Внеклассное мероприятие на тему: Путешествие в страну Вежливости(4класс)

Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, сердечки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», стихотворение «Добрые слова», стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.         Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.             
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на солнышко, лучи из вежливых слов
Ход внеклассного занятия:
I. Организационный момент.
 Если хмуримся с утра,             
         Нам поможет доброта.          Ну-ка, дети соберитесь,                                        И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 
(Звучит песня в исполнении учащихся «Улыбка»).
II. Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не сможем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми. Каким же должен быть воспитанный и вежливый человек? Чтобы узнать об этом сегодня мы отправимся в путешествие а некую страну...
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Слайд 1
- Я приглашаю вас  в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 2
1. Море Доброты.
2. Океан Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Дворец Извинений.
5. Остров «Дружбы».
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.
- Итак, все готовы? Отправляемся!
Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.
(Звучит фонограмма песни.)
Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра. (Припев повторяют все еще 1 раз.)
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.
Припев
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра. (Припев повторяют все еще 1 раз.)
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты. 1. - Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты».
Слайд 3
- Ребята, а что такое – ДОБРОТА? Ответы детей.
- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.
Слайд 4
Читает учительили дети.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? Ответы детей.
- Что же обозначает слово “добрый”?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).
Слайд 5
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
Ответы детей.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
Доброта
Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета. Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:
Слово это серьезное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нем забота и ласка, Тепло и любовь. В нем стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество В сердце у многих живет И о боли других Позабыть не дает. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
Слайд 6
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди океан Вежливости.
Слайд 7
2. Океан Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость? Ответы детей.
-Давайте, прочитаем на слайде.
Слайд 8
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети: Вежливым.
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
Дети: Нет.
А теперь поговорим о поступках с позиции вежливого человека. Определите правильность решения ситуации.
Ситуация 1: Встречаются Вика и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. Назовите ошибку, которую допустили дети.
Ошибка: приветствуя девочку, мальчик вынимает руки из карманов

Ситуация 2: Марьяна и Саша идут, оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Лейла. Кто первый должен поздороваться?
Ответ: тот, кто обгоняет.

Ситуация 3: Дети 4 класса сидят за партами. В класс вошёл ученик. Кто должен здороваться первым?
Ответ: тот, кто вошёл в класс.

Ситуация 4: В троллейбус заходят подружки. Увидили инвалида. Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека. Назовите ошибку.
Ошибка: не принято рассматривать человека, оглядывать его с головы до ног.

Ситуация 5: Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чём – то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя всё, затем перешла к ящикам тумбы. Вот такая ситуация, назовите ошибки.
Ошибки: в гостях нельзя открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым.

Ситуация 6: В дверях сталкиваются два мальчика, одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен пропустить?
Ответ: тот, кто окажется вежливее.
– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?
– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает - всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”.
– Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак. Слайд 9.
Ученик 1: Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без протеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы Слайд 10. То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее, Вы будете защитником Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы Слайды 11-12 Поможете вы маме И помощь ей предложите Без просьбы – то есть сами. И ежели вы вежливы То всех благодарите И мячика у маленьких Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?  
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Океан Вежливости.
3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».
Слайд 13
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд 14
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.

- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Слайд 15
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим /прости, пожалуйста/.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых словах.
Добрые слова
Ученик 1: Слова “До свиданья!”, “Спасибо!”, “Простите!”, “Пожалуйста!”, “Здравствуйте!” Щедро дарите.
Ученик 2: Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома.
Ученик 3: Слова эти очень, И очень важны, Они человеку, Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить. Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка Игра “Будь внимателен”
Слайд 16
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Будьте любезны, руки вперед. Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
4. Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений».
Слайд 17
- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
– А вот послушайте, что случилось однажды с одним мальчиком.
Дедушка
Попал я в дедушку мячом, И закричал: – А я причем? Но, досчитав, до тридцати, Сказал: – Ну, дедушка, прости!
– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?
Дети: Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть, простите меня за то, что я попал в Вас мячом.
– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.
5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна остановка Остров «Дружбы».
Слайд 18
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- Давайте поработаем в парах.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута).
Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу одного ученика – прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы.
1. Добрые дела
добрый ответ.

2. Добрый человек -
на добрые дела.

3 Жизнь дана
красят человека.

4. На добрый привет –
при матушке добро.

5. При солнышке тепло-
несет мир.

6. Доброе дело дороже-
богатства.

- Итак, проверяем.
Слайд 19
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Добрый человек - несет мир.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. На добрый привет – добрый ответ.
5. При солнышке тепло - при матушке добро.
6. Доброе дело дороже богатства.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути
Слайд 20
А так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия: - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах. - А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? Ответы детей. . Читает учитель или дети.
- Здоровайся при встрече. - Не груби, даже если сердит. - Проявляй доброжелательность. - Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
V. Рефлексия:
– Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
Итак, что вам сегодня на занятии понравилось больше всего? Что вы нового узнали?
Я надеюсь, что вас никогда не будут называть невежами. А вы всегда будете воспитанными и вежливыми ребятами.
 Я рада вашему веселью и улыбкам. Но наше занятие подходит к концу. Давайте заполним «листок  настроения» - нарисуйте на  нем вашу улыбку.
Учащиеся рисуют на «листочке настроения» свои улыбки и прикрепляют их с помощью магнитов вокруг солнышка.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Звучит песня о дружбе.

ЂЂgoogle_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad);15