Сообщение «Развитие творческого потенциала учащихся при обучении каллиграфии с использованием элементов методик Е.Н. Потаповой и В.А. Илюхиной».

«Развитие творческого потенциала учащихся при обучении каллиграфии с использованием элементов методик Е.Н. Потаповой и В.А. Илюхиной».

Обучая первоклассников, я поставила перед собой цель - эффективно формировать у школьников каллиграфические навыки письма и добиться хорошего уровня знаний. За основу этого обучения я взяла методику Е.Н.Потаповой.
На первом этапе идет развитие мускульной памяти, уделяется особое внимание штриховке. Через штриховку у ребенка развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, творческие способности и общая культура. В добукварный период, когда дети еще не изучают буквы, с помощью трафаретной линейки они знакомятся со всеми геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг, овал, ромб, трапеция, параллелограмм, штрихуя их по заданному учителем направлению. Эта работа проводится ежедневно, до конца периода обучения грамоте. В начале урока, познакомившись с геометрической фигурой, дети обводят ее на альбомном листе, сложенном пополам, с левой стороны три раза простым карандашом (на доске изображена заготовка). Сняв трафарет с листа, ученик заштриховывает фигуру параллельными линиями: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, но не справа налево. Соблюдая при этом главное правило -расстояние между штрихами должно составлять ширину строчной буквы. Направление штриховки я указываю на отрезке стрелкой. Штриховку можно выполнять простым карандашом или ручками с цветной пастой.




Во время штриховки, я руковожу действиями учащихся, разбираю ошибки типа: не заходите за границу фигуры, штрихуйте отрезки в одной фигуре в одном направлении, не используйте линейку, штрихуйте от руки, стараясь соблюдать одинаковое расстояние между отрезками. На данном этапе развиваются мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Когда заканчивается добукварный период и начинается знакомство с буквой, то работа усложняется. После того, как учащиеся познакомились с новой буквой на уроке чтения, происходит знакомство с написанием этой буквы.
На втором этапе идет развитие тактильной памяти, т.е. создание в памяти ребенка образа буквы и ее соединений, а также развивается слуховая, зрительная память, орфографическая зоркость, умение работать с загадкой, развиваются познавательные интересы. На данном этапе ученику необходимо иметь 33 карточки (по количеству букв в алфавите). На карточке из плотной бумаги (размер 180*140мм) наклеиваются заглавная и строчная буквы, вырезанные из наждачной бумаги (ширина полоски, составляющей буквы, равна З мм). Такая карточка есть у каждого ученика. Как проходит работа с карточкой? Указательным пальцем правой руки ученик ощупывает букву (сначала строчную букву, а на следующем уроке заглавную букву в соединении со строчной) в направлении письма. Двигая пальцем по буквам, ребенок ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их элементы, направление письма. Шероховатая поверхность наждачной бумаги раздражает нервные окончания указательного пальца, тем самым поступает сигнал в головной мозг, способствующий прочному запоминанию написания буквы.
Например, карточка с буквами Г, г .

На третьем этапе отрабатывается умение удерживать параллельность элементов букв при помощи письма с «секретом» (вводится термин «ножка балерины»), закрепляются умения правильно писать буквы, слоги, слова. Здесь используются карточки, покрытые калькой. Ученик обводит буквы, слоги, соблюдая при этом наклон букв и правильное направление письма.

Затем работа продолжается в прописях. Такая кропотливая работа дает положительные результаты: дети знают все геометрические фигуры, пишут красиво и правильно, в период обучения грамоте умеют подбирать однокоренные слова и на слух выделяют корень, а главное-письмо букв, слогов и слов приносит детям радость, потому что они видят свой успех.
Во втором классе работа над каллиграфией продолжается. Прописав во время чистописания ту или иную букву на рабочей строке, её же мы учимся писать на широкой строчке (высота буквы составляет 1/3 строки). Затем пишем слоги и слова.
В третьем классе при переходе на широкую строку, учащиеся вновь пользуются вкладышем через кальку, на котором даны образцы букв на широкой строке. Сначала третьеклассники обводят букву, а затем прописывают её в рабочей тетради. Все буквы для упражнений по чистописанию я разделила на несколько групп в зависимости от написания элементов:
и , о, а.
з, у, д.
г, п, т, р.
ч, ш, щ, ц.
с, х, ж, э, ф, в, б.
л, м, я, е.
н, к, ю, ы, ь, ъ.
В четвертом классе работа по чистописанию усложняется тем, что учащиеся не только каллиграфично пишут буквы и слоги, но и используют ряд сложных соединений в виде овалов, петель, восьмёрок. Эти соединения отрабатываются как на одной строке, так и на двух.


Фрагмент урока письма.
Тема урока: Буквы Г, г.
Цель: познакомить учащихся с прописными буквами Г, г; подготовить к каллиграфическому написанию букв Г, г; развивать мелкие мышцы пальцев и кистей руки, речь, познавательные способности; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Оборудование: слоговая таблица, линейка-трафарет с геометрическими фигурами, карточки с наждачными буквами, муляжи грибов, альбом, простой карандаш, карточки с калькой, картина "Лес - наше богатство", заготовки геометрических фигур (для составления рисунка на доске).
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала.
- С какими звуками вы сегодня познакомились на уроке чтения?
- Мы познакомились со звуками /г/, /г'/.
-Какой буквой эти звуки обозначаются на письме?
- Буквой «г».
- Какие слоги - слияния с буквой «г» вы печатали в тетрадях для печатания?
- Слоги - слияния га, го, ги, гу, ге.
3. Упражнения в штриховке.
- Послушайте загадку и отгадайте ее.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневою шляпкой,
С бархатной подкладкой.
- Грибы.
-Посмотрите на доску и скажите, какие геометрические фигуры я использую для изображения гриба (рисунок составлен заранее), а для травы?


- Полукруг, трапеция, круги.
- Сколько их?
- Возьмите альбомный лист, на левой стороне листа составьте эту композицию, используя трафарет.
- Заштрихуйте по заданному направлению так, чтобы расстояние между штрихами составляло ширину строчной буквы.
Во время штриховки идет работа по подбору родственных слов.
- Ребята, подберите слова-родственники к слову гриб.
- Грибник, грибной, грибница.
- Объясните, кого мы называем грибником? Какой дождь называется грибной? А что такое грибница?
- Какие грибы вы знаете?
- Посмотрите на муляжи.
- Как правильно надо собирать грибы? (Грибы надо собирать осторожно, срезая под корень, чтобы не повредить грибницу).
(На данном этапе уроке использую картину «Лес – наше богатство».)
4. Физкультминутка.
5. Работа с буквами Г, г. Ощупывание указательным пальцем букв Г, г по карточке с буквой, вырезанной из наждачной бумаги.

- Посмотрите на доску, точка является отправным пунктом в письме строчной буквы «г»:
- Сначала ведем пальчик по верхнему закруглению до верхней границы рабочей строки, затем пишем закругление, останавливая руку на 1/2 высоты буквы, т.е. до середины рабочей строки.
- Возьмите карточку и под счет начнем обводить указательным пальцем букву "и – раз - и" (дети обводят букву 8-10 раз).
6. Письмо буквы «г» по образцу через кальку с комментированием ученика.
7. Письмо буквы «г» в прописях.
- Посмотрите соединение буквы «г» с гласной о.

- Обведите его через кальку, а затем напишите в прописях. Так продолжается работа нал письмом слогов с комментированием ученика: "Пишу го с гласной о".
Аналогично проводится работа с другими слогами.

8. Игра "Назови слово на букву « г»!"
9.Работа с заглавной буквой Г.
Работа над предложением. Учитель читает предложение.
Галя и Гена собирали грибы.
- Составьте его схему. (Один ребенок у доски).
- Сколько в нём слов?
- Почему первое и третье слова пишутся с большой буквы?
- Начало предложения и имена людей пишутся с большой или заглавной буквы.
10. Сопоставление элементов в прописных буквах Г, г, П, п, Т, т и их письмо в "Прописях".
11.Итог урока.
-Послушайте загадку и отгадайте её:
Без рук, без ног,
на брюхе ползет.
(Гусеница).
-Назовите первый звук и дайте ему характеристику.
- Какой буквой он обозначается на письме?
-А кто из вас хотел бы составить гусеницу из геометрических фигур, используя трафаретную линейку? (Дети добавляют свои элементы в данную композицию).
Штриховка произвольная.

-Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Такое обучение письму позволяет учащимся научиться писать правильно и каллиграфично, активизировать своё внимание, вырабатывать усидчивость, трудолюбие, терпение, аккуратность. Оно способствует развитию творческого воображения, глазомера, познавательного интереса, а главное – желание учиться.
15