Конспект урока по теме Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами

Технологическая карта урока русского языка
Класс: 5
Дата: 08.11.2013 года
Тема урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Употребление предложений с однородными членами
Опорные знания и умения:
- определение понятия «однородные члены предложения»;
- умение находить однородные члены и составлять однородный ряд;
- умение правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения.
Обучающая цель:
- готовность учеников успешно выполнить тест учебных достижений «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Цель урока на языке учащихся:
В ходе сегодняшнего урока учащиеся научатся:
правильно находить однородные члены в предложении и строить схемы предложений с однородными членами;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
использовать в речи предложения с однородными членами.
Задачи воспитания и развития:
- способствовать воспитанию интереса к творчеству И.С. Тургенева;
- создать условия для развития способностей учащихся к самооценке, культуры индивидуальной и кооперативной (парной, групповой) деятельности.
Тип урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, портреты И.С. Тургенева в разные периоды его жизни, иллюстрации по творчеству И.С. Тургенева, выставка литературы «Великое слово И.С. Тургенева».






Ход урока:
Ожидаемый результат
Задачи учителя на этапе
Осваиваемое учениками содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методы
Оборудование и учебные материалы

Оргмомент (4 минуты)

Положительный настрой на познавательную деятельность, готовность усваивать новые знания, приобретать умения и навыки.
Интерес к личности и творчеству И.С. Тургенева.
- создать условия для развития положительного настроя на познавательную деятельность;
- способствовать развитию интереса учащихся к личности и творчеству И.С. Тургенева.

Содержание вступительного слова учителя к уроку. Наглядность.

Тест учебных достижений «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Вступительное слово учителя





Обращает внимание учащихся на тест учебных достижений. Просит в парах прочитать условия заданий и подумать, можно ли эти задания выполнить на данном этапе урока.
Соглашается с мнением учащихся: не все задания выполнимы.
Просит учащихся, исходя из заданий тестов, сформулировать цели урока.
Обращает внимание на оценочные листы, знакомит с правилами заполнения оценочных листов.

Знакомятся с темой урока, записанной на доске. Рассматривают портреты И.С. Тургенева. Читают и слушают стихотворение «Русский язык»
Парная работа: просматривают условия заданий, обсуждают.





Фронтальная работа: приходят к выводу: чтобы выполнить все задания, недостаточно знаний.
Формулируют цель урока.
Рассматривают оценочные листы.
Информационно-рецептивнй, частично поисковый.
Метод активной оценки
Портреты И.С. Тургенева, карточки со стихотворением «Русский язык».


Тест учебных достижений













Оценочный лист

Проверка домашнего задания и повторение ранее изученного материала (6 минут)

Правильное заполнение таблицы «с белыми пятнами».
Умение сравнить выполненное задание с эталоном и оценить уровень сформированности опорных ЗУН предыдущего урока.
Организовать деятельность по проверке сформированности навыков следующих умений и навыков:
- находить однородные члены и составлять однородный ряд;
- правильно определять синтаксическую роль однородных членов предложения.

Таблица с белыми пятнами» «Однородные члены предложения».
Эталон таблицы.
Слово об И.С. Тургеневе (2)
Раздаёт карточки с таблицами. Объясняет правила заполнения таблицы.
Наблюдает за самостоятельной деятельностью учащихся.
Контролирует время выполнения заданий, деятельность по самооценке и взаимооценке выполненных заданий.
Индивидуальная работа: выполняют задания по заполнению таблицы «с белыми пятнами».
Парная работа: взаимопроверка выполненных заданий.
Сравнивают выполненные задания с эталоном таблицы. Обсуждают правильность выполнения заданий.
Парная работа: взаимооценка (оценивают друг друга, обосновывают оценку).
Частично поисковый
Метод активной оценки
Таблицы «с белыми пятнами» (по количеству учащихся в классе), эталон таблицы (по 1 на парту)

Изучение нового материала (5 минут)

- приобретение навыков самостоятельного получения знаний путём анализа лингвистического материала (предложений).
- организовать работу по самостоятельному получению знаний путём анализа лингвистического материала (предложений);
- способствовать развитию аналитического мышления и навыков элементарного исследования.





Эталон таблицы с предложениями.






















Теоретический материал параграфа 25.
Слово об И.С. Тургеневе(3)
Просит учащихся напомнить тему урока и цели.
Обращает внимание учащихся на предложения в таблице «с белыми пятнами» и просит «понаблюдать» за предложениями:
В каких колонках таблицы можно найти примеры к сегодняшнему уроку.
Выделите ряды однородных членов, начертите этих схемы предложений.
Понаблюдайте за знаками препинания (какие знаки препинания ставятся и когда)
Учитель просит учащихся обобщить свои наблюдения и сформулировать правила постановки знаков препинания на основании данных предложений.
Обращает внимание учащихся на теоретический материал в учебнике на с. 85, 87, просит в течение 2 минут прочитать правило и ответить на вопрос: «Что нового вы узнали о постановке знаков препинания при ОЧП из учебника?»


Фронтальная работа:
обращают внимание на портреты И.С. Тургенева.
Воспроизводят тему и цели урока.
Наблюдают за предложениями из таблицы.
Отвечают на вопросы учителя.













На основании предложений из таблицы формулируют правила постановки знаков препинания при ОЧП.


Парная работа:
Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике на с. 85, 87.
Приходят к выводу, что они сами практически полностью сформулировали, «открыли» правила постановки знаков препинания при ОЧП, обращают внимание на постановку знаков препинания при союзах или, либо.


Исследовательский

Портреты И.С. Тургенева.


Эталон таблицы с предложениями.























Учебник

Закрепление изученного материала (20 минут)

Приобретение следующих умений и навыков:
- находить однородные члены в предложении и строить схемы предложений с однородными членами;
- расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- использовать в речи предложения с однородными членами.

- создать условия для формирования у учащихся ЗУН по теме урока.
Выставка литературы «Великое слово И.С. Тургенева»
Карточки с заданиями (1,2,3)
Эталоны

Слово об И.С. Тургеневе (4)
Учитель обращает внимание учащихся на текст одного из стихотворений в прозе «Воробей» (задание 1).
Задания к тексту:
Прочитайте текст. Какова его основная мысль?
Найдите в тексте предложения с однородными членами.
Постройте схемы предложений с однородными членами (индивидуально) В работе использовать предложения 2 абзаца.
Следит за выполнением заданий и временем выполнения задания.
Наблюдает за самооценкой и взаимооценкой.
Вопрос: Чему вы научились, выполняя данное задание?




Учитель обращает внимание учащихся на задание 2. Предлагает прочесть условие, спрашивает, куда можно обратиться за помощью в случае затруднений.
Следит за выполнением заданий и временем выполнения задания.
Наблюдает за самооценкой и взаимооценкой.
Вопрос: Чему вы научились, выполняя данное задание?


Приглашает к выполнению задания 3. Произведения Тургенева прекрасны. А теперь я тоже приглашаю вас к творчеству. В этом нам поможет задание 3.
Предлагает прочесть условие, спрашивает, куда можно обратиться за помощью в случае затруднений.



Следит за выполнением заданий и временем выполнения задания.
Наблюдает за самооценкой и взаимооценкой.
Вопрос: Чему вы научились, выполняя данное задание?







Фронтальная работа:
Читают предложенный текст. Определяют основную мысль текста.
Парная работа:
Ищут предложения с однородными членами.
Индивидуальная работа:
Строят схемы предложений с однородными членами.
Парная работа:
Взаимопроверка.
Сравнение выполненного задания с эталоном.

Самооценка и взаимооценка.

Ответ: определять основную мысль текста, находить предложения с ОЧ, находить ряды ОЧ в предложении, строить схемы предложений с ОЧ.
Парная работа: учащиеся знакомятся с условием задания 2. Отвечают на вопрос учителя: помощник – учебник или сосед по парте.


Индивидуальная работа:
Выполнение задания 2.
Сравнение выполненного задания с эталоном.
Парная работа: Самооценка и взаимооценка.

Ответ: расставлять знаки препинания при однородных членах предложения в соответствии с условиями.
Фронтальная работа:
Знакомятся с условием задания № 3.




Отвечают на вопрос учителя: помощник – материал в учебнике на с. 8 или сосед по парте. А также информация о И. Тургенева, услышанная и увиденная на уроке.
Индивидуальная работа:
Выполнение задания 3.
Сравнение выполненного задания с эталоном.
Парная работа: Самооценка и взаимооценка.
Ответ: конструировать предложения с однородными членами и обобщающим словом при них.
Информационно-рецептивнй, частично поисковый
Метод активной оценки
Выставка литературы «Великое слово И.С. Тургенева»
Карточка № 1.
Текст стихотворения в прозе «Воробей» (по 1 экземпляру на парту).
Эталоны задания (1).
Оценочные листы



















Карточка № 2
Эталон задания (2)

Обобщение и систематизация ЗУН. Самооценка. (4 минуты)

Правильное выполнение теста учебных достижений «Знаки препинания в простом предложении»
Оценивание учащимися результатов собственной деятельности.
Организовать работу учащихся по определению степени усвоения учебного материала.
Тест учебных достижений «Знаки препинания»

Учитель обращает внимание учащихся на карточки с тестами учебных достижений «Знаки препинания в предложениях с однородными членами», просит просмотреть, все ли варианты заданий были обсуждены и выполнены на уроке.
Предлагает учащимся выполнить тестовые задания.
Наблюдает за выполнением заданий, контролирует время работы.
Предлагает учащимся сравнить полученные ответы с эталоном и отметить процент выполнения заданий.
Просматривает работы.
Фронтальная работа: просматривают карточки с тестами, анализируют их содержание.
Приходят к выводу: аналогичные задания выполнялись на уроке.




Индивидуальная работа: приступают к выполнению заданий.
Выполняют тестовые задания.


Сравнивают полученные ответы с эталоном, оценивают степень овладения учебным материалом с помощью процентов.
Информационно-рецептивнй, частично поисковый
Метод активной оценки
Тест учебных достижений «Знаки препинания.
Оценочный лист

Домашнее задание (2 минуты)

Осознание учащимися индивидуального уровня владения учебным материалом и выбор домашнего задания, соответствующего данному уровню
Создать условия для каждого учащегося по корректировке приобретённых умений и навыков
Карточки с вариантами домашних заданий и критериями оценки качества выполнения домашнего задания
Сегодня мы убедились, что личность И.Тургенева многогранна. Своё знакомство с творчеством И. Тургенева мы продолжим во втором полугодии и прочитаем его рассказ «Муму». Но у каждого из вас есть возможность соприкоснуться с его творчеством ещё раз, выполняя домашнее задание, которое я хочу вам предложить.
Анализируя индивидуальные результаты выполнения теста учебных достижений каждого учащегося, учитель, обращает внимание на дифференцированный характер домашнего задания.
Предлагает каждому учащемуся три варианта домашнего задания критерии его успешного выполнения, выполнить необходимо одно на выбор учащегося.
Даёт советы учащимся по выбору домашнего задания.








Рассматривают карточки с вариантами домашнего задания.





Каждый учащийся выбирает оптимальное для него домашнее задание, рассказывает о своём выборе учителю и классу.

Информационно-рецептивнй, частично поисковый
Метод активной оценки
Карточки с вариантами домашних зада-ний и критерии успешного выполнения домашнего задания.

Подведение итогов урока. Самооценка. Оценка учителя. Рефлексия. Выставление отметок (4 минуты)

Правильная самооценка учащихся.
Соответствие самооценки учащихся оценке учителя.
Осознание учащимися индивидуального уровня владения учебным материалом.
Эмоциональная удовлетворённость участников образовательного процесса.
- способствовать развитию у учащихся умения самооценки;
- содействовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к оценке их деятельности товарищами и учителем;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу в классе.
Степень овладения материалом и объём выполненной работы на уроке
Учитель предлагает провести оценку и взаимооценку деятельности.
Учитель словесно оценивает деятельность класса по усвоению учебного материала.
Предлагает ребятам порассуждать над вопросами:
В какой степени вы достигли своей цели?
Над чем, на ваш взгляд, стоит поработать дома?
Чем обогатил вас сегодняшний урок?
Выставляет отметки.
Слово об И.С. Тургеневе (5)
Парная работа: учащиеся оценивают свою деятельность на уроке и деятельность соседа по парте, обсуждают.
Слушают и анализируют.

Фронтальная работа:
Отвечают на поставленные учителем вопросы.





Выставляют отметки в дневники.
Обобщение
Метод активной оценки
Листы оценки.
Журнал, дневники.


 См. приложение 5
 По классификации М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера
 См. приложение 1
 См. приложение 2
 См. приложение 3
 См. приложение 3
 См. приложение 1
 См. приложение 1
 См. приложение 4
 См. приложение 4
 См. приложение 1
 См. приложение 5
 См. приложение 6
 См. приложение 1









13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15