Рабочая программа Всеобщая история. 5 класс. (ФГОС) Линия учебников А.А.Вигасина — О.С.Сороко-Цюпы.

Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Приалейская средняя общеобразовательная школа» -
«Плотавская основная общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим Советом Директор школы
Протокол № _____ от _________Н.А.Срыбная
«____» _____________20___г. Приказ № ___ от
«___»____________20___г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
основного общего образования
/5 – 9 классы/
(базовый уровень)

Рабочая учебная программа составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М: «Просвещение» 2008; Стандарты второго поколения. Примерные программы по истории 5-9 классы. Москва «Просвещение»-2010; Программы общеобразовательных учреждений /
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История. 6-11 классы» М: «Просвещение»-2009;
Программы ОУ. Всеобщая история. 5-9 классы. М: «Просвещение» - 2008 – Авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко, А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, А.О.Сороко-Цюпа.
Рабочие программы «Всеобщая история. Предметная линия учебников А.А Вигасина – О.С.Сороко-Цюпы.5-9 классы/Просвещение-2011.





Рабочую учебную программу составила
учитель высшей категории
Губарева Ольга Васильевна



2015 г.
























Филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Приалейская СОШ» - «Плотавская ООШ»
Алейского района Алтайского края

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим Советом Директор школы
Протокол № _____ от _________Н.А.Срыбная
«____» _____________20___г. Приказ № ___ от
«___»____________20___г.




Рабочая программа
по истории Древнего мира
5 класс
(ФГОС)













Составила Губарева
Ольга Васильевна
учитель
истории и обществознания
высшей категории




2015 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
(5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, р программы основного общего образования по истории и рабочей программы авторов: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и др. «История Древнего мира», Москва, Просвещение, 2011.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование:
- учебника «История древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. - М: Просвещение, 2010;
дополнительных пособий для учителя:
- Г.И.Годер. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение,1988;
- А.И.Скороспелов. Кроссворды для школьников. История. – Ярославль: «Академия развития»,1997;
Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998;
Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М, 1998;
В. Бутромеев. Книга для чтения по истории Древнего мира и Средних веков в 5-7 классах общеобр. школ и гум. лицеев. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,2000.
для учащихся:
Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2008;
Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М: Просвещение, 2008.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD-проект «Мировая историческая энциклопедия».
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса – формировать историческое мышление – даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся определённых умений и навыков.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны знать/понимать:
даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
информационно-поисковой;
учебно-познавательной;
коммуникативной;
рефлексивной;
смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ИДМ. 5 класс.

№ урока
Тема уроков
Содержание темы
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Информационно-методическое обеспечение

1
2
3
4
5
6
7

Введение. Что изучает история (1ч)

1
Введение.
Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счёт лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет).
Вводная лекция с элементами беседы
Индивидуальная работа
- Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Презентация
Стр.6

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)




2
Древнейшие люди
Древнейшие люди – наши далёкие предки.
Прародина человека. Археологические Свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их
Изучение и первичное закрепление
новых знаний.
Групповые формы работы.
-Комментировать и формулировать понятия:
первобытные люди, орудие труда, собирательство.
-Устно описывать первые орудия труда.

СД-диски «Всемирная история. ИДМ. 5 класс»
§1;



изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнём.


-Сравнивать первобытного и современного человека.
-Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе
-Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.



3
Родовые общины
охотников и
собирателей.
Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Изучение и первичное закрепление
новых знаний.
Групповые формы работы.
-Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.
-Называть и охарактеризовывать новые изобретения человека для охоты.
-Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.
-Выделять признаки родовой общины.
-Характеризовать новые способы охоты.
СД-диски «Всемирная история. ИДМ. 5 класс». §2;



















































































4
Возникновение искусства и религии.
Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения.
-Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М, 1986.-С. 4-23

§4;



Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.


-Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
-Охарактеризовать первобытные верования людей.
1986.-С. 4-23
§3;

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)




5
Возникновение
земледелия и скотоводства.

Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождения культа.
Изучение и первичное закрепление нового знания
Групповые формы работы
-Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.
-Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.
-Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.
-Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
-Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.
-Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
-Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М, 1986.-С. 4-23
§4;

6
Появление неравенства и знати.
Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины - к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений
в города.
Изучение и первичное закрепление нового знания
Групповые формы работы
-Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.
-Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия.
-Выявить и сравнить признаки
родовой и соседской общин.
-Характеризовать изменение отношений в общине с выделением
в ней знати.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М, 1986.-С. 4-23
§5

7
Повторение (1ч)
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Групповые формы работы
-использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
-Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
Немировский, А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. -М, 1986. БСЭ. История искусства. - М, 1998. - С. 6-7


Тема 3. Счёт лет в истории (1ч)




8
Измерение времени по годам.
Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.


-Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
-Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
-Уметь определять историческое время по ленте времени.



Раздел II. Древний Восток (20 часов)

Тема 4: Древний Египет (7ч)

9
Государство на
берегах Нила.
Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Изучение
Групповые формы
-Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
-Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
-Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Историческая карта
«Древний Египет».
В. Бутромеев. Книга для чтения по истории
Древнего мира и
Средних веков в 5-7
классах общеобр. школ и гум. лицеев. –М.: «ОЛМА ПРЕСС», 2000. §6




и первичное
работы






закрепление







новых знаний




























































10-










11
Как жили
земледельцы
и ремесленники.








Жизнь
египетского
вельможи.
Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.





***
О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.
Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний
Групповые формы
работы
-Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
-Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.
-Оценивать достижения культуры.
***
-Учиться работать в малой группе над общим заданием.
-Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.
-Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Кру-
школ.-М., 1987.-С. 29.
Атлас древних цивилизаций.
§7; Немировский, А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. -М., 1986. §8




12
Военные походы фараонов
Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Работать с картой в малых группах по единому заданию.
-Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
-Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Карта «Древний Египет». Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол.-М., 1987.-С. 32. Атлас древних цивилизаций. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. -М., 1986. §9

13
Религия древних египтян.
Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги.
Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповые формы работы
-Характеризовать религию древних египтян.
-Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
-Творчески разрабатывать сюжеты
Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М, 1998.-С. 27.



о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».


для инсценирования на уроке по теме параграфа.
БСЭ. Мифы народов мира. - М., 1998. - С. 33. §10


14














Искусство древних египтян.













Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
-Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
-Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Атлас древних цивилизаций. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С.32. БСЭ. Цивилизации Древнего мира. - М., 1998. -С. 10. Искусство: Энциклопедия, с. 8-11. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987. -С. 35-44. §11

15
Письменность и знания древних египтян
Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма.
Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса –
древнеегипетская книга. Школа
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах
-Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
-Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
Атлас древних цивилизаций.
Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С.32.
БСЭ. Цивилизации Древнего мира. - М., 1998. -С. 10. §12



подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы.





16
Повторение по
теме: «Древний
Египет» (1ч)
Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Контроль, коррекция и оценка знаний
Групповые формы работы
-Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
-Анализировать достижения в земледелии.
-Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.



Тема 5: Западная Азия в древности (7 ч).

17
Древнее
Двуречье.
Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения долине.
государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповые формы работы
-Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
-Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
-Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
Загадки истории. Античность. Немировский, А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. - М., 1986 1ы народов мира. -М.,
БСЭ. 1998.-С. 16
§13

18
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Комплексное применение ЗУ Н
Групповые формы работы
-Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.
-Составлять кроссворд по теме урока.
-Характеризовать свод законов Хаммурапи.
-Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Виппер, Р. Ю. История Древнего мира/ Р. Ю. Виппер. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира/ Ю. С. Крушкол.-М., 1986. БСЭ. Цивилизации Древнего мира. - М., 1998. -С. 15 §14

19
Финикийские мореплаватели.
География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповые формы работы
-Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.
-Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
-Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Атлас древних цивилизаций мира. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М, 1998.-С. 41
§15

20
Библейские сказания.
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет.
Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён.
-Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами.
-Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
-Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с
Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира/ Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С. 53
§16



еврейского народа. Бог даёт законы народу.


древности и до наших дней.


21
Древнееврейское царство.
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов.
-Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное.
-Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).
-Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.
Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира/ Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С. 53
§17

22
Ассирийская держава
Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель ассирийской державы.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.
-Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.
-Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят».
-Определять причины падения Ассирийской державы.
Карта «Вавилонское царство в XVIII в. до н. э. Ассирийская держава в VIIIVII вв. до н. э.». Виппер, Р. Ю. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Атлас древних цивилизаций мира. §18
§18

23
Персидская держава «царя царей»
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.
-Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).
-Рассказывать кратко легенды о персидских царях.
Карта «Персидское царство. VI в. до н. э.». Атлас древних цивилизаций мира. Всемирная история в лицах.
§19

Тема 6: Индия и Китай в древности (4ч)


24

Природа и люди Древней Индии.

Страна меду Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг
Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга
Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата.
-Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.
-Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.
-Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.
Карта «Индия и Китай в древности». Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский.-М., 1986.
§20

25
Индийские касты.
Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам
Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашока.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.
-Рассказывать о жизни и обучении брахмана.
-Доказывать, что брахманы – хранители знаний.
-Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.
-Подготовить сообщение о жизни Будды.
-Перечислять достижения древних индийцев.
§21

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.
-Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом.
-Определять и формулировать особенности китайской религии.
-Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.


Карта «Индия и Китай в древности». Семененко, И. И. Афоризмы Конфуция/ И. И. Семененко
§22

27
Первый властелин единого Китая.
Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.


- Рассказывать об отношениях Китая с соседями.
-Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.
-Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях.
-Составлять кроссворды по тематике урока.
Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. М., 1998.-С. 70. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. –М., 1986. –С.83-103 §23

28
Повторение. Древний Восток (1ч)

Повторение основных понятий и фактов по теме
Контроль, коррекция и оценка знаний
Групповые формы работы
Уметь:
- определять значение культурного наследия народов Древнего Востока;
- описывать исторические объекты и культурные памятники;
- выявлять сходства и различия в культуре стран Древнего Востока
Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.

Раздел III. Древняя Греция (20ч)

Тема 7: Древнейшая Греция (5ч)

29
Греки и критяне.

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповые формы работы
-Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.
-Называть отличительные признаки критской культуры.
-Работать с картой, заданиями рабочей тетради.
-Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.
Энциклопедия. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.
§24

30
Микены и Троя.
В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповые формы работы
-Показывать на карте местоположение Микен.
-Выделять отличия между критской и микенской культурами.
-Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.
-На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.
Энциклопедия. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.
§25

31
Поэма Гомера «Илиада».
Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа.
Групповые формы работы
-Рассказывать легенду о жизни Гомера.
-Раскрывать кратко суть поэмы «Илиада».
-Характеризовать образы основных героев «Илиады».
-Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.
Энциклопедия. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998. §26

32
Поэма Гомера «Одиссея».
География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа.
Групповые формы работы
-В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой.
-Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.
-Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.
Энциклопедия. История Древнего мира / Р. Ю. Виппер. Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998. §27

33
Религия древних греков
Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов.
Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.
-Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.
-Сравнить пантеон богов египтян и греков.

Р. Ю. Виппер. Энциклопедия. История. Древний мир.




Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.


-Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.
-Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».
Вопросы и задания по истории Древнего мира / Г. И. Страбинская. - М., 1998.-С. 90. §28

Тема 8: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7ч)

34
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
- Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения.
-Выделять признаки греческого полиса.
-Характеризовать греческий демос,
Кун, Н. А. Всемирная история в лицах (древний мир) / Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции.
§29



деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.


общество в целом.
-Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.
Греции. §29

35
Зарождение демократии в Афинах
Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
-Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа.
-Сравнивать законы Драконта и Солона.
-Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем.
-Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.
Всемирная история в лицах (древний мир) / Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. §30


36
Древняя Спарта
География. Природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
-Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты.
-Характеризовать основные группы населения и их положение.
-Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986.-С. 149. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Древнего мира / С. Г. Смирнов. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. М., 1998.-С. 100 §31

37
Греческие
колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Объяснять причины греческой колонизации, её географию.
- Выделять общее, что связывало греческие колонии.
-Сравнивать финикийскую и греческую колонизации.
-Комментировать наряд грека.
Историческая карта «Древняя Греция». Древняя Греция. Книга для чтения. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986.-С. 155. Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. М., 1998.-С. 101. §32

38
Олимпийские игры в древности
Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании
Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа
Составлять развёрнутый план одной части параграфа.
-Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.
-Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке.
-Оценивать значение Олимпийских
Виппер, Р. Ю. История Древнего мира
§33



Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.



игр для общества того времени.


39
Победа греков над персами в Марафонской битве.
Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповые формы работы
-Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении.
-Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне.
-Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.
Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства»
Картина В. Тамби «Саламинский бой»
§34


40
Нашествие персидских войск на Элладу.
Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповые формы работы
-Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.
-Группировать факты, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу.
-Инсценировать события одного из сражений.
- Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:
* о создании военного флота;
* о Фермопильском сражении;
* о Саламинской битве.
Исторические карты «Греко-персидские войны», «Древние государства».
Картина В. Тамби «Саламинский бой».
§35









Тема 9: Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5ч)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповая форма работы
-Сравнивать военную и торговую гавани.
-Оценивать насколько возможной была покупка раба для каждого грека.
-Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.
- Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.
Древняя Греция: книга для чтения
§36

42
В городе богини Афины.
Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунком. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры
храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповая форма работы
-Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.
-Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.
-Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.
-Создавать короткую
презентацию в Power Point об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками.
-Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).
Древняя Греция: книга для чтения
§37

43
В афинских школах и гимнасиях.

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета
и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы.
Индивидуальная работа
Сравнивать типы школ и систему обучения в них.
-Последовательно рассказывать о каждой из школ.
-Объяснять назначение каждой из школ.
-Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.
-Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.
§38

44
В театре Диониса.
Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы.
Индивидуальная работа
-Объяснять причины особой любви греков к представлениям.
-Называть отличительные признаки комедии и трагедии.
-Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».
-Оценивать роль современного театра для общества.
§39

45
Афинская демократия при Перикле
Сущность афинской демократии в Vв. До н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы
-Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору.
-Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.
-Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время


Трухина, Н. Н. История Древнего мира / Н. Н. Трухина. Немировский, А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / А. И. Немировский. -М., 1986. §40



Афинский мудрец Сократ.



руководства полисом Перикла.




Тема 10: Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3ч)

46
Города Эллады подчиняются Македонии.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповая форма работы
-Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии.
-Характеризовать политические методы Филиппа Македонского.
-Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских.
-Объяснять причины потери независимости Грецией.
-Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.
Всемирная история в лицах. - М., 1999

§41

47
Поход Александра Македонского на Восток.
Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа.
Групповая форма работы
-Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток.
-Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.
-Оценивать поступки А.Македонского, его противников.
Всемирная история в лицах. - М., 1999

§42


48
В Александрии Египетской.
Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.
Комплексное применение ЗУН
Групповые формы работы.
Индивидуальная работа
-Называть причины распада державы А.Македонского.
-Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.
-Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира.
-Сравнить Александрию и Афины.


§43

49
Повторение. Древняя Греция.
(1ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
Обобщение
и систематизация
ЗУН
Групповая форма
работы
-Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции.
-Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
-Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.
Древняя Греция: книга
для чтения.
Всемирная история
в лицах.
Энциклопедия «История
Древнего мира»

§24-§43


Раздел IV. Древний Рим (17 часов)

Тема 11: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3ч)

50
Древнейший Рим
Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Изучение
и первичное
закрепление
новых знаний
Фронтальная, индивидуальная формы работы
-Сравнивать природные условия Греции и Рима.
-Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.
-Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
-Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.
-Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.
Карта «Древний Рим».
Энциклопедия. История.
Древний мир
§44





















Фронтальная, индивидуальная формы работы



































































51
Завоевание Римом Италии
Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Комплексное применение ЗУН
Фронтальная, индивидуальная формы работы
-Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом.
-Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
-Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.
-Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э.
Карта «Древний Рим»
§45

52
Устройство Римской республики
Плебеи – полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме.
Комплексное применение ЗУН
Групповая работа
-Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
-Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.
-Выделять и называть
§46



Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.


преимущества легиона в отношении фаланги.
-Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.


Тема 12: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3ч)



Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.





53
Вторая война Рима с Карфагеном.
Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа
-Называть причины карфагенских войн.
-Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.
-Показывать на карте и комментировать поход Ганнибала.
-Характеризовать цели, поступки Ганнибала.
-Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
Карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. - П в. н. э.». Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / М., 1986. -С.185-186. §47

54
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.
Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная, групповая работа
-Работа с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье.
-Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима.
-Рассказывать о падении
Карта «Римская республика в IIII вв. до н. э.»

§48




Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.


Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.
-Составлять простой план параграфа.


55
Рабство в Древнем Риме
Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповая работа
-Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме.
-Доказывать бесправное положение рабов в Риме.
-Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М, 1986.-С. 194-196
§49

Тема 13: Гражданские войны в Риме (4ч)



Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.





56
Земельный закон братьев Гракхов.
Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия
Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповая работа
-Устанавливать причины гражданских войн в Риме.
-Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков.
-Работать в малых группах , систематизируя информацию.
-Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.
-Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986
§50

57
Восстание Спартака
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная, групповая работа
-Прослеживать движение войск Спартака по карте, комментировать события и поступки.
-составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.
-Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака»
Карта «Римская республика в IIII вв. до н. э.». Картина «Бой Спартака с римским отрядом». Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М.,
1986. §51


58
Единовластие Цезаря
Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
-Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель.
-Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря.
-Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986.-С. 216-217
§52

59
Установление империи
Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и
правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида»
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
-Определять причины поражения сторонников республики.
-Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор).
-Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.
-Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме.
-Характеризовать правление Октавиана Августа.
-Рассказывать о судьбах знаменитых римлян.
Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1986. - С. 226
§53

Тема 14: Римская империя в первые века нашей эры (5ч)

60
Соседи Римской империи .
Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа
-Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи.
-Комментировать иллюстрации на страницах учебника.
-Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.
-Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях.
Карта «Римская империя в IIII вв. до н. э.»
§54

61
Рим при императоре Нероне
Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Комплексное применение ЗУН
Индивидуальная работа
-Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э.
-Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме.
-Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

Энциклопедия. Все обо всем. - Т. 4., с. 277-282
§55

62
Первые христиане и их учение
Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед богом.
Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Индивидуальная работа
-Рассказывать об условиях появления христианского учения.
-Объяснять причины распространения христианства.
-Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
-Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения нагорной проповеди в наши дни.
Библия для детей

§56

63
Расцвет империи во II в.

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповая работа
-Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба.
-Характеризовать период правления императора Траяна.
-Рассказывать о достижениях империи во II в.
-Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.
-Доказывать, что римляне строили на века.
-Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

Карта «Римская империя в 1-Ш вв. до н. э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день Помпеи». Я познаю мир. История, с. 85, 102. §57







64
Вечный город и его жители.
Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Групповая работа
-Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий).
-Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».
-Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Карта «Римская империя в 1-Ш вв. до н. э.» Картина К. И. Брюллова «Последний день Помпеи». Я познаю мир. История, с. 85, 102. §58


Тема 5: Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч)

65
Римская империя при Константине
Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.
Комплексное применение знаний
Индивидуальная работа
-Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.
-Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине.
-Обосновывать факт переноса столицы империи.
-Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.
-Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.
Карта «Римская империя в 1-Ш вв. до н. э.»
§59


66
Взятие Рима варварами
Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи античности.
Комплексное применение знаний
Индивидуальная работа
-Обозначать причины раздела империи на две части.
-Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.
-Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.
-Высказывать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.
Карта «Римская империя в IV-V вв. до н. э. Падение Западной Римской империи». §60

67-

68
Итоговое повторение (2ч)
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Комплексное применение знаний
Индивидуальная работа, групповая работа
-Показывать на карте этапы расширения границ Рима.
-Воспроизводить легенды и их нравственный контекст.
-Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.





Вклад народов древности в мировую культуру.


-Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.
-Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915