вот это письмо, которое я держу в руке, необходимо передать Даше Г. Для этого нужно использовать разные слова, вежливые, выражающие просьбу. Начинает воспитатель: «Здравствуйте, дети. Меня зовут Лидия Николаевна. Мне поручили передать письмо Даше Г. Чтобы оно дошло до адресата нужно поздороваться со всеми, назвать свое имя и обратиться с просьбой к рядом сидящему с тобой. Слова, просьбы желательно не повторять, иначе письмо вернется на почту.
Воспитатель: Гена, будь добр, передай письмо Насте.
Передавая письмо дети используют такие слова и выражения:
-Настя, я тебя очень прошу…
- Ваня, если тебе не трудно…
- Света, сделай доброе дело…
- Федор, передай пожалуйста…
- Саша, будь любезен…
- Артем, ты не мог бы…
Даша благодарит за письмо и читает его.
Текст письма.
Здравствуйте, дорогие дети.
Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в одну необыкновенную волшебную страну. Как она называется? Попробуйте угадать сами. В этой стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим и помогают друг другу, любят делать подарки, не перебивают, не грубят, говорят вежливые слова. Догадайтесь, о какой стране идет речь? Как же она называется?»
Фея доброты и вежливости.
Дети: Страна вежливости.
Воспитатель: Да, это страна вежливости, срана, этикета, страна культуры. И мы с вами будем путешествовать по этой стране. Прежде, чем отправиться в путешествие давайте поговорим о культуре. Дети, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, сортовой груши?
Примерные ответы детей:
- Дикая груша растет где попало и как попало, культурная - в саду.
- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.
- Плоды дикой груши некрасивые и невкусные, а у культурной поды хорошие.
Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо за них не стыдно.
Воспитатель: Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети: С культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Воспитатель: Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
- Можно сделать прививку от гриппа и дифтерии.
- Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.
- Можно привить хорошие привычки и навыки.
Воспитатель: Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети: Культурным.
Воспитатель: Что значит быть культурным человеком?
Примерные ответы детей:
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
- Значит вести себя так, чтобы не опозорить.
- Значит вести себя так, чтобы родителям не было стыдно.
Воспитатель: А как вы думаете, дети, какого человека в старину назвали «неотесанным»?
Примерные ответы детей:
- Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
- Того, кто ничему не учился.
- Того, кто никто не уважает.
Воспитатель: Действительно так. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении – невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.
Ребята, а хотите ли вы быть культурными?
Детям раздаются листы с нарисованными на них деревьями и листочки, вырезанные из цветной бумаги (зеленые и желтые).
Задание:
- Если вы хотите быть культурными, вежливыми людьми, знать правила этикета – приклейте несколько зеленых листочков.
- Если считаете, что вам это не нужно и вы не хотите знать правила хорошего поведения, то наклейте желтые листочки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Итак, большинство детей хотят знать правила вежливости и стать культурными людьми. Тогда пришло время отправиться в путешествие по стране вежливости. Ой, ребята, мы оказались в море волшебных слов. А какие слова называют волшебными?
Примерные ответы детей:
- Слова, от которых человеку становиться радостнее и теплее.
- Слова, которые могут подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение.
- Слова, которые помогают найти друзей.
Воспитатель: Правильно. Многие из вас их хорошо знают, умело ими пользуются. Но, чтобы дальше путешествовать мы должны их вспомнить еще раз.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать коллекционерами. Дети, кого называют коллекционером? Правильно, человека, который что-либо собирает (марки, значки, открытки и т.д.).
Вот вы и будете коллекционировать теплые, волшебные слова.
Дети делятся на две команды. Каждой выдается по листу бумаги и ручка. За три минуты нужно написать как можно больше волшебных слов. Определяются победители.
Воспитатель: Вот и наши победители. Мы как вежливые люди должны порадоваться за них и поздравить с победой. Дарим вам букет цветов.
Слайд «Букет цветов»
Воспитатель: Наше путешествие с таким багажом можно продолжать и мы прибыли в город «Приветск».
Ребята, с каких слов люди начинают свое общение?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А что означает слово «Здравствуйте»?
Дети: Пожелание здоровья, здравствуй, т.е. будь здоров, не болей.
Воспитатель: Здравствуйте, ты скажешь человеку
Здравствуй, улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Проводится игра «Давайте поздороваемся».
Если мальчик идет по улице, а навстречу ему знакомая девочка, то кто должен здороваться первым? (Мальчик)
Навстречу друг другу идут две девочки. Например, из 1 и 5 класса. Кто первым должен поздороваться? (Первоклассница)
В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не работает. Обязательно ли здороваться? (Да)
Нужно ли здороваться с соседом по подъезду, если ты не знаешь как его зовут? (Да)
Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе с официантом, который подошел вас обслуживать? (Да)
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них вы увидели своего учителя и проходя мимо вежливо сказали: «Здравствуйте, Елена Анатольевна». Правильно ли вы поступили? (Нет. Приветствовать надо всех.)
Разбор и оценка ситуации по группам.
«Какие допущены ошибки?»
1 группа. Два мальчика встречаются. Один говорит: «Как дела, чувак?» - и хлопает по плечу своего друга. Второй отвечает: «Будь здоров, кабан!» - и толкает его.
Ответ: Обращения злые. Нельзя давать прозвища друг другу. Нужно называть по именам.
2 группа. Прозвенел звонок. Учитель начинает урок. Ученик входит в класс, подходит к преподавателю, протягивает руку и здоровается: «Здравствуйте, Ольга Сергеевна!»
Ответ: Ученик вошел в класс не извинившись, не спросив разрешения. Ученик не может здороваться с учителем за руку.
1 группа. Мальчик пробегает мимо девочки и дергает ее за косичку. Кричит ей в ухо: «Здравствуй, Петрова!»
Ответ: Мальчик некультурный, невоспитанный. Он дернул девочку за косичку, громко закричал и назвал ее по фамилии, а не по имени.
2 группа. В школьном коридоре разговаривают два учителя. Ученик проходит мимо, видит своего преподавателя и вежливо говорит: «Здравствуйте, Мария Ивановна!»
Ответ: Некрасиво поступил, невежливо. Нужно было поздороваться с обеими учителями.
Воспитатель: Молодцы! Действительно, младшие всегда первыми здороваются со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило поздороваться первым никогда не помешает. Принимайте букет цветов (Слайд).
Дети, а знаете ли вы как приветствуют друг друга люди в разных странах? Сейчас мы проведем физкультминутку и вы узнаете об этом.
Дети встают.
В старые времена китайцы здоровались пожимая руки самим себе. А в наши дни как приветствует оратор слушателей? (Выполняют упражнение).
Египтяне раньше приветствовали друг друга отдавая честь – прикладывали ладонь ко лбу. Сегодня так приветствуют друг друга военные. (Выполняют упражнение)
Представители некоторых африканских стран в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой поддерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения. (Выполняют движение вместе с воспитателем).
Некоторые племена Новой Зеландии здороваются прикасаясь друг к другу носами. Как в древности обнюхивали друг друга. (Выполняют упражнение разбившись на пары).
В Индии в знак приветствия прикладывают ладонь к сердцу и наклоняются. (Выполняют упражнение).
У многих восточных народов подтверждением добрых намерений является скрещивание рук на груди или заковывание их в рукава. (Выполняют упражнение).
Воспитатель: Молодцы! И отдохнули и многое узнали о приветствиях других народов.
Ребята, нам пора торопиться и мы продолжаем путешествие по стране вежливости. Нас встречает город «Спасибоград». Как вы думаете для чего и когда нужно говорить «спасибо»?
Примерные ответы детей:
- когда благодарим кого – то за подарок, помощь и услугу и т.д.
Игра «Вставь словечко».
Девочка встретила учительницу и поздоровалась: «Добрый день!»
После еды сын сказал маме: «Спасибо».
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй
А скажи погромче: «Здравствуй!»
4.Вылез крот на белый свет
И сказал ему: «Привет!»
Когда я что-то подарю,
Мне говорят: «Благодарю!»
Если словом или делом
Вам поможет кто-либо
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить ему: «Спасибо!»
Вежливым людям никогда не лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить: «Пожалуйста!»
Воспитатель: Это, конечно, малая часть вежливых слов. Их очень важно знать и к месту применять. Ведь недаром русские народные пословицы гласят – «Порою доброе слово исцеляет лучше, чем лечебное снадобье», «Доброе слово лечит, а злое калечит». Ребята, время нас торопит и наше путешествие продолжается. Мы оказались в чудесном месте – «Замке этикета». Дети, а что такое этикет?
Примерные ответы детей:
- Это правила культурного поведения в обществе.
- Это правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе и т.д.
Воспитатель: Этих правил очень много, но все они сводятся к одному главному принципу: «Уважай окружающих людей». И если будешь исходить из этого принципа никогда не ошибешься.
Задачи на вежливость.
Игра «Беспроигрышная лотерея».
Воспитатель: Ребята, а теперь у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков. (Выходят мальчики). Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет написано какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек. Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билеты с номерами заданий. Учитель читает текст задания и подсказку о том как нужно его выполнять.
Задания для карточек.
Выйти с (имя и фамилия девочки) за дверь:
- надо чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед. С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направиться к двери.
Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
- нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?» Затем взять девочку за руку и вывести ее к доске. С девочкой заранее договориться о согласии.
Помочь девочке (имя, фамилия девочки) надеть куртку
- нужно взять у девочки куртку и держать пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке. С девочкой договориться, чтобы она как только выпадет этот билет вышла к доске с курткой или пальто.
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них который час.
- нужно сказать девочкам: «Извините, что перебиваю вас, скажите, пожалуйста, который час?»
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
- Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста». С девочкой договориться, о том чтобы она заранее вышла к доске.
Вы чихнули. Ваши действия?
- нужно обязательно сказать: «Простите».
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия?
- нужно постучать, открыть дверь и попросить разрешения войти. Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
Вы звоните другу, но вам отвечают, что здесь таких нет. Что вы скажете в ответ?
- нужно сказать: «Извините, пожалуйста, наверно я ошибся номером».
Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия?
- нужно встать и обратиться к учителю: «Садитесь, пожалуйста, (имя и отчество учителя).
10.Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой.
Предложите ей свою помощь.
- нужно подойти к старушке и сказать: «Давайте я вам помогу». Одна из девочек должна сыграть роль старушки.
11.Скажите всем девочкам: «Доброе утро, девочки!»
12. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?
- всем нужно встать и стоять пока бабушка не сядет или не выйдет из комнаты или сама не предложит вам сесть. Одна из девочек может сыграть роль бабушки.
Воспитатель: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной?
Примерный ответы детей:
- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит мы вели себя культурно.
- Мы выиграли знания о том как нужно вести себя в разных ситуациях.
Воспитатель: Мы с вами живем в 21 веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще без них обойтись?
Примерные ответы детей:
- Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.
- Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.
- Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.
Воспитатель: Ребята, Продолжаем наше увлекательное путешествие. Я предлагаю остановиться в городе «Гостинск». Как вы думаете зачем люди ходят в гости?
Примерные ответы детей:
- Хочется кого-то увидеть, пообщаться.
- Люди общаются по телефону, обмениваются письмами, встречаются на улице.
Воспитатель: И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с походом в гости. Итак, представьте, что мы в гостях. Нас пригласили за стол. И сейчас мы посмотрим знаете ли вы правила поведения за столом. Для этого предлагаю вам тест.
Детям раздают ручки и листы бумаги.
Тест «Как вести себя за столом».
Необходимо из всех предложенных ответов выбрать один правильный и записать под номером 1 выбранную букву.
За стол нужно садиться:
А) в шапке;
Б) в пальто и варежках;
В) сняв верхнюю одежду и вымыв руки.
Во время еды:
А) сначала нужно проглотить пищу, а потом говорить;
Б) можно разговаривать с набитым ртом;
В) важно откусывать самые большие куски.
За столом нужно:
А) сидеть согнувшись;
Б) класть локти на стол;
В) сидеть на согнутых ногах;
Г) сидеть прямо, положив руки на колени.
Тебе необходимо что-то достать со стола:
А ) вежливо попросить передать;
Б) встанешь на стул и сам достанешь.
За едой люди:
А) читают книги;
Б) не читают и не пишут.
Из общего блюда вежливо брать:
А) самый большой кусок;
Б) кусок который лежит в центре;
В) крайний кусок.
Косточки от компотов и фруктов:
А) плюют на стол;
Б) аккуратно выплевывают на ложечку и складывают в блюдце;
В) выплевывают в руку и кладут в карман.
Торт красиво есть:
А) руками, облизывая их от крема и крошек;
Б) маленькой ложечкой;
В) большой ложкой.
Когда пьешь чай:
А) ложку нельзя оставлять в стакане;
Б) все время мешай чай ложкой.
Воспитатель: Молодцы! Заслужили букет цветов. И запомните, что с самого детства надо осваивать науку общения, вести себя так, чтобы всем было приятно, легко и удобно с вами общаться. Нужно быть хорошим гостем и хорошим хозяином.
Ну что же, ребята, в гостях хорошо, а дома лучше. Нам нужно возвращаться домой. Наше путешествие заканчивается. Вы справились с последним заданием. Волшебная страна вежливости для вас открыта. Добро пожаловать! Каждый из вас может стать жителем этой страны. Надо только соблюдать правила культурного человека.
Теперь снова возьмите листы с нарисованными деревьями. И наклейте зеленый листик, если вы запомнили правила этикета и будете стараться выполнять их, а желтый, если правила этикета вам не нужны и их необязательно выполнять.
Воспитатель подводит итоги и прощается с детьми.