Рабочая программа к учебникам Данилова А.А., Косулиной Л.Г, Брандта М.Ю, а также Сороко-Цюпа О.С. и Сороко-Цюпа А.О.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Голосновская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
______________Чертова О.П.
Протокол № ____от «___»___________2016 г. «Утверждено»
Директор МКОУ Голосновской ООШ
_________________Чепрасова Е.И.
Приказ №___ от «____»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чеботарь Елены Ивановны
1 квалификационная категория
по учебному курсу «История»
9 класс

с.Голосновка, 2016 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., авторской программы «История России 6-9 классы» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г.Косулиной.- М: Просвещение, 2006 год; авторской программы «Новейшая история зарубежных стран» под ред. Сороко-Цюпы О.С., М.: Просвещение, 2006 год.
При составлении рабочей программы учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 9 классе.
Задача курса: способствовать формированию исторического мышления, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события; выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умения анализировать и описывать события с разных точек зрения; способствовать формированию целостного представления об историческом пути России и народов мира в ХХ веке,
Основные цели курса:
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д);
- обучение школьников общим принципам постановки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории), выявлению предпосылок событий;
- о причинах революций и реформах, как альтернативном пути развития общества;
- формировать умение использования внешкольных источников информации, находящихся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде (видео, интернет-ресурсы, СМИ, программы дополнительного образования);
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
В ходе изучения курса вести работу по формированию у учащихся:
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;
- умения сравнивать исторические явления в разных странах и регионах, выделяя сходство и различия; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; умения работать с исторической картой; умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений;
Учебники: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России – М: Просвещение, 2003;
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003 г.
Планирование рассчитано на 2 часа в неделю – итого 68 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и кампаний;
- места и обстоятельства этих событий, выступлений и походов;
- крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;
- характерные и существенные черты экономического, социального, политического развития стран;
- термины и основополагающие понятия курса;
Уметь:
- анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последовательность исторических событий и явлений;
- решать познавательные проблемы, используя метод исторического анализа;
- самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения;
- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед нами жизнью;
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;
- описывать положение и образ жизни основных социальных групп в обществе;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические явления, процессы и факты; обобщать и систематизировать полученную информацию;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся;
Содержание курса:
Новейшая история как историческая эпоха
Новейшее время как историческая эпоха. Мир в начале ХХ века – предпосылки глобальных конфликтов. Мировоззренческие изменения и новые явления в культуре первой трети ХХ века. Общество и идеи реформизма в США и странах Западной Европы в начале Новейшего времени. Д. Ллойд Джордж и В.Вильсон о либеральных ценностях и социальной справедливости. Первая мировая война – причины, участники, итоги, последствия. Версальско-Вашингтонская конференция.
Россия в начале ХХ века
Российская империя в начале ХХ века: экономическое и политическое развитие. Самодержавие и общество. Николай П – колеблющаяся власть. Политические течения и партии. Внешняя политика России в начале ХХ века. Русско-японская война и ее последствия. Революция 1904-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная дума. Столыпин П.А. – альтернатива российского реформаторства. Аграрная реформа. Промышленный подьем. Особенности русского капитализма. Культура России в начале века (демократизация культуры, «серебряный век» русской поэзии, начало русского авангарда, российские меценаты).Россия в международных отношениях начала ХХ века. Россия в Первой мировой войне. Полководцы и солдаты на войне. Положение в тылу.
Россия в 1917-1921 гг.
Революционные события 1917 года. Падение монархии. Временное правительство и Советы. Основные политические партии и их лидеры. Кризисы власти. Октябрьские события 1917 года.Установление советской власти. Ленин и диктатура революции. Учредительное собрание. Государственное строительство в Советской России. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи. Брестский мир. Л.Д.Троцкий и «троцкизм». Гражданская война: белые и красные. Герои и жертвы войны. Экономическая и социальная политика в годы Гражданской войны. «Военный коммунизм». Итоги Гражданской войны.
Европа между двумя войнами
Революционное движение. Распад империй и образование новых национальных государств в послевоенной Европе. Возникновение фашизма и национал-социализма. Экономический кризис 1929-1932 годов. Ф. Рузвельт – идеология и реформы «нового курса». Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-е годы. А. Гитлер и Б. Муссолини – роль личности и масс в истории тоталитаризма. Страны Азии в 1920-1930-е годы. Международные отношения в данный период.
СССР на путях строительства нового общества
Кризис 1920-1921 гг. НЭП. Образование СССР. Дискуссия о путях социалистического строительства и обострение внутрипартийной борьбы. «Построение основ социализма» как советская модель ускоренной модернизации (индустриализация и коллективизация сельского хозяйства). Изменения в образе жизни людей. Формирование тоталитарной системы. Конституция 1936 года. Особенности социальной политики в СССР в 30-е годы. Репрессии. Национальная политика. Международные отношения и внешняя политика СССР в 20-30 годы. Советско-германский договор 1939 года. Советско-финская война 1939-1940 гг. Образование и культура. Деятели советской науки и культуры, их открытия, произведения и судьбы.
Вторая мировая и Великая Отечественная война
Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Этапы и крупнейшие сражения войны. Человек на войне (полководцы и солдаты, труженики тыла). Г.К. Жуков – военный успех и человеческие жизни. Советский тыл в годы войны. Национальная политика в годы войны. Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории. Партизанское движение, его герои. Антигитлеровская коалиция. Международные конференции. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Война в памяти народа, произведениях искусства.
Европа после Второй мировой войны
Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН. Изменения в Европе после Второй мировой войны. Образование «западного» и «восточного» блоков. Международные отношения в период «холодной войны». Научно-техническая и информационная революция; их социальные и экологические последствия. Переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. Социально экономическое и политическое развитие США и стран Западной Европы во второй половине ХХ- начале Х1Х века. Изменения в социальной и политической идеологии. Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центрально-Восточной Европы. Международные отношения во второй половине ХХ века. Европейская интеграция. ООН и ее роль в современном мире. Глобальные проблемы человечества в конце ХХ – начале ХХ1 века. Культура народов мира во второй половине ХХ – начале ХХ1 века. Наука и религия в Новейшее время. Массовая культура. Роль средств массовой информации.
СССР во второй половине ХХ века
Послевоенное восстановление хозяйства. Жизнь и быт людей. Ужесточение внутриполитического курса. Политические события середины 1950-х годов. «Оттепель». Н.С.Хрущев и реформы второй половины 1950-1960 гг. ХХ съезд КПСС и его значение. Успехи советской науки. Начало освоения космоса – Ю.А.Гагарин.консервативный поворот середины 1960 гг. Нарастание кризиса тоталитарной системы. Л.И.Брежнев – стабильность «застоя». Внешняя политика СССР в 1945-1980 гг. (политика «холодной войны» и «разрядки», достижение военно-стратегического паритета с США, афганская война). СССР и страны мировой социалистической системы.
Предпосылки изменения государственного курса в СССР во второй половине 80 годов. Перестройка и политика «гласности», ее влияние на советское общество. Причины провала попыток «ускорения». М.С. Горбачев – «новое мышление» и старые проблемы российского реформаторства. Внешняя политика СССР во второй половине 80 годов. Нарастание экономического кризиса и обострение межнациональных противоречий в стране. Образование новых политических партий и движений. Августовские события 1991 года. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Становление нового Российского государства. Б.Н. Ельцин и реформаторы «новой волны». «Шоковая терапия», переход к рыночной экономике и его альтернативы. События октября 1993 года. Принятие Конституции Российской Федерации. Политическое и экономическое развитие современной России. Проблемы развития науки и образования.
Россия в начале ХХ1 века
Российское общество в условиях постсоциалистических реформ. Политические лидеры и общественные деятели современной России. В.В. Путин и проблемы реформирования Российского государства в начале ХХ1 века. Россия и СНГ. Россия и мировое сообщество.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п тема К-вочасов Тип
урока Оборуд. М/псвязи Индив.
работа дата
план факт
Тема: Новейшая история как историческая эпоха
1 Индустриальное общество в начале ХХ века 1 Лекц. Учебник ЭконРаб.стетр. 02.09 2 «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны 1 КомбУчебник карта Общ эконРабота с карт. 07.09 3 Первая мировая война 1 Комб-/- Право -/- 09.09 4 Мирное урегулирование.
Версальско-Вашингтонская конференция 1 Комб-/- -/- Работа с тетр. 14.09 5 Обобщающее повторение по теме: «Новейшая история как историческая эпоха» 1 Контр знаний 16.09 Тема: Россия в начале ХХ века
6 Россия на рубеже Х1Х-ХХ веков 1 Лекц. с эл.бес. Учебник карта ГеогрэконРабота с карт. 21.09 7 Экономическое развитие страны 1 Комб. Хрестом. Эконом. 23.09 8 Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. 1 Комб. -/- общество 28.09 9 Внешняя политика царского правительства.
Русско-японская война 1904-1905 гг. 1 Комб-/- -/- -/- 30.09 10 Революция 1905-1907 гг. в России 1 Комб-/- Общ -/- 05.10 11-12 Третьеиюньская монархия.
Реформы Столыпина 2 Комб-/- -/- -/- 07.10
12.10 13 Культура России конца Х1Х – начала
ХХ века 1 КомбИл. МХК Сообщ. 14.10 14 Россия в Первой мировой войне 1 КомбУчебник карта Геогр общ Работа с картой 19.10 15 Обобщающее повторение по теме: «Россия в начале ХХ века»
1 Зачет Тесты Работа с тестами 21.10 Тема: Россия в 1917-1921 годах
16 Февральская революция 1917 года в России 1 КомбУчебник Общ Раб.стетр. 26.10 17 Россия весной и летом 1917 года 1 Комб-/- -/- -/- 28.10 18 Октябрьские события 1917 года 1 КомбИст.энц-/- -/- 02.11 19 Формирование советской государственно-политической системы. 1 Лекция
с элем.беседыУчебник ист.энц. Общ.экон.
право Работа с тетр. 11.11 20-21 Советская Россия в годы гражданской войны и интервенции 2 КомбУчебник карта -/- Работа с картой 16.11
18.11 22 Экономическая политика белых и красных 1 Хрестом. -/- Раб.с док. 23.11 23 Экономический и политический кризис начала 20-х годов 1 Комб. Учебник, хрестом. -/- Работа с докум. 25.11 24 Обобщающее повторение по теме: «Россия в 1907-1917 гг.» 1 Контр.знанийТесты Работа с тестами 30.11 Тема: Европа между двумя войнами
25 Мировой экономический кризис. «Новый курс» Рузвельта 1 Комб-/- -/- -/- 02.12 25 Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Германия в 30-е годы. Нацизм и установление тоталитарного режима 1 КомбУчебник доп.литОбщ., право -/- 07.12 Тема: СССР на путях строительства нового общества
26 Новая экономическая политика 1 КомбУчебник -/- Работа с тетр. 09.12 27 Образование СССР 1 Комб-/- -/- -/- 14.12 28 Международное положение и внешняя политика СССР в 20-е годы ХХ века 1 Комб-/- Право
Геогр-/- 16.12 29 Политическое развитие в 20-е гг. ХХ века. Духовная жизнь в СССР 1 комб-/- право -/- 21.12 30-31 Советская индустриализация и коллективизация 2 Комб. Учебник и доп. Лит. -/-. -/- 23.12
28.12 32 Политическая система СССР в 30-е гг. ХХ века 1 Комб. -/- -/- -/- 11.01 33 Духовная жизнь в 1930 годы 1 Комб-/- Литер Сообщен. 13.01 34 Внешняя политика СССР в 30-е гг. ХХ в. 1 Комб. Учебник и доп.лит. Право, география Работа с докум. 18.01 35 Обобщающее повторение по теме: «СССР на путях строительства нового общества» 1 Зачет Тесты Работа с тестами 20.01 Тема: Вторая мировая и Великая Отечественная война
36 Вторая мировая война 1 Лекц. с эл.бесУчебник карта ГеогрПраво Работа с картой 25.01 37 СССР накануне Великой Отечественной войны 1 Комб-/- -/- Работа с тетр. 27.01 38 Начало Великой Отечественной войны.
Битва за Москву 1 КомбКарта доп.лит. Общ геогр-/- 01.02 39 Немецкое наступление 1942 года и предпосылки коренного перелома 1 Комб. -/- Работа с доп. Лит. 03.02 40 Советский тыл в Великой Отечественной войне 1 Комб. -/- -/- 08.02 41 Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1 Комб-/- ГеогрРабота с текстом 10.02 42 Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом 1 Комб. -/- -/- 15.02 43 СССР на завершающем этапе Второй мировой войны 1 Комб-/- -/- -/- 17.02 44 Обобщающее повторение по теме «Вторая мировая и Великая Отечественная война» 1 Зачет Тесты Работа с тестами 22.02 Тема: Европа после Второй мировой войны
45 «Железный занавес» «холодной войны» 1 Комб-/- -/- -/- 01.03 46 США во второй половине ХХ века 1 Комб-/- -/- -/- 03.03 47 Страны Западной Европы 1 КомбУчебник карта -/- Работа с тетр. 10.03 48 Страны Восточной Европы 1 Комб-/- -/- -/- 15.03 Тема: СССР во второй половине ХХ века
49 Восстановление экономики СССР 1 Лекц. Хрестом. Эконом. Сообщен. 17.03 50 Политическое развитие и духовная жизнь страны
1 Комб. -/- Право 22.03 51 Международное положение и внешняя политика после Второй мировой войны 1 комб. Учебник карта, энц. Общ. ГеогрРабота с текстом 24.03 52-53 СССР в 1953-1964 гг. Общественно-политическое развитие. Экономика. Внешняя политика. Культура.
2 Комб-/- Общ. Экон. геогр. -/- 05.04
07.04 54-56 СССР в 1964-1984 гг. Общественно-политическое развитие. Реформа 1965 года. Международное положение и внешняя политика 3 Комб-/- -/- Работа с картой
и энц. 12.04
14.04
19.04 57-58 Общественно-политические и экономические преобразования в СССР в 1985-1991 годах 2 КомбУчебник карта. Энц. Экон. общ. Работа с текстом 21.04
26.04 59 Внешняя политика СССР а 1985-1991 гг. 1 Комб-/- Общ. Раб. с тетр. 28.04 60 Российская экономика на пути к рынку 1 Комб-/- Общ. Экон. Работа с текстом 03.05 61 Политическая и духовная жизнь в 1992-1999 гг. 1 Комб-/- Общ. Экон. Работа с текстом 05.05 62
Строительство обновленной Федерации
Геополитическое положение и внешняя политика России 1 Комб-/- Общ. Экон. Работа с текстом 10.05 Тема: «Россия в начале ХХ1 века»
63 Политическое и экономическое развитие России в начале ХХ1 века 1 Комб-/- Общество,
право Работа с текстом 12.05 64 Повседневная и духовная жизнь общества 1 Комб-/- общество Работа с текстом 17.05 65 Внешняя политика России. Россия на пути к инновационному развитию. 1 Комб-/- Общество Работа с текстом 19.05 66 Повторение по теме: «Россия в начале ХХ1 века» 1 Зачет тесты Раб. с тест. 24.05 Резервное время – 2 часа
Перечень учебно-методических средств обучения
Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран, М., Дрофа, 2003
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век, М., Просвещение, 2003
Парецкова С.В., Варакина И.И. Новейшая история зарубежных стран. ХХ- нач.ХХ1 века (поурочные разработки), Волгоград, Учитель, 2007
Кочетов Н.С. История России ХХ век (поурочные разработки), Волгоград, 2007
Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы, М., Просвещение, 2003
Уткина Э.В. Школьные олимпиады. 5-9 классы, М., Айрис-пресс, 2005
Корнева Т.А. Нетрадиционные уроки по истории России в 9, 11 классах, Волгоград, 2004
Ионов И.Н. Российская цивилизация, М., Просвещение, 1998
Историческая энциклопедия в 8 томах